Гендерный аспект речевой маски: постановка проблемы и поиск ориентиров
В настоящее время гендерные исследования чрезвычайно актуальны и ведутся в рамках трех основных направлений: социо- и психолингвистическом, лингвокультурологическом и коммуникативно-дискурсивном. Цель статьи – рассмотреть понятия гендера и гендерных стереотипов применительно к коммуникативной стратегии «Речевая маска»: выявить условия успешности стратегии в зависимости от фактора адресата в случаях полного или частичного соответствия речевой маски гендерным стереотипам. Так, в ходе работы было выяснено, что, с одной стороны, маска должна опираться на гендерные стереотипы поведения и речи, с другой, – стопроцентное соответствие этим стереотипам, равно как и полное несоответствие им, делает речевую и поведенческую маску неубедительной и приводит к провалу стратегии. В то же время небольшие отклонения от стереотипов воспринимаются адресатом нормально и способствуют успешности коммуникативной стратегии.
Гендер, гендерные стереотипы, речевая маска, коммуникативная стратегия.
1. Кирилина А. В., Томская М. В. Лингвистические гендерные исследования // Отечественные записки. – 2005. – № 2. Режим доступа: http://www.strana-oz.ru/2005/2/lingvisticheskie-gendernye-issledovaniya (дата обращения: 16.12.2013).
2. Кирова А. Г. Развитие гендерных исследований в лингвистике // Вестник ТГПУ. – 2009. – Вып. 8. – С. 138–140.
3. Белова Н. В. Гендерные стереотипы языкового сознания // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М. А. Шолохова. Филологические науки. – 2009. – № 1. – С. 34–38.
4. Ощепкова Е.С. Идентификация пола автора по письменному тексту: лексико-грамматический аспект: дис. … канд. филол. наук. – М., 2003. – 154 с.