Методологические и аксиологические подходы к решению проблем консолидации общества в эпоху глобализации
2 Московский государственный областной университет
3 Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области Московский государственный областной университет
4 Сергиево-Посадский филиал Высшая школа народных искусств (институт)
Проблема и цель. Решение проблемы консолидации современного общества и преодоления кризиса общественного сознания возможно через повышение роли духовно-нравственных ценностей и гармонизацию социально-природного бытия.
Методология. Методологией и основным методом исследования выступает социально-философский анализ актуальных проблем современного общественного сознания, консолидации общества и обеспечения устойчивости социально-природного бытия.
Результаты. Раскрыты понятие и признаки духовно-нравственных ценностей, обеспечивающих модель оптимальной взаимосвязи компонентов общественного сознания и устойчивость социально-природной системы. Представлены признаки современного общественного сознания: новые смыслы, изменившиеся формы его существования и механизмы движения в обществе; обострение противоречий между космополитизмом и религиозностью, прогрессивным либерализмом и моральным кризисом, желанием успешности и безысходного смирения, поиском нового и регрессом во всех сферах жизнедеятельности, свободой и безвыходностью, декларацией деидеологизации и стремлением к идеологии потребителя; виртуализацией объективной реальности и самого общественного сознания. Акцентировано внимание на обострении существующих противоречий рациональности и нравственности, виртуальности и реальности, транснационального глобализма и национальных культур, приводящих к конфликтам и кризисам, влекущим глобальные следствия. Представлена модель общественного сознания как открытой системы. Обоснована необходимость формирования положительных обратных связей, которые в рамках разработанной модели конкретизируются в связи, консолидирующие общество и обеспечивающие гармоничное взаимодействие общества и природы.
Заключение. Решение проблем консолидации современного общества, преодоление существующего кризиса общественного сознания и обеспечение устойчивости социально-природной системы возможно через признание и реализацию ведущей роли духовно-нравственных ценностей и гармонизацию социально-природного бытия.
глобальные проблемы; глобализация; общественное сознание; духовно-нравственные ценности; модель; устойчивое развитие; положительная обратная связь; социально-природное бытие
98.534 Outward Foreign Direct Investment | Emerging Market Multinationals | Outward FDI
https://www.scopus.com/record/display.uri?src=s&origin=cto&ctoId=CTODS_1...
- Пушкарёва Е. А. Непрерывное образование в развитии изменяющихся общества и личности: интеграция исследовательских позиций в России и за рубежом // Интеграция образования. – 2016. – Т. 20, № 4. – С. 438–445. DOI: http://dx.doi.org/10.15507/1991-9468.085.020.201604.438-445
- Nasibulina А. Education for Sustainable Development and Environmental Ethics // Procedia – Social and Behavioral Sciences. – 2015. – Vol. 214. – P. 1077–1082. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.11.708
- Drouin E., Drouin A.-S. Jean Lhermitte on Consciousness // L’Encéphale. – 2017. – Vol. 43, Issue 5. – P. 407–408. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.encep.2017.03.007
- Tan B. P., Naidu N. B. M., Osman Z. J. Moral values and good citizens in a multi-ethnic society: A content analysis of moral education textbooks in Malaysia // The Journal of Social Studies Research. – 2017. – In Press. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.jssr.2017.05.004
- Kudashov V. I., Chernykh S. I., Yatsenko M. P., Grigoreva L. I., Pfanenshtil I. A., Rakhinsky D. V. Historical reflection in the educational process: an axiological approach // Analele universitatii din craiova – seria istorie. – 2017. – Vol. 22, № 1. – Р. 139–147.
