Science for Education Today, 2019, Т. 9, № 2, С. 37–51
УДК: 
165+159.955

Формирование критического мышления на основе универсальных когнитивных установок, стратегий и инструментов

Богдан С. С. 1 (Сургут, Россия), Лашкова Л. Л. 1 (Сургут, Россия), Лукиянчина Е. В. 1 (Сургут, Россия)
1 Сургутский государственный педагогический университет
Аннотация: 

Проблема и цель. В статье исследуется проблема определения универсальных когнитивных установок и стратегий критического мышления в современном образовании. Цель статьи – выявление особенностей формирования критического мышления на основе универсальных когнитивных установок, стратегий и инструментов.
Методология. При написании статьи использовались работы зарубежных специалистов в области формирования основ критического мышления Д. Халперн, В. Р. Руджеро и Д. Левитин. Методология исследования базируется на общенаучных методах, методах сравнения и обобщения зарубежных исследований по проблеме критического мышления.
Результаты. Авторы выявили структуру и содержание концептуального когнитивного ядра критического мышления. Выделили базовые универсальные когнитивные установки критического мышления: мотивационные и этические. Такими атрибутами являются автономность, гибкость и смелость мышления, наблюдательность и настойчивость, готовность к самопознанию, метапознанию и планированию, а также уверенность в силе рассудка. Были обобщены и систематизированы необходимые инструменты (навыки) когнитивно-логических техник и стратегий критического мышления, включающие основные методические способы и приемы.
Выявленное концептуальное ядро критического мышления включает универсальные когнитивные установки и стратегии, которые служат эмоциональной, интеллектуальной и инструментальной составляющей для разработки эффективных технологий по формированию критического мышления в современном образовании.
Заключение. Авторами обобщаются особенности формирования критического мышления на основе универсальных когнитивных установок, стратегий и инструментов.

Ключевые слова: 

критическое мышление; когнитивные установки и стратегии; скептицизм; ложная информация; современное образование; информационное общество.

URL WoS/RSCI: https://www.webofscience.com/wos/rsci/full-record/RSCI:38191463

Процентиль актуальности SciVal: 79.030 Critical Thinking | Gelassenheit | Informal Fallacies

https://www.scopus.com/record/display.uri?eid=2-s2.0-85065990279&origin=...

Nurturing the development of critical thinking based on universal cognitive attitudes, strategies and techniques

