Science for Education Today, 2020, Т. 10, № 3, С. 179–195
УДК: 
612.821

Особенности психофизиологической реактивности детей 5–6 и 6–8 лет при умственной, сенсомоторной и физической нагрузках

Криволапчук И. А. 1 (Москва, Россия), Чернова М. Б. 1 (Москва, Россия), Савушкина Е. В. 2 (Гродно, Беларусь)
1 Федеральное государственное бюджетное учреждение «Институт возрастной физиологии Российской академии образования»
2 Учреждение образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы
Аннотация: 

В настоящее время большое теоретическое и практическое значение приобретает проблема оценки психофизиологической реактивности детей на разных этапах развития и выявления ее особенностей при выполнении тестовых нагрузок различного типа.
Цель исследования – выявить особенности психофизиологической реактивности детей при выполнении умственной, сенсомоторной и физической нагрузок на этапе перехода от дошкольного к младшему школьному возрасту.
Методология. В исследовании приняли участие практически здоровые дети 5–6 (n=106) и 6–8 лет (n=102). Моделью умственной нагрузки служил компьютеризированный вариант работы с таблицами Анфимова. Сенсомоторная нагрузка, представляющая собой цепные зрительно-моторные реакции с выбором из четырех альтернатив, выполнялась на специальном пульте. Дозированная физическая нагрузка умеренной мощности задавалась на велоэргометре. Для оценки психофизиологической реактивности использовали омегаметрию, вариационный анализ сердечного ритма, регистрацию артериального давления крови, электрической активности кожи, внешнего дыхания и диагностику ситуативной тревожности. Рассчитывали статистические характеристики вариационного ряда и коэффициенты ранговой корреляции, проводили оценку значимости различий.
Результаты исследования. Авторами при изучении психофизиологической реактивности детей 5–6 и 6–8 лет установлено, что умственная и сенсомоторная нагрузки, выполняемые с максимальной скоростью в условиях дефицита времени при наличии «угрозы наказания» и физическая работа умеренной мощности вызывают однонаправленные функциональные изменения в организме. Сопоставление ФС детей рассматриваемых возрастных групп выявило более низкую психофизиологическую цену адаптации школьников 6–8 лет к используемым тестовым нагрузкам по сравнению с дошкольниками 5–6 лет.
Заключение. На этапе перехода от дошкольного к младшему школьному возрасту особенности психофизиологической реактивности детей, проявляющиеся при одном типе нагрузки, сохраняются при выполнении других тестовых заданий. У школьников 6–8 лет по сравнению с дошкольниками 5–6 лет выявлены более высокая эффективность и низкая психофизиологическая цена адаптации к напряженной деятельности.

Ключевые слова: 

психофизиологическая реактивность, нагрузки разного типа, функциональное состояние, эффективность деятельности, возрастные характеристики; эмоциональный интеллект; молодежь; система высшего образования.

URL WoS/RSCI: https://www.webofscience.com/wos/rsci/full-record/RSCI:43091316

Процентиль актуальности SciVal: 97.628 Respiratory Sinus Arrhythmia | Heart Rate Variability | Autonomic Nervous System

http://apps.webofknowledge.com/full_record.do?product=RSCI&search_mode=G...

https://www.scopus.com/record/display.uri?eid=2-s2.0-85092670166&origin=...

Characteristics of psychophysiological reactivity of children aged 5-6 and 6-8 years during intellectual, sensomotor and physical challenges

