Вестник Новосибирского государственного педагогического университета, 2014, Т. 4, № 6, С. 44–51
УДК: 
371-372.3/4 + 612.821

К постановке проблемы адаптации на разных этапах социального онтогенеза

Климова Т. В. 1 (Новосибирск, Россия), Волобуева Н. А. 1 (Новосибирск, Россия)
1 Новосибирский государственный педагогический университет
Аннотация: 

В статье рассматривается проблема адаптации личности на разных этапах социального онтогенеза, так как является одной из важнейших задач в модернизации образования. Цель статьи - выделить и охарактеризовать основные проблемы адаптации в различные периоды социального онтогенеза. В статье отмечается, что в современных условиях социально-экономических преобразований требуются люди, которые быстро приспосабливаются к новым требованиям и задачам в различных сферах деятельности. Анализ существующих в настоящее время потребностей в определении и реализации приоритетов развития всех уровней образования России ставит перед государством первостепенную задачу сделать наше образование конкурентоспособным и эффективным. Одним из важнейших направлений структурного и содержательного изменения образования является исследование процессов адаптации на разных ступенях социального онтогенеза. Так же в статье рассматривается взаимосвязь процессов адаптации на разных этапах социального онтогенеза с приобретённым в процессе взаимодействия со средой опытом. Выработанные и приобретенные навыки на предыдущей ступени адаптации играют большую роль при переходе с одного возрастного периода социальной адаптации на другой. Поэтому в данной статье рассматриваются наиболее важные в жизни человека периоды адаптации.

Ключевые слова: 

адаптация, здоровье, функциональные системы, среда жизнедеятельности, образовательный процесс, социальная адаптация, онтогенез.

Библиографическая ссылка:
Климова Т. В., Волобуева Н. А. К постановке проблемы адаптации на разных этапах социального онтогенеза // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2014. – № 6. – С. 44–51. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1406.04
Список литературы: 
    1. Андриенко О. А. Педагогические условия повышения эффективности социальной адаптации первокурсников в профессиональном лицее: дис. ... канд. пед. наук. – Магнитогорск, 2009. – 188 с.
    2. Волобуева Н. А., Климова Т. В., Ширшова В. М. Адаптация детей к условиям дошкольного учреждения // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2012. – № 5. – С. 14–19.
    3. Волобуева Н. А. Проблемы школьной адаптации и здоровье учащихся начальных классов // Якутский медицинский журнал. – 2009. – № 3 (9). – С. 58–60.
    4.  Волобуева Н. А., Абаскалова Н. П. Предшкола как эффективный педагогический фактор адаптации детей к образованию // Вестник Читинского государственного университета. – 2012. – № 6 (85).– С. 143.
    5. Волобуева Н. А.Социально-психологические проблемы адаптации ребенка к дошкольному образовательному учреждению // Современные исследования социальных проблем. – 2013. – № 1 (13). – С. 133–136.
    6. Дашичев К. В. Сравнительная характеристика регуляции сердечного ритма в раннем постнатальном онтогенезе у преждевременно родившихся детей и незрелорождающихся животных: автореферат дис. … канд. мед. наук. – СПб, 2011. – С. 3–24.
    7. Зайцева Н. В. Особенности ранней постнатальной адаптации новорожденных у матерей с артериальной гипертензией [Электронный ресурс]: дис. ... канд. мед. наук: 14.00.09. – Режим доступа: http://www.lib.ua-ru.net (дата обращения: 08.09.2014)
    8. Климова Т. В., Маркова Е. В. Формирование здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. – Красноярск: Научно-инновационный центр, 2012. – 240 с.
    9. Климова Т. В., Абаскалова Н. П. Медико-социальные проблемы формирования здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья // Современные исследования социальных проблем. – 2013. – № 1 (13). – С. 141–144.
    10. Климова Т. В. Педагогическое моделирование работы по формированию здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья // Вестник Читинского государственного университета. – 2012. – № 6 (85).– С. 14–22.
    11. Леонова Е. Н. Педагогическое сопровождение процесса адаптации первокурсников вуза: автореферат дис. …канд. пед. наук. – Хабаровск, 2010. – С. 3–22.
    12. Маркова Е. В. Механизмы нейроиммунных взаимодействий в реализации поведенческих реакций. – Красноярск: Научно-инновационный центр, 2012. – 236 с.
    13. Маркова Е. В., Смык А. В., Климова Т. В., Волобуева Н. А. Гл. 6. Социально-гуманитарные проблемы современности // Психолого-педагогические подходы к коррекции тревожности у подростков в условиях реформирования образования: монография. – Saint Louis, USA: Publishing House Science and Innovation Center, 2014. – С. 22.
    14. Редлих С. М. Освоение особенностей образовательной среды как фактор успешной социально-профессиональной адаптации начинающего учителя // Педагог: наука, технология, практика. – 1999. – № 2 (7). – С. 10–13.
    15. Сопоев С. А. Адаптация молодых специалистов в современных российских организациях: автореферат дис. … канд. социол. наук. –М, 2013. – С. 4–27.
Дата публикации 05.12.2014