Формирование коммуникативной культуры учащихся на уроках химии
В статье представлен опыт педагогической деятельности учителя по формированию коммуникативных компетенций учащихся средствами химического образования. Отмечается, что основные задачи, решаемые современным химическим образованием в школе, следующие: освоение системы знаний о фундаментальных законах, теориях и фактах химической науки, ее вклада в общечеловеческую культуру для понимания научной картины мира; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся в процессе изучения химической науки;  воспитание убежденности в том, что химия – мощный инструмент для преобразования природы, что безопасное применение химии возможно только в обществе с устойчивыми нравственными категориями.
Система педагогической деятельности по развитию коммуникативной культуры учащихся на уроках химии основана, по мнению автора, на концептуальных принципах следующих технологий и теорий: технологии сотрудничества, теории общения и деятельности, теории коллективной познавательной деятельности, технологии педагогического проектирования.
Автором  отмечается, что развитие коммуникативной культуры учащихся возможно в процессе педагогической деятельности, включающей, в первую очередь, коллективные способы обучения, проектную деятельность, информационно-коммуникативные технологии, мониторинг развития учебных и коммуникативных навыков учащихся.
обучение химии, исследовательская культура, образовательные технологии
1.	Ананьев Б. Г.  Человек как предмет познания. – СПб ; М. ; Харьков ; Минск : Питер,
2002. – 288 с.
2.	Бабанский Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса : (методические основы). – М. : Просвещение, 1982. – 192 с.
3.	Бондаревская Е. В., Кульневич С. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания : учебное пособие для сред. и пед. учеб. заведений. – Ростов н/Д : Учитель, 1999. – 560 с.
4.	Виноградова М. Д., Первин И. Б. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников : из опыта работы. – М. : Просвещение, 1977. – 159 с.
5.	Дьяченко В. К. Коллективный способ обучения : дидактика в диалогах. – М. : Народное образование, 2004. – 351 с.
6.	Колесникова И. А., Горчакова-Сибирская М. П.  Педагогическое проектирование : учебное пособие для вузов : рек. УМО вузов РФ / под ред. В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой.  – 2-е изд., стер. – М. : Академия, 2007. – 288 с.
7.	Новые педагогические и информационные технологии в системе образования : учебное пособие для пед. вузов и системы повышения квалификации пед. кадров : рек. РАО / под ред. Е. С. Полат. –  2-е изд., стер. – М. : Академия, 2005. – 272 с.
8.	Полат Е. С., Бухаркина М. Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования : учебное пособие для вузов : рек. УМО вузов РФ. – 2-е изд., стер. – М. : Академия, 2008. – 368 с.
9.	Пушкарёва Е. А. Философское мышление для формирования рефлексивности познания в образовательном процессе // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета – 2012. – № 1 (5). – C. 74–78.
10.	Селевко Г. К. Традиционная педагогическая технология и ее гуманистическая модернизация. – М. : НИИ школьных технологий, 2005. – 143 с.
11.	Чернышенко Е. Г.  Формирование исследовательской культуры учащихся в условиях общеобразовательного учреждения // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2012.– № 5. – С. 20–26.










