Вестник Новосибирского государственного педагогического университета, 2017, Т. 7, № 6, С. 87–100
УДК: 
151.8

Удовлетворенность жизнью и образовательным процессом как предикторы социально-психологической адаптации учителей

Сиврикова Н. В. 1 (Челябинск, Россия), Черникова Е. Г. 1 (Челябинск, Россия), Соколова Н. А. 1 (Челябинск, Россия)
1 Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Аннотация: 

Проблема и цель. Проблема изучения факторов социально-психологической адаптации учителей продиктована ростом требований, предъявляемых к педагогам в условиях обновления системы образования. Одним из мало изученных аспектов данной проблемы выступает влияние удовлетворенности жизнью и профессией на процесс адаптации, поэтому цель представленного исследования – выявление зависимости социально-психологической адаптации педагогов от удовлетворенности жизнью и образовательным процессом.
Методология. Сбор данных осуществлялся с помощью методик: «Удовлетворенность жизнью» (Н. Н. Мельниковой); «Удовлетворенность участников образовательного процесса его различными сторонами» (М. И. Лукьяновой, Н. В. Калининой); анкета для изучения уровня социально-психологической дезадаптации учителя. Для математической обработки данных использовался множественный регрессионный анализ. Выборку составили 262 учителя общеобразовательных школ г. Челябинска.
Результаты. В ходе исследования было установлено, что учителя адаптированы к профессиональной деятельности, удовлетворены жизнью и образовательным процессом. Только 30 % начинающих, а также 20 % опытных учителей демонстрируют выраженные признаки дезадаптации. Различия в социально-психологической адаптации учителей с разным стажем работы были обнаружены по фактору «дистанцирование от профессии». Было определено, что опытные учителя в большей степени, чем начинающие учителя, удовлетворены как отдельными сторонами, так и в целом образовательным процессом в школе. В оценках начинающих учителей наблюдается четкая иерархия в удовлетворенности отдельными сторонами образовательного процесса. Установлена зависимость уровня социально-психологической адаптации учителей от уровня удовлетворенности жизнью. Обнаружена зависимость уровня удовлетворенности жизнью от уровня удовлетворенности отдельными сторонами образовательного процесса.
Заключение. По результатам исследования были сделаны выводы о том, что 1) уровень социально-психологической адаптации к профессии учителя зависит от таких факторов удовлетворенности жизнью, как включенность в жизнь, разочарование в жизни и усталость от жизни; 2) уровень удовлетворенности жизнью зависит от таких факторов удовлетворенности образовательным процессом, как удовлетворенность деятельностью и взаимодействием с участниками образовательного процесса.

Ключевые слова: 

социально-психологическая адаптация; адаптация учителей; удовлетворенность жизнью; удовлетворенность образовательным процессом; удовлетворенность деятельностью; профессиональная адаптация; профессиональное развитие

97.170 Teacher Evaluation | Teacher Labor Markets | Charter Schools

https://www.scopus.com/record/display.uri?src=s&origin=cto&ctoId=CTODS_1...

Teachers' satisfaction with life and educational process as predictors of their social and psychological adaptation

