Вестник Новосибирского государственного педагогического университета, 2018, Т. 8, № 5, С. 230–244
УДК: 
612.453:159.91

Взаимосвязь психофизиологических показателей и уровня кортизола подростков, обучающихся в условиях лицея-интерната

Варич Л. А. 1 (Кемерово, Россия), Федоров А. И. 1 (Кемерово, Россия), Немолочная Н. В. 1 (Кемерово, Россия), Блинова Н. Г. 1 (Кемерово, Россия)
1 ФГБОУ ВО Кемеровский государственный университет
Аннотация: 

Проблема и цель. Авторами исследуется проблема функционирования организма в условиях воздействия стрессовых факторов. Целью работы стало выявление особенностей взаимосвязи психофизиологических характеристик подростков, обучающихся в лицее-интернате, с уровнем кортизола – гормона стресса.
Методология. В исследовании участвовали воспитанники лицея-интерната в возрасте 14–15 лет (54 человека), у которых проводилась оценка нейродинамических, психодинамических характеристик, показателей вариабельности сердечного ритма и уровня кортизола в слюне. На основании перцентильного анализа подростки были разделены на три группы с учетом уровня саливарного кортизола. Для выявления взаимосвязи проведен корреляционный анализ.
Результаты. Получены данные о взаимосвязи ряда психофизиологических параметров адаптации с уровнем саливарного кортизола у подростков, обучающихся в условиях лицея-интерната. Показано, что повышение уровня кортизола сопровождается увеличением подвижности нервных процессов, работоспособности головного мозга, преобладанием процессов возбуждения над торможением, снижением объема кратковренной памяти, преобладанием симпатических влияний в регуляции сердечной деятельности при оптимальном функциональном состоянии организма. Подростки с пониженной концентрацией исследуемого гормона отличаются от сверстников усилением централизации механизмов вегетативной регуляции на фоне преобладания вагусных влияний на сердечный ритм, уменьшением уровня функционального резерва организма, низким уровнем нейродинамических характеристик, более высокими значениями объема кратковременной памяти, неуравновешенностью нервных процессов с преобладанием торможения. Сбалансированная активность симпатического и парасимпатического отделов ВНС, высокий уровень объема внимания и уравновешенность нервных процессов наблюдаются при средних значениях саливарного кортизола.
Заключение. Полученные результаты указывают на взаимосвязь уровня кортизола и психофизиологических особенностей подростков, и позволяют говорить о его ведущей роли в формировании приспособительных реакций у учащихся в процессе обучения в образовательном учреждении интернатного типа.

Ключевые слова: 

саливарный кортизол; нейродинамические показатели; психодинамические характеристики; показатели сердечного ритма; старший подростковый возраст; адаптация; лицей-интернат

30.960 17 Oxosteroid | Adrenal Cortex | Physical Development

https://www.scopus.com/record/display.uri?src=s&origin=cto&ctoId=CTODS_1...

Correlation between psychophysiological characteristics and a cortizole level in boarding school adolescents

