Вестник Новосибирского государственного педагогического университета, 2018, Т. 8, № 6, С. 87–103
УДК: 
378.1

Закономерности формирования правовой культуры будущих специалистов в воспитательном пространстве вуза

Шиханова Е. Г. 1 (Самара, Россия), Кленкина О. В. 2 (Самара, Россия), Резниченко М. Г. 1 (Самара, Россия)
1 Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
2 Самарский университет государственного управления «Международный институт рынка»
Аннотация: 

Проблема и цель. Авторами исследуется проблема формирования правовой культуры будущих специалистов, которая является универсальной характеристикой, обеспечивающей их конкурентоспособность на рынке труда. Цель исследования заключается в выявлении закономерностей формирования правовой культуры будущих специалистов в воспитательном пространстве вуза.
Методология. В ходе исследования применялся комплекс методов, адекватных предмету исследования: теоретический анализ философской, педагогической, психологической, социологической и методической литературы по теме исследования; анализ педагогического опыта; эмпирические методы (наблюдение, анкетирование: тестирование и самооценка, констатирующий и формирующий эксперименты); моделирование; методы математической статистики (достоверность разностей, корреляционный анализ).
Результаты. Авторами представлено обоснование методологической основы процесса формирования правовой культуры будущих инженеров. Проиллюстрирована модель формирования правовой культуры будущих инженеров в воспитательном пространстве вуза, обоснована эффективность ее использования в системе профессиональной подготовки специалистов технического профиля. Выявлено, что правовая культура будущих инженеров включает следующие блоки: целевой, методологический, содержательный, организационно-педагогический, критериально-оценочный и результативный. Обосновано, что модель формирования правовой культуры эффективно реализуется при наличии следующих условий: естественность и непрерывность такого процесса, формирование правовой культуры с учетом внешних и внутренних факторов, сознательное участие педагога и регулярный мониторинг динамики.
Заключение. Сделаны выводы о том, что процесс формирования правовой культуры будущего инженера обусловлен рядом закономерностей, при учете которых представляется возможным разработать и реализовать поэтапную программу формирования их правовой культуры, в результате чего сформируется специалист с высоким уровнем правовой культуры.

Ключевые слова: 

педагогическая модель; формирование правовой культуры; будущий инженер; уровни правовой культуры; компоненты правовой культуры; воспитательное пространство вуза

88.063 Analogical Reasoning | Scientific Models | Analogies

https://www.scopus.com/record/display.uri?src=s&origin=cto&ctoId=CTODS_1...

The regularities of developing students’ legal culture within a university educational environment

