Вестник Новосибирского государственного педагогического университета, 2014, Т. 4, № 4, С. 81–87
УДК: 
61+612+371+159.91

Функциональные и психофизиологические особенности школьников, обучающихся в условиях специализированного и профильного классов

Суботялов М. А. 1 (Новосибирск, Россия), Шуленина Н. С. 2 (Новосибирск, Россия), Куприна Н. С. 2 (Новосибирск, Россия)
1 Новосибирский государственный педагогический университет
2 Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Новосибирский государственный педагогический университет"
Аннотация: 

Статья посвящена изучению функциональных и психофизиологических особенностей у подростков в условиях разных типов обучения. Выделено две группы обследуемых – школьники специализированных и профильных восьмых и десятых классов. Проведено комплексное обследование функциональных и психофизиологических параметров организма учащихся. Из психофизиологических параметров определены латентный период простой зрительно-моторной реакции, показатели механической, смысловой и образной памяти, а также скорость переключения внимания. Из функциональных показателей изучены индекс напряжения, мода, амплитуда моды, показатель адекватности процессов регуляции, индекс вегетативной регуляции, индекс централизации, вегетативный показатель ритма. Установлено, что подростки в условиях специализированного обучения, имея лучшие психофизиологические параметры по сравнению со сверстниками профильных классов, продемонстрировали более высокое напряжение со стороны сердечно-сосудистой и вегетативной нервной систем.

Ключевые слова: 

вариабельность ритма сердца, подростки, типы обучения, психофизиология, профильное обучение

Библиографическая ссылка:
Суботялов М. А., Шуленина Н. С., Куприна Н. С. Функциональные и психофизиологические особенности школьников, обучающихся в условиях специализированного и профильного классов // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2014. – № 4. – С. 81–87. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1404.07
Список литературы: 

1. Айзман Р. И., Рубанович В. Б., Суботялов М. А. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. Новосибирск: Сибирское Университетское Издательство, 2008. – 214 с.
2. Айзман Р. И. Здоровье педагогов и обучающихся – ключевая задача современной школы // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2012. – № 3. – С. 24–35.
3. Айзман Р. И., Айзман Н. И., Рубанович В. Б., Лебедев А. В. Принципы и алгоритмы мониторинга здоровья учащихся и студентов // Сибирское медицинское обозрение. – 2009. –Т. 57. – № 3. – С. 101–104.
4. Суботялов М. А. Морфофункциональные и психофизиологические особенности подростков и юношей различных конституциональных типов. Автореф. дисс. … канд. биол. наук. Томск, 2002. – 24 с.
5. Шуленина Н. С. Морфофункциональное и психофизиологическое состояние учащихся при углубленном использовании компьютерных технологий в учебном процессе. Автореф. дисс. … канд. биол. наук. Томск, 2002. – 24 с.
6. Пирумова И. В., Суботялов М. А., Айзман Р. И. Психофизиологические показатели мальчиков и девочек, обучающихся в условиях традиционного и раздельного обучения // Сибирский педагогический журнал. – 2004. – № 1. – С. 214–220.
7. Медведев В. И., Леонова А. Б. Функциональные состояния человека // Физиология трудовой деятельности / Отв. ред. Медведев В. И., Аверьянов В. С.; РАН. – СПб.: Наука, 1993. – С. 30.

Дата публикации 19.08.2014