Science for Education Today, 2019, Т. 9, № 4, С. 73–92
УДК: 
371

Формирование этнокультурной компетентности учащихся в контексте глобализации

Тахохов Б. А. 1 (Владикавказ, Россия)
1 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Осетинский государственный университет имени Коста Левановича Хетагурова»
Аннотация: 

Проблема и цель. Работа посвящена решению актуальной научной проблемы – сохранению культуры и менталитета народа в гармоническом взаимодействии с другими культурами в эпоху глобализации. Цель статьи – теоретически обосновать и раскрыть основные направления формирования этнокультурной компетентности учащихся в контексте глобализации
Методология. Концептуально формирование этнокультурной компетентности наиболее эффективно происходит при гуманистической парадигме образования с учетом таких психолого-педагогических методов, как системный, компетентностный, аксиологический, компаративистский и принципов культуросообразности образовательных систем, креативный, синхронно и диахронно педагогический, персонодидактический и поликультурный.
Результаты. Обосновано, что формирование этнокультурой компетентности осуществляется в процессе взаимодействия трех компонентов, составляющих единую психолого-педагогическую систему: социально-экономического, культурного и жизненного опыта этноса в его историческом развитии и современном состоянии (социализация личности); организованного образовательно-воспитательного процесса (обучение и воспитание) и самостоятельной интеллектуально-познавательной и практической деятельности (развитие и самовоспитание). Уровнями этнокультурной компетентности следует признать: когнитивный, бихевиоральный и аффективный, которые проявляются в мировоззрении, деятельности, поведении и речевом общении. Первый компонент в этой триаде является почти стихийным или в незначительной степени систематизированным, а второй и третий компоненты взаимосвязаны единой стратегией действия, причем самовоспитание и развитие во многом зависимы от психолого-педагогического сопровождения учеников.
Заключение. Проведенное исследование показало, что процесс формирования этнокультурной компетентности учащихся в контексте глобализации проходит эффективно при условии инкорпорирования в содержание разных учебных предметов материала, связанного с регионально-этнокультурными особенностями и комплексным подходом к организации образовательного процесса, в котором учебные и воспитательные, мировоззренческие задачи решаются с учетом этнического своеобразия и идеологии поликультурной парадигмы.

Ключевые слова: 

этнокультурная компетентность учащихся; глобализация; культура этноса; традиции; этнокультурная среда; менталитет; воспитание личности; гуманистическая парадигма.

URL WoS/RSCIhttps://www.webofscience.com/wos/rsci/full-record/RSCI:39256955

Процентиль актуальности SciVal: 98.921 Perceived Discrimination | Racial Identity | Racism

https://www.scopus.com/record/display.uri?eid=2-s2.0-85074639935&origin=...

Development of students’ ethno-cultural competence in the context of globalization

