Вестник Новосибирского государственного педагогического университета, 2017, Т. 7, № 6, С. 71–86
УДК: 
159.95 + 004.738.5

Влияние современных web-технологий на развитие контентного вида мышления

Сизикова Т. Э. 1 (Новосибирск, Россия), Стунжа Н. А. 2 (Москва, Россия), Повещенко А. Ф. 1 (Новосибирск, Россия), Агавелян Р. О. 1 (Новосибирск, Россия), Волошина Т. В. 1 (Новосибирск, Россия)
1 Новосибирский государственный педагогический университет
2 национальный исследовательский университет «Высшая Школа Экономики»
Аннотация: 

Проблема и цель. В статье исследуется проблема влияния доминирующих в информационной среде контентов Web 3.0 и Web 4.0 на современное мышление. Цель статьи – определение специфики контентного мышления, формирующегося под влиянием современных интернет-технологий.
Методология. Исследование проводится на основе метода теоретического анализа в рамках деятельностного и синергийного подходов. На основе синергийного подхода авторами выявлен основной метод контентного мышления – синтетическая дедукция как нелинейное движение мысли в рамках трех методологий: частной, общей и всеобщей.
Результаты. Авторами определены такие основные характеристики контентов Web 3.0 и Web 4.0, как семантическая структура, кооперативность, кластерность, широкие возможности для самовыражения человека, саморазвивающийся базовый личный контент.
Обосновывается, что это оказывает прямое влияние на развитие нового мышления, которое авторы назвали контентным. Контентное мышление обладает следующими характеристиками: аккумулирование в себе многих разных видов и стилей мышления; ведущий метод – синтетическая дедукция; возрастающая энтропия; возрастающая сингулярность; оперирование в рамках категории «мир»; расширяющаяся и сужающаяся целостность; разнопредметность и разноуровневость кластеров переработки информации; доведение мысли до предельных рамок философских категорий; многовекторный фокус исследования реальности; творческое саморазвитие. Отмечается, что такое мышление может влиять на снижение уровня рефлексии вследствие сканирующего способа работы с информацией. Авторами была выдвинута гипотеза для дальнейших исследований о сочетании двух механизмов саморазвития контентного мышления: внешнего механизма – саморазвития контента, внутреннего механизма – рефлексии.
Заключение. Делаются выводы о современной специфике интернет-технологий, являющихся условием формирования контентного мышления.

Ключевые слова: 

контентное мышление; синтетическая дедукция; рефлексия; сингулярность мышления; энтропия мышления; многомерность мышления; целостность мышления; нелинейное движение мысли

12.237 Learning Performance | Quest | Programming

https://www.scopus.com/record/display.uri?src=s&origin=cto&ctoId=CTODS_1...

The influence of modern web technologies on the development of a new kind of thinking