Библиографическая ссылка:
Криволапчук И. А., Чернова М. Б., Савушкина Е. В. Особенности психофизиологической реактивности детей 5–6 и 6–8 лет при умственной, сенсомоторной и физической нагрузках // Science for Education Today. – 2020. – № 3. – С. 179–195. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2003.10
Список литературы: 
  1. Безруких М. М., Мачинская Р. И., Фарбер Д. А. Структурно-функциональная организация развивающегося мозга и формирование познавательной деятельности в онтогенезе ребенка // Физиология человека. – 2009. – Т. 35, № 6. – С. 10–24. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=12989134
  2. Илюхина В. А. Сверхмедленные информационно-управляющие системы в интеграции процессов жизнедеятельности головного мозга и организма // Физиология человека. – 2013. – Т. 39, № 3. – С. 114–126. DOI: http://dx.doi.org/10.7868/S0131164613030107 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21229093
  3. Мачинская Р. И. Управляющие системы мозга // Журнал высшей нервной деятельности им. И.  П. Павлова. – 2015. – Т. 65, № 1. – С. 33–60. DOI: http://dx.doi.org/10.7868/S0044467715010086 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22995553
  4. Мызников И. Л., Щербина Ф. А. Особенности формирования компенсаторно-приспособительных реакций организма моряков в условиях длительного хронического стресса // Физиология человека. – 2006. – Т. 32, № 3. – С. 92–97. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=9220225
  5. Семенова О. А., Мачинская Р. И. Особенности регуляторных компонентов познавательной деятельности у детей 5-10 лет с изменениями электрической активности мозга лимбического происхождения // Журнал высшей нервной деятельности им. И. П. Павлова. – 2016. – Т. 66, № 4. – С. 458–469. DOI: http://dx.doi.org/10.7868/S0044467716040109 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26498100
  6. Собчик Л. Н. Методы психодиагностики как инструмент исследования личности и дезадаптивных состояний // Личность в экстремальных условиях и кризисных ситуациях жизнедеятельности. – 2011. – № 1. – С. 85–90. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=19076100
  7. Agorastos A., Pervanidou P., Chrousos G. P., Baker D. G. Developmental Trajectories of Early Life Stress and Trauma: A Narrative Review on Neurobiological Aspects Beyond Stress System Dysregulation // Frontiers in Psychiatry. – 2019. – Vol. 10. – P. 118. DOI: https://doi.org/10.3389/fpsyt.2019.00118
  8. Armstrong N., Barker A. R., McManus A. M. Muscle metabolism changes with age and maturation: How do they relate to youth sport performance? // British Journal of Sports Medicine. – 2015. – Vol. 49 (13). – P. 860–864. DOI: http://dx.doi.org/10.1136/bjsports-2014-094491
  9. Boyce W. T. Differential Susceptibility of the Developing Brain to Contextual Adversity and Stress // Neuropsychopharmacology. – 2015. – Vol. 41 (1). – P. 142–162. DOI: https://doi.org/10.1038/npp.2015.294  
  10. Bush N. R., Caron Z. K., Blackburn K. S., Alkon A. Measuring Cardiac Autonomic Nervous System (ANS) Activity in Toddlers – Resting and Developmental Challenges // JoVE. – 2016. – Vol.  108. – P. 53652. DOI: https://doi.org/10.3791/53652
  11. Coulombe B. R., Rudd K. L., Yates T. M. Children's physiological reactivity in emotion contexts and prosocial behavior // Brain and Behavior. – 2019. – Vol. 9 (10). – e01380. DOI: https://doi.org/10.1002/brb3.1380
  12. De Los Reyes A., Aldao A., Qasmieh N., Dunn E. J., Lipton M. F., Hartman C., Youngstrom E. A., Dougherty L. R., Lerner M. D. Graphical representations of adolescents' psychophysiological reactivity to social stressor tasks: Reliability and validity of the Chernoff Face approach and person-centered profiles for clinical use // Psychological Assessment. – 2017. – Vol. 29 (4). – P. 422–434. DOI: https://doi.org/10.1037/pas0000354
  13. Dieleman G. C., Huizink A. C., Tulen J. H., Utens E. M., Tiemeier H. Stress reactivity predicts symptom improvement in children with anxiety disorders // Journal of Affective Disorders. – 2016. – Vol. 196. – P. 190–209. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jad.2016.02.022
  14. Farber D. A., Machinskaya R. I., Kurgansky A. V., Petrenko N. E. Functional organization of the brain in the period of preparation for recognizing fragmented images in seven- to eight-year-old children and adults // Human Physiology. – 2014. – Vol. 40 (5). – P. 475–482. DOI: https://doi.org/10.1134/S036211971405003X
  15. Hamilton J. L., Alloy L. B. A typical reactivity of heart rate variability to stress and depression across development: Systematic review of the literature and directions for future research //  Clinical Psychology Review. – 2016. – Vol. 50. – P. 67–79. DOI: https://doi.org/10.1016/j.cpr.2016.09.003  
  16. Hare T. A., Tottenham N., Galvan A. Voss H. U., Glover G. H., Casey B. J. Biological substrates of emotional reactivity and regulation in adolescence during an emotional go–nogo task // Biological Psychiatry. – 2008. – Vol. 63 (10). – P. 927–934. DOI: https://doi.org/10.1016/j.biopsych.2008.03.015  
  17. Johnson A. E., Perry N. B., Hostinar C. E., Gunnar M. R. Cognitive-affective strategies and cortisol stress reactivity in children and adolescents: Normative development and effects of early life stress // Developmental Psychobiology. – 2019. – Vol. 61 (7). – P. 999–1013. DOI: https://doi.org/10.1002/dev.21849 