Библиографическая ссылка:
Сиврикова Н. В., Черникова Е. Г., Соколова Н. А. Удовлетворенность жизнью и образовательным процессом как предикторы социально-психологической адаптации учителей // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2017. – № 6. – С. 87–100. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1706.06
Список литературы: 
  1. Бадашкеев М. В. Анализ мониторинга удовлетворенности образовательным процессом сельской школы // Научная дискуссия: вопросы социологии, политологии, философии, истории. – 2015. – № 9-10 (38). – С. 45–48.
  2. Багнетова Е. А., Литовченко О. Г., Нифонтова О. Л. Оценка качества жизни, психологического и функционального состояния педагогов // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6-0. – С. 253.
  3. Водинчар Е. А., Завьялова Е. Х. Взаимосвязь личностного потенциала и субъективной успешности профессиональной деятельности учителя // Вестник КРАУНЦ. Гуманитарные науки. – 2015. – № 2 (26). – С. 39–48.
  4. Дубровина С. В., Дрейзин И. В. Взаимосвязь внутренних ресурсов личности и удовлетворенности качеством жизни у педагогов // Теория и практика общественного развития. – 2015. – № 21. – С. 335–337.
  5. Ершова Н. В., Прямикова Е. В., Шапко И. В. Мониторинг социального и профессионального самочувствия педагогов: определение основных показателей // Вестник социально-гуманитарного образования и науки. – 2015. – № 3. – С. 16–26.
  6. Ефимова Г. З. Молодой учитель: профессиональная социализация и качество жизни // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. – 2015. – Т. 1, № 3 (3). – С. 102–113.
  7. Жегин П. А. Поддержка начинающих учителей: опыт Австралии, новой Зеландии, Ирландии // Педагогическое образование в России. – 2011. –  № 2. – С. 238–245.
  8. Зембицкая М. В. Поддержка молодых учителей как приоритет кадровой политики США в сфере школьного образования // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2014. – № 5-2. – С. 124–128. 
  9. Котова С. А. Адаптация в должности и освоение профессии учителя // Народное образование. – 2010. – № 8. – С. 121–127.
  10. Малышев И. В. Характеристика социально-психологических параметров адаптационной готовности и копинг-стратегий специалистов стрессогенных профессий // Новое слово в науке: перспективы развития. – 2016. – № 3 (9). – С. 69–71.
  11. Маслинский К. А., Иванюшина В. А.  Остаться учителем? Факторы, влияющие на отношение к уходу из учительской профессии // Вопросы образования. – 2016. – № 4. – С. 8–30.
  12. Пинская М. А., Пономарева А. А., Косарецкий С. Г. Профессиональное развитие и подготовка молодых учителей в России // Вопросы образования. – 2016. – № 2. – С. 100–124.
  13. Русанова А. А. Удовлетворенность как показатель качества образования в современном вузе (из опыта конкретного социологического исследования) // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). – 2011. – № 3. – С. 21.
  14. Созиева Ф. Х. Взаимосвязь смысложизненных ориентаций и удовлетворенности профессиональной деятельностью учителей разного возраста // Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени Коста Левановича Хетагурова. – 2012. – № 3. – С. 81–88.
  15. Супатаева Э. А. О реализации мониторинга удовлетворенности учащихся образовательным процессом // Известия Кыргызской академии образования. – 2015. – № 2 (34). – С. 98–104.
  16. Хошимова Н. М., Тагоева С. М. Проблемы адаптации начинающих учителей к профессиональной деятельности // Ученые записки Худжандского государственного университета им. академика Б. Гафурова. Серия гуманитарно-общественных наук. – 2016. – Т. 48, № 3. – С. 226–229.
  17. Черникова Е. Г. Особенности социально-профессиональной адаптации молодых педагогов общеобразовательных школ // Вестник Челябинского государственного университета. – 2014. – № 4 (333). – С. 150–153.
  18. Шайденко Н. А., Подзолков В. Г., Кипурова С. Н., Сергеев А. Н., Сергеева А. В.  Адаптационный потенциал будущего учителя и его проявления на этапе вхождения в профессию. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2013. – 232 с.
  19. Штефан А. Н., Фокина Т. А. Организация психологического сопровождения процесса адаптации молодых учителей к работе в сельской школе // Вестник Московского гуманитарно-экономического института. – 2016. – № 2. – С. 52–56.