Библиографическая ссылка:
Шиханова Е. Г., Кленкина О. В., Резниченко М. Г. Закономерности формирования правовой культуры будущих специалистов в воспитательном пространстве вуза // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2018. – № 6. – С. 87–103. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1806.06
Список литературы: 
  1. Hadgraft R. G. New curricula for engineering education: experiences, engagement, e-resources // Global Journal of Engineering Education. – 2017. – Vol. 19, № 2. – P. 112–117. URL: https://www.scopus.com/inward/record.uri?eid=2-s2.0-85023595828&partnerID=40&md5=ea3093f18a3ae4a078d8cb0157ace5da
  2. Лазутина Т. В., Темпель Ю. А., Темпель О. А. Роль философии как формы мировоззрения при освоении компетенций обучающимися технических направлений в системе современного высшего образования России // Интеграция образования. – 2017. – Т. 21, № 1. – С. 19–34. DOI: https://doi.org/10.15507/1991-9468.086.021.201701.019-034 
  3. Nickola G., Kriek J. Innovative training for work integrated learning in electrical engineering: opportunities and challenges // Global Journal of Engineering Education. – 2017. – Vol. 19, № 3. – P. 225–230. URL: https://www.scopus.com/inward/record.uri?eid=2-s2.0-85034605395&partnerID=40&md5=3db698ea4d85f0d1b97a93d805a9f33c
  4. Reyes E., Enfedaque A., Gálvez J. C. Initiatives to foster engineering student motivation: A case study // Journal of Technology and Science Education. – 2017. – Vol. 7, № 3. – P. 291–312. DOI: http://dx.doi.org/10.3926/jotse.265 
  5. Китова Е. Т. Современные ценностные ориентации инженерного образования // Сибирский педагогический журнал. – 2015. – № 4. – С. 49–52. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24131436
  6. Lawanto O., Uziak J., Villanueva I., Scheaffer M. Continuing engineering education: a needs assessment for the introduction of a graduate certificate programme // Global Journal of Engineering Education. – 2017. – Vol. 19, № 3. – P. 186–193. URL: https://www.scopus.com/inward/record.uri?eid=2-s2.0-85034615547&partnerID=40&md5=66badb8dd6e318546ca2138556d72083
  7. Рыжов В. П. Гуманизация инженерного образования в процессе индивидуальной работы со студентами // Известия ЮФУ. Технические науки. – 2009. – № 2 (91). – С. 223–226. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=12502196 
  8. Чудинов О. Р. К понятию «Правовая компетентность инженера» // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Культура, история, философия, право. – 2012. – № 6. – С. 93–104. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=18066644
  9. Egbert P., Everett J. W., Crockett F., Farrell S., Staehle M. Growing an engineering living and learning community // Global Journal of Engineering Education. – 2018. – Vol. 20, № 1. – P. 23–29. URL: https://www.scopus.com/inward/record.uri?eid=2-s2.0-85041903799&partnerID=40&md5=79bc2ec4e312bdda746c740dad4873f0
  10. Flynn M. A., Everett J. W., Whittinghill D. The impact of a living learning community on first-year engineering students // European Journal of Engineering Education. – 2016. – Vol. 41, Issue 3. – P. 331–341. DOI: https://doi.org/10.1080/03043797.2015.1059408
  11. Gazaliyev A. M., Yegorov V. V., Ogoltsova Ye. G., Yerakhtina I. I. Methodological provision of technical students’ vocational education when studying humanities // Mediterranean Journal of Social Sciences. – 2015. – Vol. 6, № 4S3. – P. 542–546. DOI: https://doi.org/10.5901/mjss.2015.v6n4s3p542
  12. Лызь Н. А., Познина Н. А. Об одном из подходов к компенсации негативного влияния технизированной образовательной среды на личностное развитие студентов // Известия ТРТУ. – 2005. – № 5 (49). – С. 49–53. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=12843489
  13. Чешев В. В. Инженерное мышление в антропологическом контексте // Философия науки и техники. – 2016. – Т. 21, № 1. – С. 104–117. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26189737
  14. Гулякин Д. В. Факторы, детерминирующие необходимость формирования социально-информационной культуры студентов технического вуза // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2014. – № 3. – С. 109–111. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21687328
  15. Жукова О. Г. Воспитание студента технического вуза как человека культуры // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2010. – № 11-1. – С. 284–288. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21140465
  16. Андронникова О. О., Беззубова Н. С. Методологические подходы к выделению универсальных компетенций, формируемых в воспитательном пространстве вуза // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2017. – № 1 (69). – С. 85–89. DOI: https://doi.org/10.21603/2078-8975-2017-1-85-89 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28771416
  17. Резниченко М. Г. Проектирование воспитательного пространства в практике высшей школы // Высшее образование в России. – 2009. – № 8. – С. 151–154. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=12878831
  18. Петрунева Р. М., Васильева В. Д., Топоркова О. В. Социокультурная среда университета и традиции воспитания будущих инженеров // Высшее образование в России. – 2016. – № 7. – С. 127–136. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26378213
  19. Mariasiu F., Raboca H. M. Assessment of extracurricular activities’ effects on automotive engineering education: A cross-national study // International Journal of Mechanical Engineering Education. – 2017. – Vol. 45, Issue 2. – Р. 120–428. DOI: https://doi.org/10.1177/0306419016674144 
  20. Бешенков С. А. Моделирование как стратегия и символ современного образования // Инновации в образовании. – 2007. – № 6. – С. 16–21. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=12794098
  21. Ядровская М. В. Модели в педагогике // Вестник Томского государственного университета. – 2013. – № 366. – С. 139–143. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=18811391  
  22. Лодатко Е. А. Типология педагогических моделей // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. – 2014. – № 1 (16). – С. 126–128. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21575522
  23. Зверев П. А. Моделирование процесса формирования мотивации творческой деятельности подростков в системе дополнительного образования // Вестник Томского государственного университета. – 2015. – № 395. – C. 211–216. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23753217  
  24. Campbell T., Oh P. S., Maughn M., Kiriazis N., Zuwallack R. A Review of Modeling Pedagogies: Pedagogical Functions, Discursive Acts, and Technology in Modeling Instruction // Eurasia Journal of Mathematics, Science and Technology Education. – 2015. – Vol. 11, Issue 1. – P. 159–176. DOI: https://doi.org/10.12973/eurasia.2015.1314a 
  25. Bottcher F., Meisert A. Argumentation in science education: A model-based framework // Science & Education. – 2011. – Vol. 20, Issue 2. – P. 103–140. DOI: https://doi.org/10.1007/s11191-010-9304-5
  26. Gobert J. D., O‘Dwyer L., Horwitz P., Buckley B. C., Levy S. T., Wilensky U. Examining the Relationship Between Students‘ Understanding of the Nature of Models and Conceptual Learning in Biology, Physics, and Chemistry // International Journal of Science Education. – 2011. – Vol.  33, Issue 5. – P. 653–684. DOI: https://doi.org/10.1080/09500691003720671
  27. Coll R. K., France B., Taylor I. The role of models/and analogies in science education: implications from research // International Journal of Science Education. – 2005. – Vol. 27, Issue 2. – P.  183–198. DOI: https://doi.org/10.1080/0950069042000276712 
  28. Khan S. What’s missing in model-based teaching // Journal of Science Teacher Education. – 2011. – Vol. 22, Issue 6. – P. 535–560. DOI: https://doi.org/10.1007/s10972-011-9248-x
  29. Louca L. T., Zacharia Z. C., Constantinou C. P. In quest of productive modeling-based learning discourse in elementary school science // Journal of Research in Science Teaching. – 2011. – Vol.  48, Issue 8. – P. 919–951. DOI:https://doi.org/10.1002/tea.20435  
  30. Шиханова Е. Г. Специфика правовой культуры студентов технического профиля // Педагогика и просвещение. – 2016. – № 4. – С. 390–399. DOI: https://doi.org/10.7256/2306-434X.2016.4.21564  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27678304
Дата публикации 31.12.2018