Библиографическая ссылка:
Тахохов Б. А. Формирование этнокультурной компетентности учащихся в контексте глобализации // Science for Education Today. – 2019. – № 4. – С. 73–92. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.1904.05
Список литературы: 
  1. Алексеенко О. А. Глобализация и регионализация как определяющие тенденции процесса формирования полицентричной системы международных отношений // Вестник Московского университета. Серия 12: Политические науки. – 2015. – № 3. – C. 28–34. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25580608
  2. Арсалиев Ш. М.-Х. Этнопедагогика в условиях развития современной системы образования // Экономические и гуманитарные исследования регионов. – 2017. – № 1. – С. 10–16. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28870032
  3. Колыхалов М. И., Пушкарёва Е. А. Процессы глобализации и регионализации в развитии современного общества: интеграция исследовательских подходов в социально-гуманитарном знании // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2018. – Т. 8, № 4. – С. 94–108. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35605572. DOI: https://doi.org/10.15293/2226-3365.1804.06
  4. Zahid G. Globalization, Nationalization and Rationalization // Procedia – Social and Behavioral Sciences. – 2015. – Vol. 174. – Р. 109–114. DOI: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.01.633
  5. Дагбаева С. Б. Тенденции и варианты этнической социализации подростков // Российский психологический журнал. – 2018. – Т. 15, № 1. – С. 140–156. DOI: https://doi.org/10.21702/rpj.2018.1.7 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35155912
  6. Shields R. Reconsidering regionalisation in global higher education: student mobility spaces of the European Higher Education Area. Compare // A Journal of Comparative and International Education. – 2016. – Vol. 46, Issue 1. – Р. 5–23. DOI: https://doi.org/10.1080/03057925.2014.884348
  7. Leidner D. E. Globalization, culture, and information: Towards global knowledge transparency // The Journal of Strategic Information Systems. – 2010. – Vol. 19, Issue 2. – Р. 69–77. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jsis.2010.02.006
  8. Jules T. D. Mature regionalism’ and the genesis of ‘functional projects’: ‘educational regionalism’ in small (and micro-states) // Globalisation, Societies and Education. – 2017. – Vol. 15, Issue 4. – Р. 482–498. DOI: https://doi.org/10.1080/14767724.2016.1264289
  9. Brown C. M., Ling W. Ethnic-racial socialization has an indirect effect on self-esteem for Asian American emerging adults // Psychology. – 2012. – Vol. 3, № 1. – Р. 78–81. DOI: https://doi.org/10.4236/psych.2012.31013
  10. Peng R.-Z., Wu W.-P. Measuring intercultural contact and its effects on intercultural competence:a structural equation modeling approach // International Journal of Intercultural Relations. – 2016. – Vol. 53. – P. 16–27. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ijintrel.2016.05.003
  11. Chung A. Y. From caregivers to caretakers: The impact of family roles on ethnicity among children of Korean and Chinese immigrant families // Qualitative Sociology. – 2013. – Vol. 36, Issue 3. – Р. 279–302. DOI: https://doi.org/10.1007/s11133-013-9252-x
  12. Wang W., Zhou M. Validation of the short form of the intercultural sensitivity scale (ISS-15) // International Journal of Intercultural Relations. – 2016. – Vol. 55. – Р. 1–7. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ijintrel.2016.08.002
  13. Цаллагова З. Б. Этнопедагогический диалог культур: монография. Владикавказ: Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова, 2001. – 196 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21397350
  14. Тахохов Б. А. Духовно-нравственное воспитание – актуальная проблема // Балтийский гуманитарный журнал. – 2016. – Т. 5, № 3 (16). – С. 207–210. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27192916
  15. Красикова Т. Ц. Невербальное поведение как отражение национального культурного кода // Балтийский гуманитарный журнал. – 2018. – Т. 7, № 1 (22). – С. 93–96. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32821934
  16. Абакумова И. В., Брижак З. И., Масаева З. В. Особенности агрессивного поведения школьников разной этнической принадлежности в условиях постконфликтного региона // Российский психологический журнал. – 2016. – Т. 13, № 4. – С. 100–116. DOI: https://doi.org/10.21702/rpj.2016.4.6 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28358454
  17. Абакумова И. В., Кагермазова Л. Ц., Генердукаева З. Ш. Межкультурная социально-психологическая адаптация студентов в полиэтническом образовательном пространстве вуза // Российский психологический журнал. – 2016. – Т. 13, № 3. – С. 53–72. DOI: https://doi.org/10.21702/rpj.2016.3.4 URL:  https://elibrary.ru/item.asp?id=27487740
  18. Verkuyten M. Further conceptualizing ethnic and racial identity research: The social identity approach and its dynamic model // Child Development. – 2016. – Vol. 87, Issue 6. – P. 1796–1812. DOI: https://doi.org/10.1111/cdev.12555