Библиографическая ссылка:
Сизикова Т. Э., Стунжа Н. А., Повещенко А. Ф., Агавелян Р. О., Волошина Т. В. Влияние современных web-технологий на развитие контентного вида мышления // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2017. – № 6. – С. 71–86. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1706.05
Список литературы: 
  1. Асмолов А. Г., Асмолов Г. А. От мы-медиа к Я-медиа: трансформации идентичности в виртуальном мире // Вопросы психологии. – 2009. – № 3. – С. 3–15.
  2. Архипов Г. И. Корпоративно-территориальная организация горнорудной промышленности и кластерные проекты на территории с экономикой минерально-сырьевого типа // Региональная экономика: теория и практика. – 2014. – № 8. – С. 16–29.
  3. Величковский Б. М., Нуждин Ю. О., Свирин Е. П., Строганова Т. А., Федорова А. А., Шишкин С. Л. Управление «силой мысли»: на пути к новым формам взаимодействия человека с техническими устройствами // Вопросы психологии. – 2016. – № 1. – С. 109–122.
  4. Веснин А. А. Проблемы преподавания в контексте культуры информационного отвлечения // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювентология. Социокинетика. – 2016. – Т. 22, № 3. – С. 14–16.
  5. Волошина Т. В., Сизикова Т. Э., Стунжа Н. А. Контентное мышление – новая компетенция современного образования // Сибирский педагогический журнал. – 2016. – № 4. – С. 7–14.
  6. Волошина Т. В., Игнатенко О. Е. Использование технологии модерации учебного процесса при обучении будущих педагогов-дефектологов // Вестник педагогических инноваций. – 2012. – № 2. – С. 58–60.
  7. Дубов И. Г., Митина О. В. The Role of Activity and Intellect in Achieving Success // Вопросы психологии. – 2016. – № 2. – С. 54–69.
  8. Иванников В. А. Деятельностная природа личности // Вопросы психологии. – 2015. – № 6. – С. 3–8.
  9. Коровкин С. Ю., Савинова А. Д., Владимиров И. Ю. Мониторинг динамики загрузки рабочей памяти на этапе инкубации инсайтного решения // Вопросы психологии. – 2016. – № 2. – С. 148–161.
  10. Лажинцева Е. М., Бочавер А. А. Интернет как новая среда для проявления девиантного поведения подростка // Вопросы психологии. – 2015. – № 4. – С. 49–58.
  11. Мдивани М. О. Цифровая обучающая среда в школе: представления участников образовательного процесса // Вопросы психологии. – 2016. – № 1. – С. 68–78.
  12. Рубцова М. О. Технология проблемного обучения // Вестник педагогических инноваций. –2012. – № 2. – С. 94–98.
  13. Солдатова Г. У., Рассказова Е. И. Модели передачи опыта между поколениями при освоении и использования Интернета // Вопросы психологии. – 2015. – № 2. – С. 56–67.
  14. Цукерман Г. А. Обучение ведет за собой развитие. Куда? // Вопросы образования. – 2010. – № 1. – С. 42–90.
  15. Цукерман Г. А., Митина О. В. Диагностика критического мышления // Вопросы психологии. – 2015. – № 3. – С. 15–30.
  16. Шелепанова Н. В. Использование web2 в образовательном процессе преподавателя психолога // Вестник педагогических инноваций. – 2012. – № 1. – С. 105–111.
  17. Abdelraheem A. Y. Computerized leaning environments: Problems, design, challendes and future promises // Journal of Interactive Online Leaning. – 2003. – Vol. 2 (2). – P. 1–9. URL:  http://www.ncolr.org/issues/jiol/v2/n2/computerized-learning-environments-problems-design-challenges-and-future-promises
  18. Agras W. S., Jacob R. G., Lebedeck M. The California drought: A quasi experimental analysis of social policy // Journal of Applied Behavior Analysis. – 1980. – Vol. 13, Issue 4. – Р. 561–570. DOI: https://doi.org/10.1901/jaba.1980.13-561   
  19. Andersson G., Cuijpers P. Internet-based and other computerized psychological treatments for adult depression: A meta-analysis // Cognitive Behaviour Therapy. – 2009. – Vol. 38, № 4. – P. 196–205. DOI: https://doi.org/10.1080/16506070903318960  
  20. Anohah E., Oyelere S. S., Suhonen J., Sutinen E. Trends of mobile learning in computing education from 2006 to 2014: A systematic review of research publications // International Journal of Mobile and Blended Learning (IJMBL). – 2017. – Vol. 9 (1). – P. 16–33. DOI: https://doi.org/10.4018/IJMBL.2017010102 
  21. Bennett S., Maton K., Kervin L. The ‘digital natives’ debate: a critical review of the evidence // British Journal of Educational Technology. – 2008. – Vol. 39 (5). – P. 775–786. DOI: https://doi.org/10.1111/j.1467-8535.2007.00793.x
  22. Cover R. Identity, Internet, and Globalization // Digital Identities. Creating and Communicating the Online Self. – Elsevier, 2016. – P. 141–182. DOI: https://doi.org/10.1016/B978-0-12-420083-8.00005-5
  23. Duffy A. Guiding students through reflective practice – The preceptors experiences. A qualitative descriptive study // Nurse education in practice. – 2009. – Vol. 9, Issue 3. – P. 166–175. DOI: https://doi.org/10.1016/j.nepr.2008.07.002  
  24. Koutropoulas A. Digital natives: Ten years after // Journal of Online Teaching and Learning. – 2011. – Vol. 7, № 4. – P. 525–538. URL http://jolt.merlot.org/vol7no4/koutropoulos_1211.pdf
  25. LevettJones T. L. Facilitating reflective practice and self‐assessment of competence through the use of narratives // Nurse education in practice. – 2007. – Vol. 7, Issue 2. – P. 112–119. DOI: https://doi.org/10.1016/j.nepr.2006.10.002  
  26. Livingstone S., Helsper E. J. Parental mediation of children’s Internet use // Journal of Broadcasting & Electronic Media. – 2008. – Vol. 52, Issue 4. – P. 581–599. DOI: https://doi.org/10.1080/08838150802437396   
  27. Mann K., Gordon J., MacLeod A. Reflection and reflective practice in health professions education: a systematic review // Advances in Health Sciences Education, Theory and Practice. – 2009. – № 14. – P. 595–621. DOI: https://doi.org/10.1007/s10459-007-9090-2
  28. Moallem M. Applying consrtructivist and objectivivist leaning theories in the design of a web-based course: Implication for practice // Educat. Technology & Society. – 2001. – Vol. 4 (3). – P. 113–125. URL: https://eric.ed.gov/?id=EJ635423
  29. Richards D., Richardson T. Computer-based psychological treatments for depression: A systematic review and meta-analysis // Clinical Psychology Review. – 2012. – Vol. 32, № 4. – P. 329–342. DOI: https://doi.org/10.1016/j.cpr.2012.02.004  
  30. Suhonen J., Sutinen E. FODEM: developing digital leaning environments in widely dispersed leaning communities // Educat. Technology & Society. – 2006. – Vol. 9 (3). – P. 43–55. URL: http://www.ifets.info/journals/9_3/5.pdf
  31. Xiao Wang, Lingxi Li, Yong Yuan, Peijun Ye, Fei-Yue Wang. ACP-based social computing and parallel intelligence: Societies 5.0 and beyond // CAAI Transactions on Intelligence Technology. – 2016. – Vol. 1, № 4. – P. 377–393. DOI: https://doi.org/10.1016/j.trit.2016.11.005
  32. Issa T., Isaias P. Internet factors influencing generations Y and Z in Australia and Portugal: A practical study // Information Processing & Management. – 2016. – Vol. 52, № 4. – P. 592–617. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ipm.2015.12.006
Дата публикации 30.12.2017