Граммар-наци: речевая агрессия и наивная лексикография
В статье проведен анализ деятельности возникшего в 2000-х гг. и получившего в России наибольшую популярность в начале 2010-х гг., «радеющего о чистоте родного языка» интернет-сообщества граммар-наци в двух аспектах: наивной лингвистики и речевой агрессии. Цель статьи – описать новые, характерные для интернет-коммуникации формы речевой агрессии, используемые представителями граммар-наци для оскорбления и унижения собеседников: лингвистический троллинг, флейм, стеб, слоганы и мемы, специфические разновидности угроз. В ходе анализа делается вывод о том, что всё это разновидности межличностного языка вражды, а основная цель граммар-наци – не пропагандировать чистоту и красоту родного языка, а унизить оппонента за счет травли на почве языка и речи. При этом отдельное внимание уделено так называемому «Расстрельному грамматическому списку», который анализируется не только как образец новой наивной лексикографии, но и как новая форма проявления речевой агрессии. В статье приводится богатый иллюстративный материал, демонстрирующий разнообразные формы и способы проявления речевой агрессии со стороны граммар-наци. В заключение делается вывод о том, агрессивное речевое поведение отечественных граммар-наци – это продукт своей эпохи и современного общества.
наивная лингвистика, граммар-наци, прагматика, речевая агрессия, наивная лексикография
- Гусейнов Г. Ч. Блогосфера как коммуникативное пространство // Русский язык и новые технологии / под. ред. М. В. Ахметовой, В. И. Беликова. – М.: Новое литературное обозрение, 2014. – С. 27–57.
- 2. How to be a Grammar Nazi [Электронный ресурс]. – URL: http://www.wikihow.com/Be-a-Grammar-Nazi (дата обращения: 01.08.2015).
- Носик А.Граммар-наци: Запись в «Живом журнале». – 18.05.2011. [Электронный ресурс]. – URL: http://dolboeb.livejournal.com/2081705.html (дата обращения: 01.08.2015).
- Внебрачных Р. А. Троллинг как форма социальной агрессии в виртуальных сообществах // Вестник Удмуртского университета. Философия. Социология. Психология. Педагогика. – 2012. – Вып. 1. – С. 48–51.
- Смирнов Ф. О. Искусство общения в Интернет. Краткое руководство. – М.: Вильямс, 2006. – 240 с.
- Дубин Б. В. Слово – письмо – литература: Очерки по социологии современной культуры. – М.: Новое литературное обозрение, 2001. – С. 163–174.
- Кронгауз М. А. Cамоучитель Олбанского. – М.: АСТ, 2013. – 440 c.
- Кронгауз М. А. Мем в русскоязычном Интернете: опыт деконструкции // Русский язык и новые технологии / под. ред. М. В. Ахметовой, В. И. Беликова. – М.: Новое литературное обозрение, 2014. – С. 87–95.
- Butler J. Excitable Speech. A Politics of the Performative. – NY., L.: Routledge, 1994. – 185 p.
- Ефремов В. А. О новых формах наивной лингвистики в эпоху интернета // Антропологический форум. – 2014. – № 21. – С. 74–81.
- Русский Викисловарь [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wiktionary.org/wiki/ Заглавная_страница (дата обращения: 01.08.2015).
- Лукашанец Е. Г. Интернет и язык: народная лексикография // Вестник Нижегородского ун-та им. Н. И. Лобачевского. – 2011. – № 6 [2]. – C. 378–381.
- Справочное место русского слова: Четыреста поправок [Составил А. Н. Греч]. – Санкт-Петербург, 1839.
- Зверева В. В. Сетевые разговоры. Культурные коммуникации в Рунете. – Bergen: University of Bergen, 2012. – 279 с.
Вокуев Н. Е. Феноменология стеба в современной массовой культуре // Аналитика культурологии. – 2010. – № 17. – С. 161–165.