Вестник Новосибирского государственного педагогического университета, 2017, Т. 7, № 5, С. 81–93
УДК: 
159.9

Влияние внутрисемейной коммуникации на специфику восприятия жестов детьми младшего школьного возраста с легкой умственной отсталостью

Защиринская О. В. 1 (Санкт-Петербург, Россия), Николаева Е. И. 2 (Санкт-Петербург, Россия), Рыбников В. Ю. 3 (Санкт-Петербург, Россия), Бызова В. М. 4 (Санкт-Петербург, Россия)
1 Петербургский государственный университет
2 Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
3 Всероссийский центр экстренной и радиационной медицины им. А.М. Никифорова МЧС России
4 Санкт-Петербургский государственный университет
Аннотация: 

Проблема и цель. Исследуемая проблема состоит в изучении причин, влияющих на способность умственно отсталых детей участвовать в невербальной коммуникации. В работе была поставлена цель выявить возможности восприятия жестов детьми младшего школьного возраста с легкой умственной отсталостью в зависимости от отношения их родителей к процессу воспитания детей.
Методология. В исследовании приняли участие 128 учащихся первых классов (7,4 года, 47 девочек и 81 мальчик), из них с диагнозом легкая умственная отсталость (УО) – 30 детей (средний возраст – 7,5 лет; 11 девочек и 19 мальчиков), смешанные специфические расстройства психологического развития (ССРПР) – 53 ребенка (средний возраст – 7,4 года; 12 девочек и 41 мальчик). В контрольной группе было 45 детей с нормативным уровнем интеллектуального развития (средний возраст – 7 лет; 24 девочки и 21 мальчик). В работе были использованы авторские методики, при этом одна была направлена на выявление понимания ребенком различных жестов, а вторая – на описание родителями особенностей взаимодействия с ребенком.
Результаты. Было показано, что дети с УО испытывают затруднения в восприятии и понимании многих жестов по сравнению с нормативно развивающимися сверстниками. Родители нормативно развивающихся детей, по сравнению с семьями детей с лёгкой умственной отсталостью, достоверно чаще объясняют роль навыков невербальной коммуникации в общении и отвечают на вопросы о способах социального взаимодействия людей. Родители нормативно развивающихся детей значимо чаще обучают их навыкам общения по сравнению с семьями, воспитывающими детей с легкой УО.
Заключение. Делается вывод о необходимости работы с родителями детей с умственной отсталостью с целью повышения их педагогической компетенции в отношении возможностей их детей.

Ключевые слова: 

легкая умственная отсталость; младшие школьники; восприятие жестов; воспитание; родители

https://www.scopus.com/record/display.uri?src=s&origin=cto&ctoId=CTODS_1...

The influence of family communication on the specificity of the gestures perception by children of primary school age with mild mental retardation

