Вестник Новосибирского государственного педагогического университета, 2018, Т. 8, № 6, С. 121–137
УДК: 
378

Оптимальные условия применения электронных образовательных ресурсов в системе смешанного обучения студентов вузов [In English]

Ломоносова Н. В. 1 (Москва, Россия), Золкина А. В. 1 (Москва, Россия)
1 Национальный исследовательский технологический университет "МИСиС"
Аннотация: 

Проблема и цель. Исследуется проблема информатизации высшего образования для повышения эффективности индивидуальной работы студентов. Целью исследования стало выявление оптимальных условий применения электронных образовательных ресурсов в системе смешанного обучения студентов вузов.
Методология. Методологическая основа исследования состоит из общетеоретических, эмпирических и статистических методов исследования. В статье рассмотрены основные теоретические и научно-педагогические подходы к современному понимаю термина «смешанное обучение». Представлен анализ основных результатов педагогического эксперимента, осуществленного авторами статьи и направленного на выявление оптимального соотношения использования электронных и традиционных методов взаимодействия педагогов с обучающимися. При помощи общенаучного метода системного анализа выявлены и обоснованы ключевые структурные составляющие системы смешанного обучения студентов.
Результаты. Выявлено, что система смешанного обучения студентов представляет собой взаимосвязь таких элементов, как методологическое, административное (нормативно-правовое и финансово-экономическое), педагогическое, технологическое обеспечение; автоматизация всей совокупности процессов в вузе; контроль соблюдения интересов обучающихся; решение социально значимых задач и всесторонняя экспертиза электронных образовательных ресурсов. Эти элементы находятся с системой в отношении принадлежности. С позиции системного подхода каждый элемент системы смешанного обучения трактуется как система. В то же время электронные образовательные ресурсы необходимо рассматривать как основной элемент смешанного обучения, неотъемлемый от целостной образовательной системы, а не в качестве вспомогательного инструментария для традиционного учебного процесса. Совершенствование применения электронных образовательных ресурсов в системе смешанного обучения способно повысить как уровень успеваемости каждого студента, так и качество образовательного процесса в целом. Для этого требуется оптимизация соотношения использования электронных и традиционных образовательных технологий на уровне: 70 % электронных образовательных технологий и 30 % традиционного взаимодействия преподавателей со студентами.
Заключение. Авторами обобщаются оптимальные условия применения электронных образовательных ресурсов в системе смешанного обучения студентов вузов.

Ключевые слова: 

смешанное обучение; гибридное обучение; электронные технологии; электронные образовательные ресурсы; профессиональная компетентность; административные механизмы; высшее образование; информационно-коммуникационные технологии

98.383 Community of Inquiry | Social Presence | Online Discussion

https://www.scopus.com/record/display.uri?src=s&origin=cto&ctoId=CTODS_1...

