Поэтика современной отечественной монодрамы
Статья посвящена изучению поэтики монодрамы (специфика организации сценического действия, сюжет, конфликт, герой). В последние десятилетия в театрально-литературной практике Европы и России монодрама становится все более актуальной как явление искусства. В современной критической литературе этот термин все чаще используется для обозначения некоторых текстов так называемой «новой драмы» (к примеру, произведений Е. Гришковца, И. Вырыпаева, Ю. Клавдиева и других драматургов). За последние несколько лет было предпринято несколько попыток теоретического осмысления жанровой модели монодрамы. Однако те немногочисленные исследования, которые посвящены этому жанровому варианту драмы, сводятся преимущественно к описанию его архитектоники либо к рассмотрению отдельных аспектов (авторефлексия, моногерой, хронотоп, «событие рассказывания») преимущественно с точки зрения нарратологии. Цель данной научной работы заключается в выявлении и комплексном описании специфических черт монодраматического текста на основе сравнительно-сопоставительного анализа родовых и жанровых компонентов, наличествующих в отечественной монодраме конца XX – начала XXI века.
монодрама, монологическое высказывание, авторефлексия, перформатив
1. The Collected Letters of Robert Southey, Parts One and Two. Ed. L. Pratt, I. Packer. – [Электронный ресурс]. – URL: http://www.rc.umd.edu/editions/southey_letters/Part_One/HTML/letterEEd.2... (дата обращения: 25.01.2013).
2. Hartnoll Ph., Found P. Monodrama.[Электронный ресурс] // The Concise Oxford Companion to the Theatre. [Encyclopedia.com, 1996]. URL: http://www.encyclopedia.com (дата обращения 20.02.2012).
3. Власова Н.О. Творчество Арнольда Шёнберга : автореф. дис. ... докт. иск. наук : 17.00.02. – M, 2007. – 50 с.
4. Евреинов Н. Введение в монодраму. – Спб., 1909. – 29 c.
5. Хализев В.Е. Драма как род литературы (поэтика, генезис, функционирование). – М.: изд-во МГУ, 1986. – 260 с.
6. Ярхо В.Н. Трагический театр Софокла. // Софокл. Драмы / Издание подготовили М.Л. Гаспаров, В.Н. Ярхо; В переводе Ф.Ф. Зелинского. –М.: Наука, 1990. – С. 467-508.
7. Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. 2-е изд., – М.: Изд. фирма «Вост. лит.» РАН, 1998. – 800 с.
8. Monodrama. [Электронный ресурс] // Encyclopædia Britannica Online. [Encyclopædia Britannica Inc., 2013] URL: http://www.britannica.com/EBchecked/topic/389832/monodrama (дата обращения: 25.01.2013).
9. Pavis P. Dictionary of the theatre: Terms, Concepts, and Analysis. – University of Toronto Press, 1998. – 469 p.
10. Cohn D. Transparent Minds: Narrative Modes for Presenting Consciusness in Fiction. – Princeton: Princeton University Press, 1978. – 334 p.
11. Бондарева Е.Е. Теоретическая модель современной монодрамы: подвижные рамки жанрологического канона// Русская и белорусская литературы на рубеже XX–XXI веков: В 2 ч. – Мн., 2006. – Ч. 1. – С. 249-257.
12. Гончарова-Грабовская С.Я. Монодрама в творчестве Е. Гришковца // Вестник БГУ. Сер. 4, №3. – Минск, 2009. – С. 26-31
13. Павлов А.М. Событие рассказывания» в современной отечественной монодраме (на материале пьесы Е. Исаевой «Про мою маму и про меня») [Электронный ресурс] // NARRATORIUM: междисциплинарный журнал № 1-2. 2011. [«Российский государственный гуманитарный университет», 1996-2011]. URL: http://narratorium.rggu.ru/ (дата обращения 20.10.2012).
14. Тюпа В.И. Нарратив и анарративность // Универсалии русской литературы. – 2. – Воронеж, 2010. – С. 15
15. Болотян И.М., Лавлинский С.П. Типология конфликтов в произведениях «новой драмы» // Новейшая русская драма и культурный контекст. – Кемерово, 2010. – С. 57