Субъективное восприятие школьниками психологической защищенности в пространстве межличностных отношений с педагогом
Проблема и цель. Авторами исследуется проблема создания психологически безопасной образовательной среды через преобразование взаимоотношений педагогов и школьников. Цель статьи заключается в выявлении особенностей субъективного восприятия психологической защищенности учащимися разных возрастов как фактора безопасного и ресурсного развития их личности в пространстве межличностных отношений с педагогом.
Методология. Методологической основой исследования послужили представления отечественных психологов об активной позиции ребенка в процессе обучения, в частности, субъектный подход С. Л. Рубинштейна. Использованы теоретические методы: анализ и обобщение научных исследований по проблеме безопасности образовательной среды; эмпирические методы: анкетирование, математико-статистический анализ результатов исследования.
Результаты. Представлены данные, полученные в ходе изучения субъективного восприятия психологической защищенности школьниками во взаимодействии с педагогами. В сравнении с учащимися начальной школы, у подростков возрастает выраженность переживания незащищенности во взаимодействии с педагогами. Старшеклассники опредмечивают факторы психологической угрозы, среди которых по субъективной значимости доминирует принуждение педагогами к неукоснительному выполнению учебных требований. Вместе с тем, возрастные особенности развития старших школьников обеспечивают им возможность использования развитых внутриличностных ресурсов для совладания с ситуацией психологического неблагополучия в школе. Полученные данные позволят определить роль самого обучающегося и роль учителя в процессе обеспечения психологически безопасной образовательной среды школы.
Заключение. Проведенное исследование дает основание полагать, что субъективное восприятие психологической защищенности неодинаково у школьников разных возрастов. Психологическая безопасность образовательных отношений у школьников разных возрастов обеспечивается либо определяющей позицией педагога, либо ресурсным потенциалом самой личности школьника.
межличностные отношения; психологическая безопасность; психологическая защищенность; субъективное восприятие; психологическая угроза; психологическое давление; субъектность личности; личностные ресурсы.
URL WoS/RSCI: https://www.webofscience.com/wos/rsci/full-record/RSCI:42525588
Процентиль актуальности SciVal: 97.317 Student-teacher Relationships | Student Engagement | Kindergarten
https://www.scopus.com/record/display.uri?eid=2-s2.0-85081277584&origin=...
- Абульханова К. А. Методологический принцип субъекта: Исследование жизненного пути личности // Психологический журнал. – 2014. – Т. 35, № 2. – C. 5–18. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21560866
- Андреев А. С. Ресурсы личностного роста // Гуманитарно-педагогическое образование. – 2017. – Т. 3, № 1. – С. 38–44. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28864735
- Баева И. А. Психологическая безопасность образовательной среды как ресурс психического здоровья субъектов образования // Психологическая наука и образование. – 2012 – № 4. – С. 11–17. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=18948818
- Баева И. А., Якиманская И. С. Мониторинг психологической безопасности образовательной среды и качества образования в условиях модернизации // Психологическая наука и образование. – 2013. – № 1. – С. 81–90. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=18995270
- Дорьева Е. А. Проблема достаточности ресурсов совладающего поведения // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. – 2013. – Т. 19, № 5. – С. 191–194. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20935983
- Журавлев А. Л., Харламенкова Н. Е. Современные представления о личностном развитии и преемственность идей динамического подхода Л. И. Анцыферовой // Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. – 2016. – Т. 1, № 4. – С. 61–73. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27526968
- Качимская А. Ю. К вопросу о способах психологической защиты детей в современном коммуникативном пространстве // Мир науки. – 2016. – Т. 4, № 4. – С. 41. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27201979
- Король А. Д. Межпредметная и метапредметная функции диалога в образовании // Вестник Института образования человека. – 2018. – № 1. – С. 8. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36433237
- Леонтьев Д. А. Саморегуляция, ресурсы и личностный потенциал // Сибирский психологический журнал. – 2016. – № 62. – С. 18–37. DOI: https://doi.org/10.17223/17267080/62/3 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27664144
- Микляева А. В., Хороших В. В., Волкова Е. Н. Субъективные факторы психологического благополучия одаренных подростков: теоретическая модель // Science for Education Today. – 2019. – № 4. – С. 36–55. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.1904.03 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=39256953
