Понятие международной транспортной инфраструктуры как объекта экономико-географического исследования
Проблема и цель. Понятийный аппарат является фундаментальной основой любой науки. Он определяет методологию, теорию и методику научного исследования. В экономике и экономической и социальной географии до сих пор нет общепринятого определения понятия международной транспортной инфраструктуры. Цель статьи – раскрыть сущность и определить место понятия международной транспортной инфраструктуры в системе понятий указанных наук и его географические границы.
Методология. В статье рассматриваются разные точки зрения на определение сущности понятий производственной инфраструктуры, международной производственной инфраструктуры с целью определения места транспорта как инфраструктурной отрасли национального или всего мирового хозяйства в них с последующим вычленением понятия международной транспортной инфраструктуры.
Результаты. Характеризуются основные особенности международной транспортной инфраструктуры как элемента производственной инфраструктуры.
Для определения географических границ понятия международной транспортной инфраструктуры акцентируется внимание на таких формах интернационализации мирового хозяйства как регионализация и глобализация, роль которых особенно возрастает в последние десятилетия в развитии и размещении производительных сил.
В статье дается представление разных авторов о таком относительно новом явлении в мировом хозяйстве как международный транспортный коридор и делается попытка соотнести относительно друг друга, используемые в мировой практике, два понятия – международная транспортная инфраструктура и международный транспортный коридор.
Основные результаты исследования заключаются в том, что большинство экономико-географов к производственной инфраструктуре, к которой относится и международная транспортная инфраструктура, относят пассивные основные фонды, в том числе транспортные объекты, прикрепленные к территории. Вначале МТИ формировалась как элемент территориальной структуры хозяйства интеграционного региона, а затем под влиянием глобализации мирового хозяйства его географические границы значительно расширились. Автором в статье на основе проведенного обзора мнений делается попытка дать определение понятию международной транспортной инфраструктуры. Выделены особенности ее формирования и развития.
Заключение. Делаются выводы о том, что понятие международной транспортной инфраструктуры по-прежнему остается востребованным и занимает свое место в иерархии понятий о производственной инфраструктуре. Его географические границы могут расширяться под влиянием процессов регионализации и глобализации мирового хозяйства. Именно МТИ определяет географические особенности макротерриториальной структуры хозяйства страны, региона и всего мирового хозяйства.
производственная инфраструктура; международная производственная инфраструктура; международная транспортная инфраструктура; международный транспортный коридор; международное разделение труда; международная экономическая интеграция; регионализация; глобализация; макротерриториальная структура хозяйства
https://www.scopus.com/record/display.uri?src=s&origin=cto&ctoId=CTODS_1...
International transportation infrastructure as an object of economic and geographical research
- Альбрут М. И. Об инфраструктуре // Изв. ВГО. – 1980. – Т. 112, Вып. 2. – С. 161–165.
- Пыхов П. А., Кашина Т. О. Инфраструктура как объект экономических исследований // Журнал экономической теории. – 2016. - № 1. – С. 39–46.
- Красовский В. П. Экономические проблемы инфраструктуры СССР // Вопросы экономики. – 1977. - № 2. – С. 24–34.
- Taotao Deng. Impacts of transport Infrastructure on Productivity and Economic Growth: Recent Advances and Research Challenges // Transport Reviews. – 2013. - Vol. 33, Issue 6. – P. 686–699. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/01441647.2013. 851745.
- Горизонтов Б., Петухова С. Развитие международной инфраструктуры стран СЭВ // Вопросы экономики. – 1977. - № 2. – С. 87–94.
- Капитонов В. И. СЭВ: международная производственная инфраструктура: монография. – М.: Высшая школа, 1980. – 183 с.
- Горизонтов Б., Летенко А. Сотрудничество стран СЭВ в развитии производственной инфраструктуры // Вопросы экономики. – 1982. - № 8. – С. 139–147.
- Территориальная структура национальных хозяйств стран СЭВ / под ред. О. Т. Богомолова. – М.: Наука, 1979. – 247 с.