Библиографическая ссылка:
Богдан С. С., Лашкова Л. Л., Лукиянчина Е. В. Формирование критического мышления на основе универсальных когнитивных установок, стратегий и инструментов // Science for Education Today. – 2019. – № 2. – С. 37–51. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.1902.03
Список литературы: 
  1. Белобородова Н. С., Мельникова Н. А. Дебаты как форма развития критического мышления студентов колледжа // Мир науки, культуры, образования. – 2016. – № 6 (61). – С. 73–75. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27652278
  2. Волков Е. Н. Научение научному (критическому) мышлению и визуальная объективизация знаний: содержание, практика, инструменты // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. – 2016. – № 2 (42). – С. 199–203. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26815797
  3. Горьков И. А. Критическое мышление и философское образование в условиях современного социума // Преподаватель XXI век. – 2015. – № 2-1. – С. 41–47. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23803881
  4. Джиоева А. Р. О дидактическом аспекте технологии развития критического мышления // Мир науки, культуры, образования. – 2015. – № 4. – С. 126–128. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24107654
  5. Сайфудинова А. В., Пушкина В. П. Критическое мышление как перспективная технология обучения // Современное образование: содержание, технологии, качество. – 2016. – Т. 1. – С. 268–270. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26530254
  6. Цукерман Г. А., Митина О. В. Диагностика критического мышления // Вопросы психологии. – 2015. – № 3. – С. 15–30. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25510936
  7. Abrami P. C., Bernard R. M., Borokhovski E., Waddington D. I., Wade C. A., Persson T. Strategies for teaching students to think critically: a meta-analysis // Review of Educational Research. – 2015. – Vol. 85, Issue 2. – P. 275–314. DOI: https://doi.org/10.3102/0034654314551063
  8. Bolger D. J., Mackey A. P., Wang M., Grigorenko E. L. The role and sources of individual differences in critical-analytic thinking: a capsule overview // Educational Psychology Review. – 2014. – Vol. 26, Issue 4. – P. 495–518. DOI: https://doi.org/10.1007/s10648-014-9279-x
  9. Butler H. A. Halpern Critical Thinking Assessment predicts real-world outcomes of critical thinking // Applied Cognitive Psychology. – 2012. – Vol. 26, Issue 5. – P. 721–729. DOI: https://doi.org/10.1002/acp.2851
  10. English A. R. Dialogic Teaching and Moral Learning: Self-critique, Narrativity, Community and ‘Blind Spots’ // Journal of Philosophy of Education. – 2016. – Vol. 50, Issue 2. – P. 160–176. DOI: https://doi.org/10.1111/1467-9752.12198
  11. Ennis R. H. Critical Thinking Across the Curriculum: A Vision // Topoi. – 2018. – Vol. 37, Issue 1. – P. 165–184. DOI: https://doi.org/10.1007/s11245-016-9401-4
  12. Forawi S. A. Standard-based science education and critical thinking // Thinking SkillsandCreativity. – 2016. – Vol. 20. – P. 52–62. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tsc.2016.02.005  
  13. Ghanizadeh A. The interplay between reflective thinking, critical thinking, self-monitoring, and academic achievement in higher education // Higher Education. – 2017. – Vol. 74, Issue 1. – P.  101–114. DOI: https://doi.org/10.1007/s10734-016-0031-y
  14. Huber C. R., Kuncel N. R. Does college teach critical thinking? A meta-analysis // Review of Educational Research. – 2016. – Vol. 86, Issue 2. – P. 431–468. DOI: https://doi.org/10.3102/0034654315605917
  15. Johnson R. H., Hamby B. A meta-level approach to the problem of defining ‘Critical Thinking’ // Argumentation. – 2015. – Vol. 29, Issue 4.  – P. 417–430. DOI: https://doi.org/10.1007/s10503-015-9356-4
  16. Lawson T. J., Jordan-Fleming M. K., Bodle J. H. Measuring psychological critical thinking: an update // TeachingofPsychology. – 2015. – Vol. 42, Issue 3. – P. 248–253. DOI:  https://doi.org/10.1177/0098628315587624
  17. Lin S. S. Erratum to: Science and Non-Science Undergraduate Students’ Critical Thinking and Argumentation Performance in Reading a Science News Report // International Journal of Science and Mathematics Education. – 2016. – Vol. 14, Issue 5. – P. 997–997. DOI: https://doi.org/10.1007/s10763-014-9524-2
  18. Mercier H., Boudry M., Paglieri F., Trouche E. Natural-born arguers: teaching how to make the best of our reasoning abilities // Educational Psychologist. – 2017. – Vol. 52, Issue 1. – P. 1–16. DOI: https://doi.org/10.1080/00461520.2016.1207537
  19. Noone C., Hogan M. J.  A randomised active-controlled trial to examine the effects of an online mindfulness intervention on executive control, critical thinking and key thinking dispositions in a university student sample // BMC Psychology. – 2018. – Vol. 6. – P. 13. DOI: https://doi.org/10.1186/s40359-018-0226-3
  20. Novotny N. L., Stapleton S. J., Hardy E. C. Enhancing critical thinking in graduate nursing online asynchronous discussions // Journal of Nursing Education. – 2016. – Vol. 55, Issue 9. – P. 514–521. DOI: https://doi.org/10.3928/01484834-20160816-05
  21. Rapanta C. Teaching as Abductive Reasoning: The Role of Argumentation // Informal Logic. – 2018. – Vol. 38, № 2. – P. 293–311. DOI: https://doi.org/10.22329/il.v38i2.4849
  22. Schmaltz R. M., Jansen E., Wenckowski N. Redefining critical thinking: teaching students to think like scientists // Frontiers in Psychology. – 2017. – Vol. 8. – P. 459. DOI: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2017.00459
  23. Song X.  ‘Critical Thinking’ and Pedagogical Implications for Higher Education // East Asia. – 2016. – Vol. 33, Issue 1. – P. 25–40. DOI: https://doi.org/10.1007/s12140-015-9250-6
  24. Tan C. A Confucian conception of critical thinking // Journal of Philosophy of Education. – 2017. – Vol. 51, Issue 1. – P. 331–343. DOI:https://doi.org/10.1111/1467-9752.12228
  25. Weaver M. G., Samoshin A. V., Lewis R. B., Gainer M. J. Developing students' critical thinking, problem solving, and analysis skills in an inquiry-based synthetic organic laboratory course // Journal of Chemical Education. – 2016. – Vol. 93, Issue 5. – P. 847–851. DOI: https://doi.org/10.1021/acs.jchemed.5b00678
  26. Zenker F. Introduction: Reasoning, Argumentation, and Critical Thinking Instruction // Topoi. – 2018. – Vol. 37, Issue 1. – P. 91–92. DOI: https://doi.org/10.1007/s11245-016-9416-x
Дата публикации 30.04.2019