Новое положение иностранных языков в системе образования, ориентированного на глобальную гражданственность [In English]
2 Новосибирский государственный педагогический университет
В статье представлен обзор основных направлений современных исследований по проблеме корректировки целей языкового образования, ориентированного на подготовку к эффективной межкультурной и поликультурной коммуникации. Цели статьи – проанализировать влияние процесса глобализации на изменение целей обучения иностранным языкам, описать основные положения нового подхода к обучению иностранным языкам, целью которого является формирование нового типа компетенции – поликультурной, а также представить результаты его практического использования. Авторами отмечается, что поликультурная компетенция может рассматриваться как новое направление теории языкового образования, которое основывается на когнитивной лингвистике и фокусирует свое внимание на том, что обучение иностранным языкам не исчерпывается овладением языковым кодом. Овладение концептуальной картиной мира носителей различных культур рассматривается как важный компонент обучения иностранным языкам. В статье выделены два важных аспекта исследования: 1) возрастание роли иностранных языков как образования, способствующего формированию гражданственности; 2) доказательство нового положения иностранных языков как образования, ориентированного на формирование качеств глобальной гражданственности. Важной частью предложенной авторами методологии является междисциплинарный и интегрированный подход, который включает в себя две теоретические дисциплины («Межкультурная и поликультурная коммуникация» и «Культурологические основы перевода») и практическую дисциплину («Английский язык»). Полученные результаты подтверждают гипотезу о том, что развитие поликультурной компетенции обеспечивает формирование таких знаний, умений и навыков, которые помогают студентам стать гражданами глобального общества.
глобализация, поликультурная компетенция, межкультурная/поликультурная коммуникация, междисциплинарный подход, иноязычная культура, культурные концепты, гражданин глобального общества, глобальная гражданственность
https://www.scopus.com/record/display.uri?eid=2-s2.0-85015896491&origin=...
The new position of foreign language as education for global citizenship
1. Aguilar M. J. Intercultural Communicative Competence as a Tool for Autonomous Learning // Revista Canaria de Estudios Ingleses. – 2010. – № 61. – P. 87–98.
2. Alred G., Byram M. Becoming an intercultural mediator: a longitudinal study of residence abroad // Journal of multilingual and multicultural development. – 2002. – Vol. 23 (5). – P. 339–352. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/01434630208666473
3. Archer M. S. Sociology for One World: Unity and Diversity // International Sociology. – 1991. – Vol. 6. – P. 131. DOI: http://dx.doi.org/10.1177/026858091006002001
4. Bennet M. J. Towards Ethnorelativism: A Developmental Model of Intercultural Sensitivity // Education for the Intercultural Experience / Ed. R. M. Paige. – U.S.A.: Intercultural Press, 1993. –
P. 21–71.
5. Byram M. From Foreign Language Education to Education for Intercultural Citizenship. Essays and reflections. – Clevedon: Multilingual Matters, 2008. – P. 288.
6. Byram M. On being “bicultural” and “intercultural” in Intercultural Experience and Education / Eds. G. Alred, M. Byram and M. P. Fleming. – Clevedon: Multilingual Matters, 2002. – P. 50–66.
7. Byram M. Teaching and Assessing Intercultural Communicative Competence. Clevedon: Multilingual Matters, 1997. – P. 7.
8. Byram M. Language awareness and (critical) cultural awareness – relationships, comparisons and contrasts // Language Awareness. – 2012. – № 21 (1–2). – P. 5–13. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/ 09658416.2011.639887
9. Georgiou M. Intercultural competence in foreign language teaching and learning: action inquiry in a Cypriot tertiary institution. – URL: http://eprints.nottingham.ac.uk/11866/1/Intercultural_ competence_in_FLL.pdf (accessed 30.07.2016).
10. Giddens A. Modernity and Self-Identity: Self and Society in the Late Modern Age. – Stanford California: Stanford University Press, 1991. – P. 64.
11. Nugent K., Catalano T. Critical cultural awareness in the foreign language classroom // NECTFL Review. – 2015. – № 75. – P. 15–30. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/17405904.2013.813774
12. Robertson R. Globalization: Social Theory and Global Culture. – UK: SAGE Publications, 1992. – P. 8.
13. Rubenfield S. Intercultural Mediation: Social, Linguistic and Psychometric Consideration. – Ottava, Canada: Canada’s University, 2009. – P. 15.
14. Пахмутова Е. Телекоммуникационные проекты в межкультурном обучении иностранным языкам. – Саранск: Мордовский гос. университет, 2003. – С. 56.
15. Portera A. Intercultural education in Europe: epistemological and semantic aspects // Intercultural education. – 2008. – Vol. 19, № 6. – P. 481–491. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/ 14675980802568277
16. Stier J. Internationalisation, Ethnic Diversity and the Acquisition of Intercultural Competencies // Intercultural Education. – 2003, Vol. 14, Issue 1. – P. 77–95. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/ 1467598032000044674
17. Stier J. Intercultural Competencies as a Means to Manage Interactions in Social work // Journal of Intercultural Communication. – 2004. – Issue 7. – P. 1–17.
18. Stiftung B., Cariplo F. Intercultural competence – The key competence in the 21st century? – Germany: Bertelsmann Stiftung, 2008. – P. 4.