Проблема формирования информационно-коммуникационной компетентности магистранта как будущего научно-педагогического работника: опыт Казахстана
Проблема и цель. В статье представлена структура информационно-коммуникационной компетентности магистрантов в Казахстане, включающая предметную, научно-исследовательскую и педагогическую составляющие. Определено состояние сформированности информационно-коммуникационной компетентности на данном этапе развития информационного общества. Цель статьи – выявить уровень информационно-коммуникационной компетентности магистрантов второго года обучения и проанализировать полученные в ходе эксперимента данные.
Методология. Исследование проводилось на основе специально разработанной анкеты. Магистрантов анкетировали, чтобы изучить особенности пользовательской активности, выявить степень использования ими ИКТ в предметной, педагогической и научно-исследовательской деятельности во время обучения в магистратуре.
Основные результаты эксперимента показывают, что у большинства магистрантов в Казахстане невысокий уровень информационно-коммуникационной компетентности и высокая пользовательская активность в области ИКТ. Особенно важным мы считаем, что уровень развития научно-исследовательской и педагогической составляющих информационно-коммуникационной компетентности магистранта ниже предметной компоненты, что влияет на научную и педагогическую деятельность.
В процессе эксперимента мы выявили, что существующая организация научно-исследовательской деятельности и педагогической практики магистрантов недостаточно эффективна. Отсутствие обратной связи и недостаточный контроль со стороны руководителей приводят к тому, что у магистрантов нет полного представления о возможностях применения ИКТ в научно-исследовательской и педагогической деятельности.
Авторами отмечается, что такое положение дел обосновывается еще и тем, что деятельность не организована в специально отведенное время для отработки педагогических умений и компетенций (во время педагогической практики) и научно-исследовательских компетенций во время прохождения научно-исследовательской практики и руководства научно-исследовательской работой магистрантов.
В заключении делаются выводы о том, что одним из самых эффективных инструментов, способствующих оптимизации работы с магистрантами в области научно-исследовательской работы, педагогической и исследовательской практики, являются технологии смешанного обучения, интегрируемые в виртуально-образовательную среду университета.
ИКТ, ИКТ-компетентность магистранта, магистрант, научно-исследовательская деятельность, педагогическая деятельность, практика, виртуально-образовательная среда
https://www.scopus.com/record/display.uri?src=s&origin=cto&ctoId=CTODS_1...
- Pombo L., Costa N. The impact of biology/geology school teachers masters courses on the improvement of science education quality in Portugal // Research in Science & Technological Education. – 2009. – Vol. 27, Issue 1. – P. 31–44. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/02635140802658818
- Rogers L., Twidle J. A pedagogical framework for developing innovative science teachers with ICT // Research in Science & Technological Education. – 2013. – Vol. 31, Issue 3. – P. 227–251. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/02635143.2013.833900
- Díaz Rojas P. A., Leyva Sánchez E., Radamés Borroto Cruz C. E., Vicedo Tomey C. A. Impact of master degree's course in higher medical education in the teaching development of graduates // Revista Cubana de Educacion Medica Superior. – 2015. – Vol. 28, Issue 3. – P. 531–546.
- Bakholdin A., Kujawinska M., Livshits I., Styk A., Voznesenskaya A., Ezhova K., Ermolayeva E., Ivanova T., Romanova G., Tolstoba N. Double degree master program: Optical Design, Proc. SPIE 9793 // Education and Training in Optics and Photonics: ETOP. – 2015. – Vol. 9793. DOI: http://dx.doi.org/10.1117/12.2223055
- Киселева Э. М. Развитие интеллектуальных исследовательских умений в профессиональной компетентности магистров в области безопасности жизнедеятельности // Мир науки, культуры, образования. – 2012. – № 3 (34). – С. 96–98.
- Поздеева С. И. Педагогическое исследование и его место в профессиональной деятельности магистра // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2015. – № 3 (19). – С. 32–36.
- Fernández-Sanz L., Gómez-Pérez J., Castillo-Martínez A. e-Skills Match: A framework for mapping and integrating the main skills, knowledge and competence standards and models for ICT occupations // Computer Standards and Interfaces. – 2017. – Vol. 51. – P. 30–42. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.csi.2016.11.004
- Ojeda P. B. A., Aguilar M. F. G., Zeran E. S. Initial teacher training and information and communication technologies at University of Magallanes Chilean Patagonia // Digital Education Review. – 2016. – Issue 30. – P. 135–146.
- Лапчик M. ИКТ-компетентность педагогических кадров. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2007. – 144 с.
- Абыкенова Д.Б. Информационно-коммуникационная компетентность магистранта как будущего научно-педагогического работника // Актуальные проблемы деонтологии, педагогики и психологии: теория и практика. – Астана: ЖҚС «Идеал – ИС 2009», 2016. – C. 268–273.
- Castle K., Peiser G., Smith E. Teacher development through the Masters in Teaching and Learning: a lost opportunity // Journal of Education for Teaching. – 2013. – Vol. 39, Issue 1. – P. 30–38.
- Keys M. Evaluating the Impact on Practice of Online Child Protection Education at Master’s level // Social Work Education. – 2015. – Vol. 35, Issue 4. – P. 1–13. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/02615479.2015.1117065
- Мирнова М. Н. Формирование профессиональных компетенций в ходе научно-исследовательской практики в магистратуре студентов-биологов педагогического вуза // Инновации в образовании. – 2013. – № 2. – С. 71–78.
- Сухорукова Л. Н., Мирнова М. Н. Формирование профессиональной компетентности магистрантов в процессе научно-исследовательской практики // Ярославский педагогический вестник. – 2013. – Т. 2, № 1. – С. 159–162.