- Cooper N., Brady E., Steen H., Bryce R. Aesthetic and spiritual values of ecosystems: Recognising the ontological and axiological plurality of cultural ecosystem ‘services’ // Ecosystem Services. – 2016. – Vol. 21, Part B. – P. 218–229. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.ecoser.2016.07.014
- Беркут В. П. Социально-философский анализ в методологии научного познания // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Философские науки. – 2016. – № 1. – С. 14–23. DOI: http://dx.doi.org/10.18384/2310-7227-2016-1-14-23
- Rudolph A., Figge L. Determinants of Ecological Footprints: What is the role of globalization? // Ecological Indicators. – 2017. – Vol. 81. – P. 348–361. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.ecolind.2017.04.060
- Kostyukova T. A., Petrova G. I., Sklyarova T. V., Simakova T. P. Self-determination of Youth and Traditional Moral Values: The Role of Russian Literature //Procedia – Social and Behavioral Sciences. – 2015. – Vol. 200. – P. 261–266. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.08.062
- Yilmaz O., Saribay A. Activating analytic thinking enhances the value given to individualizing moral foundations // Cognition. – 2017. – Vol. 165. – P. 88–96. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.cognition.2017.05.009
- Mareš J. Moral distress: Terminology, theories and models // Kontakt. – 2016. – Vol. 18, Issue 3. – P. e137–e144. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.kontakt.2016.07.001
- Šmajs J. The philosophical conception of a constitution for the Earth // Human Affairs. – 2015. – Vol. 25, Issue 3. – P. 342–361. DOI: http://dx.doi.org/10.1515/humaff-2015-0028
- Kekulawala M., Johnson T. R. B. Ethical issues in global health engagemen // Seminars in Fetal and Neonatal Medicine. – 2017. – In Press. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.siny.2017.09.004
- Kantola J., Liu Y., Peura P., Leeuw T., Zhang Y., Naaranoja M., Segev A., Huisingh D. Innovative products and services for sustainable societal development: Current reality, future potential and challenges // Journal of Cleaner Production. – 2017. – Vol. 162, Supplement. – P. S1–S10. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.jclepro.2017.07.091
- Бондарева Я. В., Завьялов А. С. Цифровое инфопространство и его характеристики // Сибирский учитель. – 2016. – № 3 (106). – С. 35–38.
- Майкова В. П., Молчан Э. М.Духовность как фактор устойчивости социальных систем // Вестник Московского государственного областногоуниверситета. Серия: Философские науки. – 2017. – № 1. – С. 46–53. DOI: http://dx.doi.org/10.18384/2310-7227-2017-1-46-53
- Грачев М. Н. Политическая коммуникация: теоретические концепции, модели, векторы развития: монография. – М.: Прометей, 2004. – 327 с.
- Shapiro D., Hobdari В., Oh C. H. Natural resources, multinational enterprises and sustainable development // Journal of World Business. – 2018. – Vol. 53, Issue 1. – P. 1–14. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.jwb.2017.09.005
- Uwizeye A., Gerber P. J., Groen E. A., Dolman M. A., Schulte R. P. O., de Boer I. J. M. Selective improvement of global datasets for the computation of locally relevant environmental indicators: A method based on global sensitivity analysis // Environmental Modelling & Software. – 2017. – Vol. 96. – P. 58–67. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.envsoft.2017.06.041
- Молчан Э. М. Формирование духовно-нравственных ценностей в системе профессионального образования как условие духовной безопасности общества // Гуманитарный вестник Военной академии Ракетных войск стратегического назначения. – 2016. – № 4-2 (4). – С. 85–89.
- Бондарева Я. В. К вопросу о предмете исследования философии образования // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Философские науки. – 2016. – № 2. – С. 6–12. DOI: http://dx.doi.org/10.18384/2310-7227-2016-2-6-12
- Cano-Kollmann M., Hannigan T. J., Mudambi R. Global Innovation Networks – Organizations and People // Journal of International Management. – 2017. – In Press. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.intman.2017.09.008
- Пушкарева Е. А. Ценностные основания современного взаимодействия образования и науки: монография. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2014. – 172 с.
- Reid A. J., Brooks J. L., Dolgova L., Laurich B., Sullivan B. G., Szekeres P., Wood S. L. R., Bennett J. R., Cooke S. J. Post-2015 Sustainable Development Goals still neglecting their environmental roots in the Anthropocene // Environmental Science & Policy. – 2017. – Vol. 77. – P. 179–184. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.envsci.2017.07.006
- Песоцкий В. А.Философема в структуре философского знания: опыт классификации философем // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Философские науки. – 2016. – № 2. – С. 22–35. DOI: http://dx.doi.org/10.18384/2310-7227-2016-2-22-35
- Нестик Т. А.Социальная психология времени: состояние и перспективы исследований // Психологический журнал. – 2014. – Т. 35, № 3. – С. 5–19.
- Sharpe M. E. The principles of science education in today’s schools: A roundtable // Russian Education and Society. – 2006. – Vol. 48, № 1. – P. 37–71. DOI: http://dx.doi.org/10.2753/RES1060-9393480103
- Yachina N. The Problem of Spiritual and Moral Formation of Personality // Procedia – Social and Behavioral Sciences. – 2015. – Vol. 197. – P. 1575–1579. DOI: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.07.113