Science for Education Today, 2019, Т. 9, № 2, С. 23–35
УДК: 
378.147

Организация образовательного процесса в вузе на основе требований к педагогу в поликультурной среде [In English]

Мардахаев Л. В. 1 (Москва, Россия), Егорычев А. М. 1 (Москва, Россия), Маллаев Д. М. 2 (Махачкала, Россия), Варламова Е. Ю. 3 (Чебоксары, Россия), Костина Е. А. 4 (Новосибирск, Россия)
1 Российский государственный социальный университет
2 Дагестанский государственный педагогический университет
3 Чувашский государственный педагогический университет
4 Новосибирский государственный педагогический университет
Аннотация: 

Проблема и цель. Статья посвящена проблеме организации и осуществления образовательного процесса в вузе на основе реализации положений лингвокультурологии. Цель статьи – определить особенности организации образовательного процесса в вузе на основе требований к педагогу в поликультурной среде. Исследование направлено на анализ содержания культур и выявление социокультурных требований к педагогу. Полученные аналитические данные послужили основой для выделения особенностей образовательного процесса, нацеленного на подготовку будущего педагога как представителя своего народа к профессиональной деятельности в поликультурном социуме.
Методология. Методология исследования основана на теоретическом анализе результатов научных работ, в которых представлены основные положения об обучении подрастающего поколения с учетом лингвокультурного фактора. Требования к профессиональной и личностной подготовке будущего педагога проанализированы на основе обобщения культурного опыта, накопленного в поликультурном обществе.
Результаты. Авторы выявили и обосновали социокультурные требования к педагогу с учетом особенностей российской и зарубежной культур, рассматриваемых комплексно в качестве компонентов единого мирового культурно-образовательного пространства, одновременно
признавая и учитывая факт обладания каждой культурой своей уникальной спецификой; определили особенности образовательного процесса в вузе для достижения цели подготовленности личности будущего педагога к самореализации в поликультурном социуме; выделили направления образовательного процесса в вузе с учетом позиции педагога как представителя своего народа и его социокультурного опыта.
Заключение. Авторы приходят к заключению о том, что в культурах сложились определенные требования к личностным и профессиональным качествам педагога. В содержании этих требований имеются сходства и различия, обусловленные уникальной спецификой культур. Учет социокультурных требований позволяет организовать образовательный процесс с учетом требований культур в их диалогическом единстве, при содействии сохранению и развитию социокультурной позиции педагога как представителя своего народа. Авторы обобщают особенности организации образовательного процесса в вузе на основе требований культур к педагогу.

Ключевые слова: 

профессиональная подготовка педагогов; культура; лингвокультура; методическая подготовка; образ педагога; этнокультурный образ педагога; социокультурная позиция личности; этническая идентичность.

URL WoS/RSCI: https://www.webofscience.com/wos/rsci/full-record/RSCI:38191462

Процентиль актуальности SciVal: 99.370 Pedagogical Support | Educational Process | Professional Competence

https://www.scopus.com/record/display.uri?eid=2-s2.0-85065991801&origin=...

Organizing educational process in higher school on basis of requirements to teacher in polycultural environment

