Инструментарий когнитивного моделирования в анализе векторной образовательной миграции
2 Омский региональный институт
Проблема и цель. Основной проблемой проведенного исследования является определение качественно-количественных характеристик уровня воздействия на величину векторной образовательной миграции множества взаимосвязанных факторов: правовых, экономических, социально-психологических на основе анализа статистических данных и результатов пилотного социологического исследования.
Цель статьи – выявить степень влияние различных факторов на уровень векторной образовательной миграции как составляющей миграционных процессов в условиях приграничного региона России (на примере Омской области) с использованием инструментария когнитивного моделирования.
Методология. В процессе исследования использовалась методология когнитивного моделирования, позволяющая решать задачи, характеризующиеся многокомпонентностью системы анализируемых факторов, сложностью формализации взаимосвязей между ними и необходимостью учета влияния внешней среды. Для анализа проблемной области, выявления базисных факторов и степени их взаимного влияния использовались методологии социологических и статистических исследований.
Результаты. В исследовании был проведен анализ современных тенденций международного рынка труда и образовательных услуг в условиях глобализации, выявлены взаимосвязи между трудовой и образовательной миграцией и особенности миграционных процессов в Омском регионе.
На основе анализа статистических данных из открытых интернет-источников, результатов проведенного пилотного социологического исследования и экспертных оценок выявлены базовые факторы, определяющие уровень векторной миграции в Омской области, и степень их взаимного влияния. С учетом условий внешней среды была создана когнитивная модель. С использованием программной разработки, реализованной средствами MS Excel, был автоматизирован процесс работы с когнитивной моделью и проведена серия имитационных экспериментов, позволившая определить влияние изменения одного и нескольких импульсов на уровень образовательной, трудовой и векторной миграции. Полученные в ходе исследования результаты могут послужить основой для формирования эффективной миграционной политики, в том числе образовательной политики в Омском регионе.
Заключение. В процессе исследования на основе использования инструментария когнитивного моделирования были выявлены особенности влияния различных факторов (правовые факторы, географическая близость, экономические факторы, дискриминация и качественное высшее образование в России) на уровень векторной образовательной миграции как составляющей миграционных процессов в Омской области.
образовательная миграция; мониторинг образовательной деятельности; трудовая миграция; векторная миграция; приграничный регион; базисные факторы; когнитивное моделирование
90.209 Skilled Migration | Emigration and Immigration | Brain Gain
https://www.scopus.com/record/display.uri?src=s&origin=cto&ctoId=CTODS_1...
Using the tool-kit of cognitive modeling within the analysis of a vector educational migration
- Акумова Н. В., Иванов Г. С. Современное состояние трудовой миграции в контексте общей миграции в России // Право и образование. – 2013. – № 10. – С. 114–122.
- Фурса Е. В., Рогова Т. М. Международная учебная миграция: тенденции и особенности современного развития // Journal of Economic Regulation. – 2012. – Т. 3, № 3. – С. 42–51.
- Трофимов Е. А.,Трофимова Т. И. Экономико-теоретические аспекты факторов миграции рабочей силы // Известия Иркутской государственной экономической академии. – 2015. – Т. 25, № 4. – С. 577–582.
- Захарченко М. И. Региональные аспекты учебной // Казанская наука. – 2016. – № 7. – С. 16–18.
- Дементьева С. В., Гиниятова Е. В. Учебная миграция в Томский политехнический университет: механизмы и практики эффективной адаптации // Известия Томского политехнического университета. Инжиниринг георесурсов. – 2012. – Т. 321, № 6. – С. 187–190.
- Лучко О. Н., Маренко В. А. Построение модели образовательного процесса с применением когнитивных технологий // Информационная среда образования и науки. – 2013. – № 17. – С. 38–41.
- Патласов О. Ю. Маркетинг-менеджмент рынка труда: монография. – Томск: Национальный исследовательский Томский государственный университет, 2000. – 640 с.