  19. Lianaki-Dedouli I., Plouin J. Bridging anticipation skills and intercultural competences as a meansto reinforce the capacity of global citizens for learning to learn together // Futures. – 2017. – Vol. 94. – P. 45–58. DOI: https://doi.org/10.1016/j.futures.2017.03.001
  20. Tuvblad C., Narusyte J., Comasco E., Andershed H., Andershed A.-K., Colins O. F., Fanti K. A., Nilsson K. W. Physical and verbal aggressive behavior and COMT genotype: Sensitivity to the environment // American Journal of Medical Genetics Part B: Neuropsychiatric Genetics. – 2016. – Vol. 171, Issue 5. – P. 708–718. DOI: https://doi.org/10.1002/ajmg.b.32430
  21. Павлова О. С., Семёнова Ф. О. Ценностные ориентации мусульманской молодежи Северо-Западного Кавказа // Minbar. Islamic Studies. – 2018. – Т. 11, № 2. – C. 361–374. DOI:  https://doi.org/10.31162/2618-9569-2018-11-2-361-374 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35620405
  22. Istomin K. V., Shabaev Y. P. Izhma Komi And Komi-Permiak: Linguistic Barriers to Geographic and Ethnic Identity // Region: Regional Studies of Russia, Eastern Europe, and Central Asia. – 2016. – Т. 5, № 1. – C. 53–74. DOI: https://doi.org/10.1353/reg.2016.0000 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=31045988
  23. Берберян A. С., Tучина O. Р. Исследование самопонимания этнокультурной идентичности в титульном армянском этносе и сопряженной армянской диаспоре в России // Российский психологический журнал. – 2016. – T. 13, № 3. – C. 178–196. DOI: https://doi.org/10.21702/rpj.2016.3.11 URL:  https://elibrary.ru/item.asp?id=27487747
  24. Шамионов Р. М., Султаниязова Н. Ж. Ценности и отношение к этнической культуре и традициям как предикторы субъективного благополучия русских и казахов // Российский пcихологический журнал. – 2018. – Т. 15, № 1. – С. 157–186. DOI: https://doi.org/10.21702/rpj.2018.1.8 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35155913
  25. Csizmadia A., Rollins A., Kaneakua J. P. Ethnic-racial socialization and its correlates in families of black-white biracial children // Family Relations. – 2014. – Vol. 63, Issue 2. – P. 259–270. DOI: https://doi.org/10.1111/fare.12062  
  26. Hernández M. M., Conger R. D., Robins R. W., Bacher K. B., Widaman K. F. Cultural socialization and ethnic pride among Mexican-origin adolescents during the transition to middle school // Child Development. – 2014. – Vol. 85, Issue 2. – P. 695–708. DOI: https://doi.org/10.1111/cdev.12167
  27. UmañaTaylor A. J., Quintana S. M., Lee R. M. Ethnic and racial identity during adolescence and into young adulthood: An integrated conceptualization // Child Development. – 2014. – Vol.  85, Issue 1. – P. 21–39. DOI: https://doi.org/10.1111/cdev.12196
  28. Марцинковская Т. Д., Киселева Е. А. Проблема позитивной социализации в современном мультикультурном мире// Психологический журнал. – 2018. – T. 39, № 3. – C. 79–89. DOI: https://doi.org/10.7868/S0205959218030078 URL:  https://elibrary.ru/item.asp?id=34994590
  29. Trekels J., Eggermont S. Beauty is Good: The Appearance Culture, the Inter-nalization of Appearance Ideals, and Dysfunctional Appearance Beliefs Among Tweens // Human Communication Research. – 2017. – Vol. 43, Issue 2. – P. 173–192. DOI: https://doi.org/10.1111/hcre.12100  
  30. Jankowski G., Diedrichs P., Williamson C., Christopher G., Harcourt H. Looking age-appropriate while growing old gracefully: A qualitative study of ageing and body image among older adults // Journal of Health Psychology. – 2016. – Vol. 21, Issue 4. – P. 550–561. DOI: https://doi.org/10.1177/1359105314531468
  31. Корниенко Д. С., Гайдамашко И. В., Кандыбович С. Л. Динамика этнической идентичности студентов коми-пермяков и русских в процессе обучения // Российский психологический журнал. – 2017. – T. 14, № 1. – C. 108–123. DOI: https://doi.org/10.21702/rpj.2017.1.7 URL:  https://elibrary.ru/item.asp?id=29009257
  32. Kotyuk E., Duchek J., Head D., Szekely A., Goate A. M., Balota D. A. A genetic variant (COMT) coding dopaminergic activity predicts personality traits in healthy elderly // Personality and Individual Differences. – 2015. – Vol. 82. – P. 61–66. DOI: https://doi.org/10.1016/j.paid.2015.03.012
  33. Собкин В. С., Климова Т. А. Лев Выготский: кто мы, откуда и куда? (К вопросу о национально-религиозной идентичности) // Культурно-историческая психология. – 2018. – Т. 14, № 1. – С. 116–125. DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2018140113 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32716493
  34. Григорьев Д. С., Батхина А. А., Дубров Д. И. Ассимиляционизм, мультикультурализм, этнический дальтонизм и поликультурализм в российском контексте // Культурно-историческая психология. – 2018. – Т. 14, № 2. – С. 53–65. DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2018140206  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35126147
  35. Combs G. M., Milosevic I., Jeung W., Griffith J. Ethnic identity and job attribute preferences: The role of collectivism and psychological capital // Journal of Leadership & Organizational Studies. – 2012. – Vol. 19, Issue 1. – P. 5–16. DOI: https://doi.org/10.1177/1548051811433359  

 

Дата публикации 31.08.2019