Библиографическая ссылка:
Варич Л. А., Федоров А. И., Немолочная Н. В., Блинова Н. Г. Взаимосвязь психофизиологических показателей и уровня кортизола подростков, обучающихся в условиях лицея-интерната // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2018. – № 5. – С. 230–244. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1805.14
Список литературы: 
  1. Айзман Р. И., Лебедев А. В., Айзман Н. И., Рубанович В. Б. Методология и практика мониторинга здоровья учащейся молодежи // Журнал научных статей здоровье и образование в XXI веке. – 2017. – Т. 19, № 5. – С. 73–78. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28278749
  2. Баевский Р. М., Иванов Г. Г. Вариабельность сердечного ритма: теоретические аспекты и возможности клинического применения // Ультразвуковая и функциональная диагностика. – 2001. – № 3. – С. 108–127. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25990135
  3. Блинова Н. Г., Казин Э. М., Васина Е. В., Витязь С. В. Особенности психофизиологического развития и формирования приспособительных реакций к обучению у подросков в условиях гимназии // Физиология человека. – 2009. – Т. 35, № 6. – С. 68–75. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=12989140
  4. Галеев А. Р., Игишева Л. Н., Казин Э. М. Вариабельность сердечного ритма у здоровых детей в возрасте 6–16 лет // Физиология человека.  – 2002. – Т. 28, № 4. – С. 54–58. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29841320
  5. Иванов В. И., Литвинова Н. А., Березина М. Г. Автоматизированный комплекс для оценки индивидуально-типологических свойств и функционального состояния организма человека «Статус ПФ» // Валеология. – 2004. – № 4. – С. 70–73. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29803376
  6. Казин Э. М., Свиридова И. А., Березина М. Г., Прохорова А. М., Комарова О. А., Саваль Л. А., Федоров А. И., Шорин Ю. П.Влияние социально-биологических факторов на особенности формирования приспособительных реакций учащихся в пубертатном периоде онтогенеза // Физиология человека. – 2008. – Т. 34, № 4. – С. 47–56. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=11032416
  7. Козлов А. И., Козлова М. А. Кортизол как маркер стресса // Физиология человека. – 2014. – Т. 40, № 2. – С. 123–136.  DOI: https://doi.org/10.7868/S013116461402009X
  8. Фёдоров А. И., Тарасова О. Л., Казни Э. М., Игишева Л. Н., Четверик О. Н. Комплексная оценка нейродинамических и вегетативных показателей у подростков: возрастные, гендарные и типологические особенности // Физиология человека. – 2017. – Т. 43, № 1. – С. 45–54. DOI: https://doi.org/10.7868/S0131164616060199
  9. Федоров А. И., Казин Э. М., Селятицкая В. Г., Овчинникова О. В. Использование модели физиологического мониторинга для комплексной оценки адаптивных возможностей учащихся в процессе образовательной деятельности. Сообщение II. Особенности гормонального психовегетативного статуса у подростков, проживающих в разных социально-экологических условиях // Физиология человека. – 2002. – Т. 28, № 6. – С. 64–68. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21236243
  10. Чурекова Т. М., Блинова Н. Г., Сапего А. В., Варич Л. А. Содержание здоровьесберегающего сопровождения в системе непрерывного образования // Валеология. – 2004. – № 4. – С. 67–70. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29803411
  11. Шлык Н. И. Сердечный ритм и тип регуляции у детей, подростков и спортсменов: монография. – Ижевск: Удмуртский университет, 2009. – 254 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=19551410
  12. Arminjon M. Birth of the allostatic model: from cannon’s biocracy to critical physiology// Journal of the History of Biology. – 2016. – Vol. 49, Issue 2. – P. 397–423. DOI: https://doi.org/10.1007/s10739-015-9420-9
  13. Belda X., Fuentes S., Daviu N., Nadal R., Armario A. Stress-induced sensitization: the hypothalamic-pituitary-adrenal axis and beyond // Stress. – 2015. – Vol. 18, Issue 3. – P. 269–279. DOI: https://doi.org/10.3109/10253890.2015.1067678
  14. Demitrack M. Neuroendocrine correlates of chronic fatigue syndrome: a brief review // Journal of Psychiatric Research. – 1997. – Vol. 31, Issue 1. – P. 69–82. DOI: https://doi.org/10.1016/S0022-3956(96)00059-3
  15. Elbuken G., Tanriverdi F., Karaca Z., Kula M., Gokahmetoglu S., Unluhizarci K., Kelestimur F. Comparison of salivary and calculated free cortisol levels during low and standard dose of ACTH stimulation tests in healthy volunteers // Endocrine. – 2015. – Vol. 48, Issue 2. – P.  439–443. DOI: https://doi.org/10.1007/s12020-014-0378-8
  16. Elenkov I. J., Chrousos G. P. Stress system – organization, physiology and immunoregulation // Neuroimmunomodulation. – 2006. – Vol. 13, № 5. – P. 257–267.  DOI: https://doi.org/10.1159/000104853
  17. Erickson K., Drevets W., Schulkin J. Glucocorticoid regulation of diverse cognitive functions in normal and pathological emotional states // Neuroscience and Biobehavioral Reviews. – 2003.  – Vol. 27, Issue 3. – P. 233–246. DOI: https://doi.org/10.1016/S0149-7634(03)00033-2
  18. Evans P., Bristow M., Hucklebridge F., Clow A. Stress, arousal, cortisol and immunoglobulin A in students undergoing assessment // British Journal of Clinical Psychology. – 1994. – Vol. 33, Part  4. – P. 575–576. URL: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/7874049
  19. Kashdan E., Duncan D., Parnell A., Schattler H. Mathematical methods in systems biology // Mathematical Biosciences and Engineering. – 2016. – Vol. 13 (6). – P. i–ii DOI: http://dx.doi.org/10.3934/mbe.201606i
  20. Lim H. J., Chung S. S., Joung K. H. Factors of depressive symptoms among elementary, middle and high school students // Archives of Psychiatric Nursing. – 2016. – Vol. 30 (3). – P. 302–308. DOI: https://doi.org/10.1016/j.apnu.2015.11.010
  21. Nicolson N., Van Diest R. Salivary cortisol patterns in vital exhaustion // Journal of Psychosomatic Research. – 2000. – Vol. 49 (5). – P. 335–342. URL: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/11164057
  22. Ozgocer T., Yildiz S., Ucar C. Development and validation an enzyme-linked immunosorbent assay for detection of cortisol in human saliva // Journal of Immunoassay and Immunochemistry. – 2017. – Vol. 38 (2). – P. 147–164. DOI: https://doi.org/10.1080/15321819.2016.1230130
  23. Sapolsky R. M., Romero L. M., Munck A. U. How do glucocorticoids influence stress responses? Integrating permissive, suppressive, stimulatory, and preparative actions // Endocrine Reviews. – 2000. – Vol. 21, Issue 1. – P. 55–89. DOI: https://doi.org/10.1210/edrv.21.1.0389
  24. Schulkin J. Social allostasis: anticipatory regulation of the internal milieu // Frontiers in Evolutionary Neuroscience. – 2011. – Vol. 2. – P. 111. DOI: https://doi.org/10.3389/fnevo.2010.00111
  25. Shahrestani S., Stewart E. M., Quintana D. S., Hickie I. B., Guastella A. J. Heart rate variability during adolescent and adult social interactions: a meta-analysis// Biological Psychology. – 2015. – Vol. 105. – P. 43–50. DOI: https://doi.org/10.1016/j.biopsycho.2014.12.012
  26. Van der Knaap L. J., Oldehinkel A. J., Verhulst F. C., van Oort F. V, Riese H. Glucocorticoid receptor gene methylation and HPA-axis regulation in adolescents. The TRAILS study// Psychoneuroendocrinology. – 2015. – Vol. 58. – P. 46–50. DOI: https://doi.org/10.1016/j.psyneuen.2015.04.012
Дата публикации 31.10.2018