- Berlinguer L. Cross-Border Higher Education and the Services Directive: Importance, Protection and Success // Cross-Border Higher Education and Quality Assurance. Issues in Higher Education / Eds Rosa M., Sarrico C., Tavares O., Amaral A. – London: Palgrave Macmillan, 2016. – P. 105–115. DOI:https://doi.org/10.1057/978-1-137-59472-3_6
- Söhn J. Back to School in a New Country? The Educational Participation of Adult Immigrants in a Life-Course Perspective // Journal of International Migration and Integration. – 2016. – Vol. 17, Issue 1. – P. 193–214. DOI: https://doi.org/10.1007/s12134-014-0401-1
- Böhme M. H. Migration and educational aspirations – Another channel of brain gain? // IZA Journal of Migration. – 2015. – Vol. 4:12. DOI: https://doi.org/10.1186/s40176-015-0036-9
- Guveli A., Ganzeboom H. B. G., Platt L., Nauck B., Baykara-Krumme H., Eroğlu Ş., Bayrakdar S., Sözeri E. K., Spierings N. Educational Attainment // Intergenerational Consequences of Migration. – London: Palgrave Macmillan, 2016. – P. 71–89. DOI: https://doi.org/10.1057/9781137501424_5
- Chikanda A., Crush J., Walton-Roberts M. Introduction: Disaggregating Diasporas // Diasporas, Development and Governance. Global Migration Issues / Eds Chikanda A., Crush J., Walton-Roberts M. – Vol. 5. – Springer, Cham, 2016. – P. 1–18. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-319-22165-6_1
- King R., Mata-Codesal D., Vullnetari J. Migration, Development, Gender and the ‘Black Box’ of Remittances: Comparative Findings from Albania and Ecuador // Comparative Migration Studies. – 2013. – Vol. 1, Issue 1. – P. 69–96. DOI: https://doi.org/10.5117/CMS2013.1.KING
- Ribas-Mateos N. Thinking Circularity and Gender Transversality in Contemporary Migration // Impact of Circular Migration on Human, Political and Civil Rights. United Nations University Series on Regionalism / Eds Solé C., Parella S., Martí T., Nita S. – Vol. 12. – Springer, Cham, 2016. – P. 111–126. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-319-28896-3_6
- Górny A., Kindler M. The Temporary Nature of Ukrainian Migration: Definitions, Determinants and Consequences // Ukrainian Migration to the European Union. IMISCOE Research Series / Eds Fedyuk O., Kindler M. – Springer, Cham, 2016. – P. 91–112. DOI: http://dx.doi.org/10.1007/978-3-319-41776-9_14
- Li P. Social Attitudes, Behaviors, and the Significance of Social Governance Among New-Generation Migrant Workers // Great Changes and Social Governance in Contemporary China. China Insights / Ed. Li P. – Berlin: Springer, Heidelberg, 2016. – P. 91–112. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-662-45734-4_4
- Calderon A. Australian-Latin American Trade Relations in Educational Services // Australian-Latin American Relations / Ed. Kath E. – New York: Palgrave Macmillan, 2016. – P. 149–181. DOI: https://doi.org/10.1057/9781137501929_8
- Naudé W., Siegel M., Marchand K. Migration, entrepreneurship and development: critical questions // IZA Journal of Migration. – 2017. – Vol. 6:5. DOI: https://doi.org/10.1186/s40176-016-0077-8
- Лучко О. Н., Мухаметдинова С. Х. Влияние учебной миграции на системы образования приграничных регионов России (на примере Омской области) // Наука о человеке: гуманитарные исследования. – 2017. – № 3 (29). – С. 98–107. DOI: https://doi.org/10.17238/issn1998-5320.2017.29.98
- Еремеев А. Э., Патласов О. Ю. Опыт международного приграничного сотрудничества с вузами республики Казахстан // Ректор вуза. – 2017. – № 5. – С. 40–47.
- Архипов А. Ю., Рогова Т. М., Савченкова И. Н., Фурса Е. В. Высшие учебные заведения в привлечении, обучении и адаптации иностранных студентов (на примере Южного федерального университета) // Terra Economicus. – 2013. – Т. 11, № 1-2. – С. 124–128.
- Каргина Е. В. Развитие системы сопровождения и поддержки как эффективный инструмент привлечения иностранных студентов в российские вузы // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. – 2014. – № 2. – С. 102–105.