Реализация образовательных технологий в профессиональной подготовке студентов вуза как изменение знаковых систем
2 Казахский государственный женский педагогический университет
В статье рассматриваются некоторые подходы к реализации образовательных технологий при профессиональной подготовке студентов вуза (на примере педагогического вуза). Авторы фиксируют проблему изменения знаковых систем подачи, интерпретации и усвоения информации в процессе обучения студентов. Рассматриваются различные группы образовательных технологий в зависимости от приоритетного статуса формирования знаний, развития опыта деятельности и решения креативных задач. Выделено три группы образовательных технологий, которые должны быть реализованы в обучении студентов вуза: активно-деятельностные технологии, связанные с отработкой умений и навыков; когнитивные технологии, нацеленные на развитие интеллектуальных функций; гуманистические технологии, влияющие на мотивационную и эмоциональную сферу личности. В качестве концептуальной основы реализации такого подхода предложена теория Д.П. Гилфорда, обосновывающая развитие конвергентного и дивергентного мышления студентов для совершенствования процессов обучения и повышения их эффективности. В статье также анализируется герменевтический подход в контексте анализа изменения знаковых систем в процессе профессионального обучения студентов. В качестве примера представлены элементы когнитивной и гуманистической технологии, реализуемой в системе высшего педагогического образования. Когнитивная технология изменения знаковых систем показана с учетом организации самостоятельной работы студентов. Гуманистическая технология представлена на основе театральной педагогики.
образовательная технология, профессиональное образование, профессиональная подготовка педагога, герменевтический подход, смена знаковых систем в обучении, активно-деятельностные технологии, когнитивные технологии, гуманистические технологии, театральная педагогика, педагогическая импровизация
- Андриенко Е. В. Педагогический профессионализм. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2011. – 188 с.
- Андриенко Е. В. Социальная психология. – М.: Академия, 2012. – 266 с.
- Артамонова Е. И. Формирование инновационной компетентности педагога в процессе обучения в вузе // Педагогическое образование и наука. – 2014. – № 5. – С. 17–27.
- Гилфорд Д. П. Три стороны интеллекта // Психология мышления. – М.: Прогресс, 1965. – 165 с.
- Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4-х т. – Т. 4. – СПб.: Диамант, 1997. – 870 с.
- Краснов С. И., Каменский Р. Г. Теоретические основания системы обучения субъектов образования инновационному проектированию // Педагогика. – 2013. – № 2. – С. 39–45.
- Набатова Л. Б., Романов В. Н. Технологический подход к профессиональному образованию в условиях внедрения ФГОС // Педагогическое образование и наука. – 2013. – № 3. – С. 122–125.
- Надель-Червинская М. А., Червинский П. П. Большой толковый словарь иностранных слов. – Ростов-н/Д: Феникс, 1995. – 512 с.
- Ожегов С. И. Словарь русского языка. – М., 1088. – 749 с.
- Словарь иностранных слов / под ред. А. Г. Спиркина, И. А. Акчурина, Р. С. Карпинской. – М.: Русский язык, 1987. – 608 с.
- Шатин Ю. В. Технология агональной коммуникации. – Новосибирск: Изд-во НГУ, 2004.
- Шульга И. И. Профессиональная подготовка бакалавров-педагогов к организации детского досуга: монография. – Новосибирск : Изд-во НГПУ, 2013. – Ч. 1. – 164 с.
- Шульга И. И. Педагогическая анимация: Профессиональная подготовка организаторов детского досуга. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2010. – 340 с.
- Guilford J. P. The Nature of Human intelligence. – N.Y.: David MeKey Co, 1967.
- Silber K. H. Some implications of the history of educational technology were all in this together // Brown G. W., Brown S. N. Educational Media Yearbook. – Littleton: Colorado Libraries Unlimited, 1981. – P. 21.