Библиографическая ссылка:
Мардахаев Л. В., Егорычев А. М., Маллаев Д. М., Варламова Е. Ю., Костина Е. А. Организация образовательного процесса в вузе на основе требований к педагогу в поликультурной среде [In English] // Science for Education Today. – 2019. – № 2. – С. 23–35. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.1902.02
Список литературы: 
  1. Arnon S., Reichel N. Who is the ideal teacher? Am I? Similarity and difference in perception of students of education regarding the qualities of a good teacher and of their own qualities as teachers // Teachers and Teaching: Theory and Practice. – 2007. – Vol. 13, Issue 5. – P. 441–464. DOI: https://doi.org/10.1080/13540600701561653 
  2. Britzman D. P. Cultural myths in the making of a teacher: Biography and social structure in teacher education // Harvard educational review. – 1986. – Vol. 56 (4). – P. 442–456. DOI: https://doi.org/10.17763/haer.56.4.mv28227614l44u66  
  3. Chang-Kredl S., Colannino D. Constructing the image of the teacher on Reddit: Best and worst teachers // Teaching and Teacher Education. – 2017. – Vol. 64. – P. 43–51. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tate.2017.01.019
  4. Ertmer P. A., Ottenbreit-Leftwich A. T. Teacher technology change: How knowledge, confidence, beliefs, and culture intersect // Journal of Research on Technology in Education. – 2010. – Vol. 42, Issue 3. – P. 255–284. DOI: https://doi.org/10.1080/15391523.2010.10782551
  5. Gumperz J. J., Cook-Gumperz J. Studying language, culture, and society: Sociolinguistics or linguistic anthropology? // Journal of Sociolinguistics. – 2008. – Vol. 12, Issue 4. – P. 532–545. DOI: 10.1111/j.1467-9841.2008.00378.x
  6. Hammer M. R., Bennett M. J., Wiseman R. Measuring intercultural sensitivity: The intercultural development inventory // International Journal of Intercultural Relations. – 2003. – Vol. 27, Issue 4. – P. 421–443. DOI: 10.1016/S0147-1767(03)00032-4
  7. Hinner M. B. Intercultural Misunderstandings: Causes and Solutions // Russian Journal of Linguistics. – 2017. – Vol. 21, № 4. – P. 885–909. DOI: http://dx.doi.org/10.22363/2312-9182-2017-21-4-885-909
  8. Imai M., Kanero J., Masuda T. The relation between language, culture, and thought // Current Opinion in Psychology. – 2016. – Vol. 8. – P. 70–77. DOI: https://doi.org/10.1016/j.copsyc.2015.10.011
  9. Koester J., Lustig M. W. Intercultural communication competence: Theory, measurement, and application // International Journal of Intercultural Relations. – 2015. – Vol. 48. – P. 20–21. DOI: 10.1016/j.ijintrel.2015.03.006
  10. Liu J., Fang F. (Gabriel). Perceptions, awareness and perceived effects of home culture on intercultural communication: Perspectives of university students in China // System. – 2017. – Vol. 67. – P. 25–37. DOI: https://doi.org/10.1016/j.system.2017.04.003
  11. Louie N. L. Culture and ideology in mathematics teacher noticing // Educational Studies in Mathematics. – 2018. – Vol. 97, Issue 1. – P. 55–69. DOI: https://doi.org/10.1007/s10649-017-9775-2
  12. Mardakhaev L. V., Egorychev A. M., Varlamova E. Y., Kostina E. A. Development of Linguo-Cultural Personality of Future Teachers Within the Educational Environment of Higher Educational Institutions // Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin. – 2018. – № 4. – P. 204–216. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1804.13
  13. Piątkowska K. From cultural knowledge to intercultural communicative competence: changing perspectives on the role of culture in foreign language teaching // Intercultural Education. – 2015. – Vol. 26, Issue 5. – P. 397–408. DOI: https://doi.org/10.1080/14675986.2015.1092674
  14. Shemshadsara Z. G. Developing cultural awareness in foreign language teaching // English Language Teaching. – 2012. – Vol. 5, № 3. – P. 95–99. DOI: https://doi.org/10.5539/elt.v5n3p95
  15. Sommer T. Culture in Foreign Language Teaching // Canadian Modern Language Review. – 1974. – Vol. 30, Issue 4. – P. 342–346. DOI: https://doi.org/10.3138/cmlr.30.4.342
  16. Steen-Utheim A., Wittek A. L. Dialogic feedback and potentialities for student learning // Learning, Culture and Social Interaction. – 2017. – Vol. 15. – P. 18–30. DOI: https://doi.org/10.1016/j.lcsi.2017.06.002
  17. Thompson B., Kirby S., Smith K. Culture shapes the evolution of cognition // Proceedings of the National Academy of Sciences of the United States of America. – 2016. – Vol. 113, Issue 16. – P. 4530–4535. DOI: https://doi.org/10.1073/pnas.1523631113
  18. Tintiangco-Cubales A., Kohli R., Sacramento J., Henning N., Agarwal-Rangnath R., Sleeter C. Toward an Ethnic Studies Pedagogy: Implications for K-12 Schools from the Research // The Urban Review. – 2015. – Vol. 47, Issue 1. – P. 104–125. DOI: https://doi.org/10.1007/s11256-014-0280-y
  19. Мардахаев Л. В. Формирование основ гуманитарной культуры будущего офицера // Гуманитарные проблемы военного дела. – 2014. – № 1. – С. 197–200. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25597312
Дата публикации 30.04.2019