- Saimi P., Jenatabadi H. S. Globalization and Economic Growth: Empirical Evidence on the Role of Complementarities // PLoS One. – 2014. – № 9(4). – e87824. DOI: http://dx.doi.org/10.1371/journal.pone.0087824.
- Кочетов Э. Г. Инновационное обустройство глобального мира (Россия-Китай: стыковка широтных геоэкономических поясов – меридиональные связки) // Известия Волгоградского государственного технического университета. – 2015. - № 3 (158). – С. 7–19.
- Байдаков М., Бассанини Ф., Громыко Ю., Зюков В., Раймонди П., Ревилио Э., Тенненбаум Дж. Трансевразийский пояс RAZVITIE. – М.: Праксис, 2012. – 264 с.
- Осипов Г. В., Садовничий В. А., Якунин В. И. Интегральная евразийская инфраструктурная система как приоритет национального развития стран. – М.: ИСПИ РАН, 2013. – 62 с.
- Zafer Acar A., Bentyn Z., Kocaoglu B. Turkey as a Regional Logistic Hub in Promotion of Revivaling Ancient Silk Route between Europe and Asia // Journal of Management, Marketing and Logistics. – 2015. – Vol. 2, Issue 2. – P. 94–109. DOI: http://dx.doi.org/10.17261/Pressacademia.2015211609.
- Randall E. W. “White Paper on Valuing Transportation Infrastructure”. Report prepared for Workshop on Data and Statistics for Valuing Transportation Infrastructure and Transportation’s Contribution to the Economy DOI: http://dx.doi.org/10.17848/rpt214.
- Козлов Л. Н. О приоритетах в формировании и развитии международных транспортных коридоров // Евразийская экономическая интеграция. – 2009. - № 4 (5). – С. 121–135.
- Medda F. R., Carbonaro G., Davis S. L. Public private partnerships in transportation: Some insights from the European experience // IATSS Research. – 2013. – Vol. 36. – P. 83–87. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.iatssr. 2012.11.002.
- Zafer Acar A., Gürol P. An innovative solution for transportation among Caspian region // Procedia – Social and Behavioral Sciences. – 2016. – Vol. 229. – P. 78–87. DOI: http://doi:10.1016/j.sbspro.2016.07.116.
- Kanafani A., Wang R., Griffin A. The Economics of Speed – Assessing the performance of High Speed Rail in Intermodal Transportation // Procedia – Social and Behavioral Sciences. – 2012. – Vol. 43. – P. 692–708. DOI: http://dx.doi.org/10.2016/j.sbspro.2012.04.143.
- Öberg M., Nilsson K. L., Johansson Ch. Governance of Major Transport Corridors Involving Stakeholders // Transportation Research Procedia. – 2016. – Vol. 14. – P. 860–868. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.trpro.2016.05.034.
- Regmi M. B., Hanaoka S. Assessment of intermodal transport corridors: Cases from North-East and Central Asia // Research in Transportation Business & Management. – 2012. - Vol. 5. – P. 27–37. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.rtbm.2012.11.002.
- Резер С. М., Прокофьева Т. А., Гончаренко С. С. Международные транспортные коридоры: проблемы формирования и развития. – М.: ВИНИТИ РАН, 2010. – 312 с.
- Троицкая Н. А. Транспортные коридоры России для международного сообщения. – М.: АСМАП, 2000. – 174 с.
- Винокуров Е. Ю. Джадралиев М. А., Щербанин Ю. А. Международные транспортные коридоры ЕврАзЭС: быстрее, дешевле, больше. Отраслевой обзор. – Алматы: Евразийский банк развития, 2009. – 58 с.
- Покровская О. Д., Самуйлов В. М., Неволина А. Д. Инфраструктура международных транспортных коридоров // Инновационный транспорт. – 2013. – № 3 (9). – С. 33–37.
- Perl A. D., Goetz A. R. Corridors, hybrids and networks: three global development strategies for high speed rail // Jounal of Transport Geography. – 2015. – Vol. 42. – P. 134–144. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.jtrangeo.2014.07.006