  20. Щуковский С. В. Удовлетворенность образовательным процессом как показатель адаптации учащихся и результативности работы школы // Письма в Эмиссия. Оффлайн: электронный научный журнал. – 2009. – № 10. – С. 1358.
  21. Clandinin D. J., Long J., Schaefer L., Downey C. A., Steeves P., Pinnegar E., McKenzie Robblee S., Wnuk  Sh. Early career teacher attrition: intentions of teachers beginning // Teaching education. – 2015. – Vol. 26, Issue 1. – Р. 1–16. DOI: https://dx.doi.org/10.1080/10476210.2014.996746
  22. Dalal R., Baysing M., Brummel B., LeBreton J. The relative importance of employee engagement, other job attitudes, and trait affect as predictors of job performance // Journal of Applied Social Psychology. – 2012. – Vol. 42 (S1). – Р. E295–E325. DOI: https://dx.doi.org/10.1111/j.1559-1816.2012.01017.x
  23. Fox A. R. C., Wilson E. G. Networking and the development of professionals: Beginning teachers building social capital // Teaching and teacher education. – 2015. – Vol. 47. – Р. 93–107. DOI: https://dx.doi.org/10.1016/j.tate.2014.12.004
  24. Han S., Cetin S. C., Matteson S. M. Examining the Pattern of Middle Grade Mathematics Teachers' Performance: A Concurrent Embedded Mixed Methods Study // Eurasia journal of mathematics science and technology education. – 2016. – Vol. 12, № 3. – P. 387–409. DOI: https://dx.doi.org/10.12973/eurasia.2016.1206a
  25. Judge T., Kammeyer-Mueller J.  Job attitudes // Annual Review of Psychology. – 2012. – Vol. 63. – P. 341–367. DOI: https://dx.doi.org/10.1146/annurev-psych-120710-100511  
  26. Lindqvist P., Nordanger U. K., Carlsson R.  Teacher attrition the first five years – A multifaceted image // Teaching and teacher education. – 2014. – Vol. 40. – P. 94–103. DOI: https://dx.doi.org/10.1016/j.tate.2014.02.005
  27. Moliner Miravet L., Orti Pitarch J.  Will I finish the syllabus? Concerns of novice teachers // Revista complutense de educacion. – 2016. – Vol. 27, № 2. – Р. 827–844 DOI: https://dx.doi.org/10.5209/rev_RCED.2016.v27.n2.48371
  28. Nahid N. A.  Teachers: emotional intelligence, job satisfaction, and organizational commitment // Journal of Workplace Learning. – 2012. – Vol. 24, Issue 4. – P. 256–269. DOI: https://dx.doi.org/10.1108/13665621211223379
  29. Parker C. A., Bickmore K.  Conflict management and dialogue with diverse students: novice teachers’ approaches and concerns // Journal of Teaching and Learning. – 2012. – Vol. 8, № 2. – Р. 47–64. DOI: https://dx.doi.org/10.22329/JTL.V8I2.3313
  30. Saowanee T., Sompon T.  School Climate affecting job satisfaction of teachers in Primary Education, Khon Kaen, Thailand // Procedia – Social and Behavioral Sciences. – 2014. – Vol. 116. – P. 996–1000. DOI: https://dx.doi.org/10.1016/j.sbspro.2014.01.334 
  31. Struyve C., Vanthournout G. More than a mentor the role of social connectedness in early career and experienced teachers' intention to leave // Journal of professional capital and community. – 2016. – Vol. 1, Issue 3. – Р. 198–218. DOI: https://dx.doi.org/10.1108/JPCC-01-2016-0002
  32. Struyven K., Vanthournout G. Teachers’ Exit Decisions: An Investigation into the Reasons why Newly Qualified Teachers Fail to Enter the Teaching Profession or Why Those Who Do Enter Do not Continue Teaching // Teaching and Teacher Education. – 2014. – Vol. 43. – P. 37–45. DOI: https://dx.doi.org/10.1016/j.tate.2014.06.002  
  33. Usop A. M., Askandar D. K., Langguyuan-Kadtong M., Usop D. A.  Work performance and job satisfaction among teachers // International Journal of Humanities and Social Science. – 2013. – Vol. 3, № 5. – Р. 245–252. URL: http://www.ijhssnet.com/journals/Vol_3_No_5_March_2013/25.pdf
  34. Vatashchak I. S.  Dynamics of professional interest of young teachers as the background of professional development // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences. – 2015. – № 11. – Р. 2260–2274. DOI: https://dx.doi.org/10.17516/1997-1370-2015-8-11-2260-2274
  35. Viseu J., Neves de Jesus S., Rus C., Canavarro J. M. Teacher motivation, work satisfaction, and positive psychological capital: A literature review // Electronic Journal of Research in Educational Psychology. – 2016. – Vol. 14 (2), № 39. – Р. 439–461. DOI: https://dx.doi.org/10.14204/ejrep.39.15102
Дата публикации 30.12.2017