Digital learning resources: Enhancing efficiency within blended higher education

Библиографическая ссылка:
Ломоносова Н. В., Золкина А. В. Оптимальные условия применения электронных образовательных ресурсов в системе смешанного обучения студентов вузов [In English] // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2018. – № 6. – С. 121–137. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1806.08
Список литературы: 
  1. Schneider O. A concept to simplify authoring of adaptive hypermedia eLearning structures // Interactive Learning Environments. – 2018. – Vol. 26, Issue 6. – P. 760–775. DOI:https://doi.org/10.1080/10494820.2017.1412987
  2. Tsai M.-C., Tsai C.-W. Applying online externally-facilitated regulated learning and computational thinking to improve students’ learning // Universal Access in the Information Society. – 2018. – Vol. 17 (4). – P.  811–820. DOI:https://doi.org/10.1007/s10209-017-0542-z
  3. Jones K. A., Sharma R. S. An experiment in blended learning: Learning without lectures // 2017 IEEE Conference on e-Learning, e-Management and e-Services (IC3e). – 2017. – P. 1–6. DOI:https://doi.org/10.1109/IC3e.2017.8409229
  4. Евсеева А. М. Смешанное обучение как форма организации учебного процесса по иностранному языку в техническом вузе // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. – С. 955. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22878199
  5. Фомина А. С. Смешанное обучение в вузе: институциональный, организационно-технологический и педагогический аспекты // Теория и практика общественного развития. 2014. – № 21. – С. 272–279. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23049656
  6. Wang Q., Huang C.Pedagogical, social and technical designs of a blended synchronous learning environment // British Journal of Educational Technology. – 2018. – Vol. 49 (3). – P. 451–462. DOI:https://doi.org/10.1111/bjet.12558
  7. Baragash R. S., Al-Samarraie H.  Blended learning: Investigating the influence of engagement in multiple learning delivery modes on students’ performance // Telematics and Informatics. – 2018. – Vol. 35, Issue 7. – P. 2082–2098. DOI:https://doi.org/10.1016/j.tele.2018.07.010
  8. Осипова О. П. Основные этапы педагогического проектирования и экспертизы электронных образовательных ресурсов // Открытое и дистанционное образование. – 2015. – № 2 (58). – С. 76–82. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24004882
  9. Осипова О. П. Качество дополнительного профессионального образования в условиях дистанционного сопровождения повышения квалификации // Наука и школа. – 2016. – № 1. – С. 82–91. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25738430
  10. Золкин Д. В., Ломоносова Н. В. Методика создания и внедрения новой магистерской программы в условиях информатизации высшего образования // Открытое и дистанционное образование. – 2017. – № 2 (66). – С. 52–57. DOI: https://doi.org/10.17223/16095944/66/7  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29443401 
  11. Laurillard D.The educational problem that MOOCs could solve: Professional development for teachers of disadvantaged students // Research in Learning Technology. – 2016. – Vol. 24. – P.  29369. DOI:https://doi.org/10.3402/rlt.v24.29369
  12. Janusz B., Bobrzyński J., Furgał M., De Barbaro B., Gdowska K. The need of qualitative research in psychiatry // Psychiatria Polska. – 2010. – Vol. 44, Issue 1. – P. 5–11. URL: https://www.scopus.com/record/display.uri?eid=
  13. Ломоносова Н. В. Оптимизация критериев смешанного обучения студентов вуза на основе рационального сочетания традиционных и электронных методов взаимодействия // Открытое и дистанционное образование. – 2016. – № 4 (64). – С. 24–30. DOI: https://doi.org/10.17223/16095944/64/4  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28301080
  14. Ломоносова Н. В. Основные принципы проектирования системы смешанного обучения в вузе // Преподаватель XXI век. –  2017. – № 2-1. – С. 64–71. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29461310
  15. Peters M. A., Jandric P. Dewey`s Democracy and Education in the age of digital reason: the global, ecological and digital turns // Open Review of Educational Research. – 2017. – Vol. 4 (1). – P. 205–218.  DOI: https://doi.org/10.1080/23265507.2017.1395290
  16. Aagaard J. Media multitasking, attention, and distraction: A critical discussion // Phenomenology and the Cognitive Sciences. – 2015. – Vol. 14 (4). – P. 885–896. DOI: https://doi.org/10.1007/s11097-014-9375-x
  17. Волкова С. В. Феноменология электронных образовательных технологий // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2018. – № 1. – С. 93–106. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1801.06 
  18. Young Hoan Cho, Hyoseon Choi, Jiwon Shin, Him Chan Yu, Yoon Kang Kim, Jung Yeon Kim. Review of Research on Online Learning Environments in Higher Education // Procedia – Social and Behavioral Sciences. – 2015. – Vol. 191. – P. 2012–2017. DOI: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.04.634 
  19. Kubrický J., Částková P. Teacher's Competences for the Use of Web Pages in Teaching as a Part of Technical Education Teacher's ICT Competences // Procedia  – Social and Behavioral Sciences. – 2015. – Vol. 174. – P. 3236–3242. DOI: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.01.988 
  20. Babintsev V. P.Sapryka V. А.Serkina Ya. I.Ushamirskaya G. F.  Reform of higher education in Russia: habitus conflict // European Journal of Contemporary Education. – 2016. – Vol. 17, Issue 3. – P. 284–294. DOI: https://doi.org/10.13187/ejced.2016.17.284 
  21. De-Marcos L., Garcia-Lopez E., Garcia-Cabot A. On the effectiveness of game-like and social approaches in learning: Comparing educational gaming, gamification & social networking // Computers & Education. – 2016. – Vol. 95. – P. 99–113. DOI: https://doi.org/10.1016/j.compedu.2015.12.008
  22. Hatlevik O. E. Examining the relationship between teachers’ self-efficacy, their digital competence, strategies to evaluate information, and use of ICT at school // Scandinavian Journal of Educational Research. – 2017. – Vol. 61, Issue 5. – P. 555–567. DOI: https://doi.org/10.1080/00313831.2016.1172501
  23. Мирошниченко Н. В. Среда дистанционного обучения: феноменология и классификационные основания // Открытое и дистанционное образование. – 2018. – №  2  (70). – С. 5–9. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28301080
  24. Вострикова Н. М. Возможности модели смешанного обучения в химической подготовке будущих бакалавров металлургического направления // Открытое и дистанционное образование. – 2018. – № 1 (69).  – С. 5–11. DOI: https://doi.org/10.17223/16095944/69/1  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32734701
  25. Rogers L., Twidle J. A pedagogical framework for developing innovative science teachers with ICT // Research in Science & Technological Education. – 2013. – Vol. 31, Issue 3. – P. 227–251. DOI: https://doi.org/10.1080/02635143.2013.833900 
Дата публикации 31.12.2018