  18. Kovac S., Speckmann E., Gorji A. Uncensored EEG: The role of DC potentials in neurobiology of the brain // Progress in Neurobiology. – 2018. – Vol. 165–167. – P. 51–65. DOI: https://doi.org/10.1016/j.pneurobio.2018.02.001 
  19. Krivolapchuk I. A., Chernova M. B. Physical performance and psychophysiological reactivity of 7-8 year-old children to different types of exercise // Medicina dello Sport. – 2012. – Vol. 65 (2). – P. 173–185. URL: https://www.minervamedica.it/en/journals/medicina-dello-sport/article.php?cod=R26Y2012N02A0173
  20. Lambiase M. J., Dorn J., Roemmich J. N. Systolic blood pressure reactivity during submaximal exercise and acute psychological stress in youth // American Journal of Hypertension. –2013. – Vol. 26 (3). – P. 409–415. DOI: https://doi.org/10.1093/ajh/hps036 
  21. Latham M. D., Cook N., Simmons J. G., Byrne M. L., Kettle J. W. L., Schwartz O., Vijayakumar N., Whittle S., Allen N. B. Physiological correlates of emotional reactivity and regulation in early adolescents // Biological Psychology. – 2017. –Vol. 127. – P. 229–238. DOI: https://doi.org/10.1016/j.biopsycho.2017.07.018 
  22. Nelemans S. A., Hale W. W., Branje S. J. T., van Lier P. A. C., Koot H. M., Meeus W. H. J. The role of stress reactivity in the long-term persistence of adolescent social anxiety symptoms // Biological Psychology. – 2017. – Vol. 125. – P. 91–104. DOI: https://doi.org/10.1016/j.biopsycho.2017.03.003
  23. Obradoviс J., Bush N. R., Stamperdahl J., Adler N. E., Boyce W. T. Biological sensitivity to context: the interactive effects of stress reactivity and family adversity on socioemotional behavior and school readiness // Child Development. – 2010. – Vol. 81 (1). – P. 270–289. DOI: https://doi.org/10.1111/j.1467-8624.2009.01394.x 
  24. Quas J. A., Yim I. S., Oberlander T. F., Nordstokke D., Essex M. J., Armstrong J. M., Bush N., Obradoviж J., Boyce W. T. The symphonic structure of childhood stress reactivity: patterns of sympathetic, parasympathetic, andadrenocortical responses to psychological challenge // Development and Psychopathology. 2014. – Vol. 26 (4). – P. 963–982. DOI: https://doi.org/10.1017/S0954579414000480
  25. Roos L. E., Beauchamp K. G., Giuliano R., Zalewski M., Kim H. K., Fisher P. A. Children's biological responsivity to acute stress predicts concurrent cognitive performance // Stress. – 2018. – Vol. 21 (4). – P. 347–354. DOI: https://doi.org/10.1080/10253890.2018.1458087 
  26. Roos L. E., Giuliano R. J., Beauchamp K. G., Gunnar M., Amidon B., Fisher P. A. Validation of Autonomic and Endocrine Reactivity to a Laboratory Stressor in Young Children // Psychoneuroendocrinology. – 2017. – Vol. 77. – P. 51–55. DOI: https://doi.org/10.1016/j.psyneuen.2016.11.023
  27. Rozenman M., Sturm A., McCracken J. T., Piacentini J. Autonomic arousal in anxious and typically developing youth during a stressor involving error feedback // European Child & Adolescent Psychiatry. – 2017. – Vol. 26 (12). – P. 1423–1432. DOI: https://doi.org/10.1007/s00787-017-1001-3
  28. Shapiro D., Jamner L. D., Lane J. D., Light K. C., Myrtek M., Sawada Y., Steptoe A. Blood pressure publication guidelines. Society for Psychophysical Research // Psychophysiology. – 1996. – Vol.  33 (1). – P. 1–12. DOI:  https://doi.org/10.1111/j.1469-8986.1996.tb02103.x 
  29. Shlyk N. I., Sapozhnikova E. N., Kirillova T. G., Semenov V. G. Typoloagical characteristics of the functional state of regulatory systems in schoolchildren and young athletes (According to Heart Rate Variability Data) // Human Physiology. – 2009. – Vol. 35 (6). – P. 730–738. DOI: https://doi.org/10.1134/S0362119709060103 
  30. Sothmann M. S., Buckworth J., Claytor R. P., Cox R. H., White-Welkley J. E., Dishman R. K. Exercise Training and the Cross-Stressor Adaptation Hypothesis // Exercise and Sport Sciences Reviews. – 1996. – Vol. 24 (1). – P. 267–288. DOI: http://dx.doi.org/10.1249/00003677-199600240-00011 
  31. Trimmel M., Goger C., Spitzer U., Geiss-Granadia T. Brain DC Potentials Evoked by Listening to Mozart’s Sonata K. 448, Albinoni’s Adagio, Schubert’s Fantasia, and Brown Noise: Indications of a Mozart Effect Independent of Mood and Arousal // Journal of Psychology and Brain Studies. – 2017. – Vol. 1 (1:2). – P. 1–7. DOI: https://www.imedpub.com/articles/review-article.pdf
  32. Winiarski D. A., Engel M. L., Karnik N. S., Brennan P. A. Early Life Stress and Childhood Aggression: Mediating and Moderating Effects of Child Callousness and Stress Reactivity // Child Psychiatry & Human Development. – 2018. – Vol. 49 (5). – P. 730–739. DOI: https://doi.org/10.1007/s10578-018-0785-9 
  33. Winzeler K., Voellmin A., Hug E., Kirmse U., Helmig S., Princip M., Cajochen C., Bader K., Wilhelm F. H. Adverse childhood experiences and autonomic regulation in response to acute stress: the role of the sympathetic and parasympathetic nervous systems // Anxiety Stress Coping. – 2017. – Vol. 30 (2). – P. 145–154. DOI: https://doi.org/10.1080/10615806.2016.1238076 
  34. Zarakovsky G. M. The objective function of human adaptation: Developing the ideas of Vsevolod  I. Medvedev // Human Physiology. –2014. – Vol. 40 (6). – P. 589–596. DOI: https://doi.org/10.1134/S0362119714060139
Дата публикации 30.06.2020