Формирование культуры самопрезентации будущих педагогов в специально организованных психолого-педагогических условиях на этапе профессиональной подготовки в вузе
Проблема и цель. Авторы исследуют проблему возможностей формирования культуры самопрезентации у будущих педагогов на этапе вузовской профессиональной подготовки в рамках учебного процесса и деятельности центра психологического сопровождения студентов. Цель статьи состоит в определении результативности реализации комплекса психолого-педагогических условий как способа организации и управления процессом формирования культуры самопрезентации у будущих педагогов на основе авторских теоретических представлений о сущности данного феномена.
Методология. Исследование проведено в логике формирующего психолого-педагогического эксперимента, проанализирован и обобщен материал, полученный по итогам сбора эмпирических данных. Выборку составили 216 студентов, обучающихся по разным профилям педагогического направления подготовки: «Начальное образование», «Немецкий язык и английский язык», «Английский язык и немецкий язык», «Физическая культура». Полученные данные проинтерпретированы и подвергнуты статистическому анализу с помощью t-критерия Стьюдента.
Результаты. Основные результаты заключаются в том, что разработанный и реализованный авторский комплекс психолого-педагогических условий, основанный на характеристике сущности культуры самопрезентации, обеспечивает ее успешное формирование у будущих педагогов на этапе профессиональной подготовки в вузе.
Заключение. В заключении делаются выводы о том, что после внедрения комплекса психолого-педагогических условий, созданных в учебной и внеучебной деятельности, отмечается значительное повышение показателей культуры самопрезентации у студентов. Полученные данные могут быть использованы в деятельности вузов для совершенствования культуры самопрезентации в профессиональном и межличностном взаимодействии представителей смежных профессий в процессе их профессиональной подготовки.
самопрезентация; профессиональная подготовка; культура самопрезентации; профессионально-педагогическая культура; психологическая культура; структура самопрезентации; психолого-педагогические условия.
URL WoS/RSCI: https://www.webofscience.com/wos/rsci/full-record/RSCI:46233033
- Анохина Н. Ф. Самопрезентация учителя в интернет-пространстве // Школьные технологии. – 2013. – № 4. – С. 133–140. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=18904852
- Булавкина Е. Б., Майер А. А. Творческая самопрезентация педагога дошкольного образования в условиях конкурса профессионального мастерства // Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. – 2018. – № 4. – С. 16–18. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36813959
- Глухих С. И. Имидж современного педагога как условие формирования профессиональной компетентности // Народное образование. – 2012. – № 2 – С. 112–116. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17637710
- Калюжный А. А. Психология формирования имиджа учителя: монография. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 222 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20240083
- Колмогорова Л. С. Становление психологической культуры учащихся в условиях образования: монография. – Барнаул: АлтГПА, 2013. – 237 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25427114
- Колмогорова Л. С., Спиридонова Г. Г. Культура самопрезентации как составляющая педагогического общения // Вестник Казахского гуманитарно-юридического инновационного университета. – 2017. – № 1. – С. 133–138. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32470939
- Колмогорова Л. С., Спиридонова Г. Г. Характеристики самопрезентации в контексте соотношения внутренней и внешней составляющих культуры человека // Мир науки, культуры, образования. – 2015. – № 4. – С. 180–182. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=24107674
- Попова О. И. Преподаватель вуза: современный взгляд на профессию. Опыт социологического исследования // Педагогическое образование в России. – 2012. – № 6. – С. 112–119. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=18756889
- Семенова Л. Э. Особенности самопрезентации мужчин-педагогов средней школы в контексте их профессиональной деятельности // Психологическая наука и образование. – 2008. – № 1. – С. 82–89. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=11750597
10. Спиридонова Г. Г. Культура самопрезентации в профессиональной деятельности педагога // Образование и общество. Психологические науки. – 2017. – № 5. – С. 98–102. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25393910
11. Спиридонова Г. Г. Структура и содержание культуры самопрезентации педагога как характеристики его психологической культуры // Образование и общество. Психологические науки. – 2015. – № 2–3. – С. 77–80. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30773413
12. Чекалина А. А. Об особенностях самопрезентации женщин-учителей // Теория и практика общественного развития. – 2012. – № 3. – С. 85–88. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17678028
13. Chen J. Efficacious and Positive Teachers Achieve More: Examining the Relationship Between Teacher Efficacy, Emotions, and Their Practicum Performance // The Asia-Pacific Education Researcher. – 2019. – Vol. 28 (4). – P. 327–337. DOI: https://doi.org/10.1007/s40299-018-0427-9
14. Forster-Heinzer S., Nagel A., Biedermann H. The power of appearance: students’ impression management within class // Pedagogy and Pedagogical Challenges. – 2019. DOI: http://dx.doi.org/10.5772/intechopen.88850
15. Frenzel A. C., Taxer J. L., Schwab C., Kuhbandner C. Independent and joint effects of teacher enthusiasm and motivation on student motivation and experiences: A field experiment // Motivation and Emotion. – 2019. – Vol. 43 (2). – P. 255–265. DOI: https://doi.org/10.1007/s11031-018-9738-7
16. Hayik R., Weiner-Levy N. Prospective Arab teachers’ emotions as mirrors to their identities and culture // Teaching and Teacher Education. – 2019. – Vol. 85. – P. 36–44. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tate.2019.05.006
17. Ödalen J., Brommesson D., Erlingsson G. O., Schaffer J. K., Fogelgren M. Teaching university teachers to become better teachers: the effects of pedagogical training courses at six Swedish universities // Higher Education Research & Development. – 2019. – Vol. 38 (2). – P. 339–353. DOI: https://doi.org/10.1080/07294360.2018.1512955
18. Saidah B., Louvet E., Pansu P. Are students who make an effort perceived as successful or just liked by their teachers? // Social Psychology of Education. – 2019. – Vol. 22 (2). – P. 405–419. DOI: https://doi.org/10.1007/s11218-019-09481-x
19. Schmidt J., Klusmann U., Lüdtke O., Möller J., Kunter M. What makes good and bad days for beginning teachers? A diary study on daily uplifts and hassles // Contemporary Educational Psychology. – 2017. – Vol. 48. – P. 85–97. URL: https://doi.org/10.1016/j.cedpsych.2016.09.004
20. Tsybulsky D., Muchnik-Rozanov Y. The development of student-teachers' professional identity while team-teaching science classes using a project-based learning approach: A multi-level analysis // Teaching and Teacher Education. – 2019. – Vol. 79. – P. 48–59. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tate.2018.12.006