Библиографическая ссылка:
Защиринская О. В., Николаева Е. И., Рыбников В. Ю., Бызова В. М. Влияние внутрисемейной коммуникации на специфику восприятия жестов детьми младшего школьного возраста с легкой умственной отсталостью // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2017. – № 5. – С. 81–93. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1705.06
Список литературы: 
  1. Антипова И. Г. Культурно-исторический подход в психологии обучения лиц с умственной отсталостью // Психология обучения. – 2016. – № 10. – С. 27–35.
  2. Агавелян О. К. Формирование значимого круга общения у умственно отсталых как социальная задача // Вестник педагогических инноваций. – 2016. – № 2 (42). – С. 10–20.
  3. Бардышевская М. К. Невербальная коммуникация у детей с нарушениями общения и эмоциональной депривацией // Вопросы психологии. – 2010. – № 6. – С. 33–42.
  4. Выготский Л. С. Принципы воспитания физически дефективных детей (на основе доклада, прочитанного на 11 съезде по социально-правовой охране несовершеннолетних (1924 г.)) // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2016. – № 6. – С. 15–25.
  5. Гусева И. В. Особенности детско-родительских отношений в семье, воспитывающей ребёнка с умственной отсталостью // Научно-методический электронный журнал Концепт. – 2016. – Т. 20. – С. 32–34.
  6. Дробышева Е. С., Агавелян О. К. Особенности распознавания личности другого по голосу детьми с легкой степенью умственной отсталости // Специальное образование. – 2010. – №  1. – С. 23–29.
  7. Защиринская О. В. Концептуальные представления о структуре общения // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Психология. Социология. Педагогика. – 2013. – №  4. – С. 89–98.
  8. Игнатенко О.Е., Агавелян О. К. К вопросу прощения в родительских отношениях в семьях с детьми с ограниченными возможностями здоровья // Вестник педагогических инноваций. – 2015. – № 1 (37). – С. 112–119.
  9. Кириллова Е. В. Приоритетные направления формирования основ восприятия и внимания у ребенка раннего возраста с умеренной умственной отсталостью в семье // Сибирский вестник специального образования. – 2016. – № 1-2 (16-17). – С. 72–80.
  10. Меренкова В. С., Николаева Е. И. Влияние анамнеза матери на здоровье детей первого и второго года жизни // Психология образования в поликультурном пространстве. – 2010. – Т.  3, № 3. – С. 53–60.
  11. Михейкина О. В. Эпидемиология умственной отсталости (обзор литературы) // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В. М. Бехтерева. – 2012. – № 3. – С. 24–33.
  12. Токарская Л. В., Топоркова Н. А. Изучение родительского отношения к детям с умственной отсталостью, нарушениями опорно-двигательного аппарата и сложным дефектом // Теория и практика общественного развития. – 2013. – № 4. – С. 71–75.
  13. Хохуля М. В. Формы и методы работы с родителями в контексте инклюзивной культуры // Вестник педагогических инноваций. – 2015. – № 2 (38). – С. 58–61.
  14. Bunger A., Skordos D., Trueswell J. C., Papafragou A. How children and adults encode causative events cross-linguistically: implications for language production and attention // Language, cognition and neuroscience. – 2016. – Vol. 31, № 8. – P. 1015–1037. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/23273798.2016.1175649
  15. Ornoy A., Rihtman T., Parush S. Adaptive and Behavioral Development in Children with Down Syndrome at School Age with Special Emphasis on Attention Deficit Hyperactivity Disorder (ADHD) // Prenatal Diagnosis and Screening for Down Syndrome / Ed. Prof. S. Dey. – InTech, 2011. DOI: https://dx.doi.org/10.5772/17455
  16. Jack R. E., Schyns P. J. Toward a Social Psychophysics of Face Communication // Annu. Rev. Psychol. – 2017. – Vol. 68. – P. 269–297. DOI: https://dx.doi.org/10.1146/annurev-psych-010416-044242
  17. Kraus N., Slater J. Beyond Words: How Humans Communicate Through Sound // Annu. Rev. Psychol. – 2016. – Vol. 67. – P. 83–103. DOI: https://dx.doi.org/10.1146/annurev-psych-122414-033318
  18. McMurray B. Nature, nurture or interacting developmental systems? Endophenotypes for learning systems bridge genes, language and development // Language, cognition and neuroscience. – 2016. – Vol. 31, № 9. – P. 1093–1097. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/23273798.2016.1227859 
  19. Mechanic D., Olfson M. Relevance of the Affordable Care Act for Improving Mental Health Care // Annu. Rev. Clin. Psychol. – 2016. – Vol. 12. – P. 515–542. DOI: https://dx.doi.org/10.1146/annurev-clinpsy-021815-092936
  20. Miller M. L., Fee V. E., Jones C. J. Psychometric properties of ADHD rating scales among children with mental retardation // Research in Developmental Disabilities. – 2004. – Vol. 25 (5). – P. 477–492. DOI: https://dx.doi.org/10.1016/j.ridd.2003.11.002.
  21. Pelc K., Kornreich C., Foisy M. L., Dan B. Recognition of Emotional Facial Expressions in Attention-Deficit Hyperactivity Disorder // Pediatric Neurology. – 2006. – Vol. 35 (2). – P. 93–97. DOI: https://dx.doi.org/10.1016/j.pediatrneurol.2006.01.014
  22. Westerinen H., Kaski M., Virta L. J., Kautiainen H., Pitkälä K. H.,  Iivanainen M. The nationwide register-based prevalence of intellectual disability during childhood and adolescence // Journal of Intellectual Disability Research. – 2017. – Vol. 61 (8). – P. 802–809. DOI: https://dx.doi.org/10.1111/jir.12351
Дата публикации 31.10.2017