Педагогическое сопровождение – вид взаимодействия в деятельности средних профессиональных образовательных организаций
В статье авторы раскрывают понятие «педагогическое сопровождение», начиная с понятий «общение» и «взаимодействие». Дается анализ этих понятий с точки зрения классиков педагогики. Авторы прослеживают взаимосвязь общепринятых понятий с исследуемой проблемой по теме докторской диссертации на примерах общественной жизни и деятельности образовательных организаций, в частности, на примере политехнического техникума. В статье обосновываются примеры взаимодействия образовательных организаций, общие и отличительные требования к деятельности техникумов и школ. Приводятся примеры взаимодействия политехнического техникума через педагогическое сопровождение на уровне техникума, профессионального сообщества, общества в целом. В работе авторы используют методы анализа, наблюдения, аналогии, обобщения.
В статье приводятся примеры видов сопровождения в техникуме, факты, подтверждающие их эффективность и результативность. Авторы анализируют материалы научно-практической конференции, посвященной 35-летию техникума, по теме диссертационного исследования. На примере выступлений коллег на научно-практической конференции авторы обосновывают понятие «педагогическое сопровождение» и его значения в деятельности образовательной организации, а также проводят аналогии с цитируемыми источниками. Статья имеет выраженный практический характер и может быть интересна практикующим работникам профессиональных образовательных организаций.
общение, взаимодействие, педагогическое сопровождение, фасилитация, политехнический техникум, профессиональное образование
- Андреева Г. М. Общение и оптимизация совместной деятельности. – М.: Изд-во МГУ, 1987. – 297 с.
- Газман О. С. Неклассическое воспитание. От авторитарной педагогики к педагогике свободы. – М.: МНРОС, 2002. – 296 с.
- Горолатова Т. С. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся в учреждениях профессионального образования: дисс. … канд. пед. наук: 13.00.01. – Н. Новгород, 2004. – 183 с.
- Дамдинов А. В., Молонов Г. Ц. Педагогическое сопровождение учащихся и молодежи в интеграции отечественной и мировой культуры. –Улан-Удэ, 2012.
- Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А. Психологический словарь-справочник. – М.: Харвест, 2001. – 576 с.
- Казакова Е. И. Сопровождения развития – новая образовательная технология // Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение развития ребенка: материалы Российско-фламанд. конф. – СПб, 2001.
- Леонтьев А. Н. Общение как объект психологического исследования. – М., 1975.
- Лисина М. С. Проблемы онтогенеза общения. – М.: Педагогика, 1986. – 144 с.
- Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические основы психологии. – М., 1984. – 444 с.
- Манжуев Г. Н., Молонов Г. Ц. Сопровождение – фактор развития физической культуры и спорта. – Улан-Удэ, 2012.
- Нежкина Л. Ю., Молонов Г. Ц. Педагогическое сопровождение личности в спорте – основа успешной адаптации и самореализации в жизни. – Улан-Удэ : Изд-во Бурят. госуниверситета, 2012. – 190 с.
- Попкова Г. Н. Педагогическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников: автореф. дисс. … канд. пед. наук: 13.00.01. – Улан-Удэ: РГБ, 2013. – 25 с.
- Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений. – Ростов н/Д: Феникс, 1998. –544 с.
- Розум С. И. Психология социализации и социальной адаптации человека. – СПб.: Речь, 2006. – 366 с.
- Соснина В. Н., Молонов Г. Ц. Педагогическое сопровождение сотрудников пенитенциарной системы. – Чита : ЗабИЖТ, 2012. – 273 с.
- Эльконин Д. Б. Введение в психологию развития (в традиции культурно-исторической теории Л.С. Выготского). – М.: Тривола, 1994. – 168 с.
- Педагогическое сопровождение в деятельности профессиональной образовательной организации: материалы межрегиональной научно-практической конференции / под ред. О. В. Якимова. – Улан-Удэ: Бальжинимаев А.Б. 2014.-264 с.