- Нартова-Бочавер С. К. Жизненная среда как источник стресса и ресурс его преодоления: возвращаясь к психологии повседневности // Психологический журнал. – 2019. – Т. 40, № 5. – С. 15–26. DOI: https://doi.org/10.31857/S020595920006072-5 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=39543752
- Пушкарева Т. Г. Модель образовательной среды как способ формирования социальной компетентности: структура и содержание // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. – 2012. – № 2. – С. 15–28. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26020695
- Ростовцева М. В., Шайдурова О. В., Гончаревич Н. А., Ковалевич И. А., Кудашов В. И. Уровень развития адаптационного потенциала студентов // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2018. – № 2. – С. 43–61. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1802.03 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=34961312
- Слободчиков В. И. Становление человеческого в человеке – императив отечественного образования // Психологическая наука и образование. – 2011. – № 3. – С. 81–90. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17064475
- Смык Ю. В. Определение понятия «жестокое обращение с детьми в семье»: ценностный контекст // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2015. – № 6. – С. 38–42. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23639890
- Харламенкова Н. Е. О духовных основаниях активности человека: один из современных подходов к изучению личности // Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. – 2018. – Т. 3, № 1. – С. 77–84. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32756845
- Хотинец В. Ю., Плетников А. И. Согласованность индивидуальных и культурных ценностей как фактор защищенности подростков от булинга в школьной среде // Психологический журнал. – 2018. – Т. 39, № 4. – С. 72–85. DOI: https://doi.org/10.31857/S020595920000072-5 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35744939
- Эльконин Д. Б. Размышления о перестройке советской системы образования // Вопросы образования. – 2008. – № 2. – С. 5–32. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=11712271
- Afkinich J. L., Klumpner S. Violence Prevention Strategies and School Safety // Journal of the society for social work and research. – 2018. – Vol. 4 (9). – P. 637–650. DOI: https://doi.org/10.1086/700656
- Anderson K. L., Weimer M., Fuhs M. W. Teacher fidelity to Conscious Discipline and children's executive function skills // Early Childhood Research Quarterly. – 2020. – Vol. 51. – P. 14–25. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ecresq.2019.08.003
- Blakey J. M., Glaude M., Jennings S. W. School and program related factors influencing disclosure among children participating in a school-based childhood physical and sexual abuse prevention program // Child Abuse and Neglect. – 2019. – Vol. 96. – P. 104092. DOI: https://doi.org/10.1016/j.chiabu.2019.104092
- Koenen A. K., Vervoort E., Verschueren K., Spilt J. L. Teacher–Student Relationships in Special Education: The Value of the Teacher Relationship Interview // Journal of Psychoeducational Assessment. – 2019. – Vol. 37. – P. 874–886. DOI: https://doi.org/10.1177/0734282918803033
- Lam S., Zwart C., Chahal I., Lane D., Cummings H. Preventing violence against children in schools: Contributions from the Be Safe program in Sri Lanka // Child Abuse and Neglect. – 2018. – Vol. 76. – P. 129–137. DOI: https://doi.org/10.1016/j.chiabu.2017.10.016
- Nguyen M. N., Watanabe-Galloway S., Hill J. L., Siahpush M., Tibbits M. K. Ecological model of school engagement and attention-deficit/hyperactivity disorder in school-aged children // European Child and Adolescent Psychiatry. – 2019. – Vol. 28. – P. 795–805. DOI: https://doi.org/10.1007/s00787-018-1248-3
- Panlilio C. C., Jones Harden B., Harring J. School readiness of maltreated preschoolers and later school achievement: The role of emotion regulation, language, and context // Child Abuse and Neglect. – 2018. – Vol. 75. – P. 82–91. DOI: https://doi.org/10.1016/j.chiabu.2017.06.004
- Valiente C., Parker J. H., Swanson J., Bradley R. H., Groh B. M. Early elementary student-teacher relationship trajectories predict girls’ math and boys’ reading achievement // Early Childhood Research Quarterly. – 2019. – Vol. 49. – P. 109–121. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ecresq.2019.05.001
- Van der Kleij F. M. Comparison of teacher and student perceptions of formative assessment feedback practices and association with individual student characteristics // Teaching and Teacher Education. – 2019. – Vol. 85. – P. 175–189. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tate.2019.06.010
- Zatto B. R. L., Hoglund W. L. G. Children's internalizing problems and teacher–child relationship quality across preschool // Early Childhood Research Quarterly. – 2019. – Vol. 49. – P. 28–39. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ecresq.2019.05.007