Science for Education Today, 2020, Т. 10, № 3, С. 65–85
УДК: 
159.91+159.922.72+159.942+37.015.3

Особенности эмоционального тонуса у первоклассников с различным уровнем эмоционального интеллекта как фактор психолого-социальной адаптации к начальной школе

Добрин А. В. 1 (Елец, Россия)
1 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Елецкий государственный университет имени И.А. Бунина»
Аннотация: 

Проблема и цель. В статье представлен обзор по проблеме адаптации младших школьников к обучению в начальной школе. Цель статьи состоит в выявлении особенностей настроения у первоклассников с разным уровнем эмоционального интеллекта (ЭИ), как компонента психолого-социальной адаптации к обучению детей 7–8 лет.
Методология. Методологическую основу исследования составили принцип единства эмоций и интеллекта Л. С. Выготского, а также положение о связи основных психофизиологических характеристик восприятия цвета с эмоциями Е. Ф. Бажина, Л. А. Шварца, Э. Т. Дорофеевой. Теоретические методы включали анализ и обобщение научных источников по проблеме исследования. Эмпирическое исследование включало выявление особенностей эмоционального тонуса (настроения) при помощи методики «Цветовой тест» М. Люшера (восьмицветный субтест), а также изучение эмоционального интеллекта при помощи методик: «Эмоциональная пиктограмма», «Дорисовывание: мир вещей – мир людей – мир эмоций», «Три желания».
Результаты. Полученные результаты свидетельствуют о том, что уровень эмоционального интеллекта влияет как на эмоциональный тонус, так и на особенности адаптационного резерва детей 7–8 лет. Установлено, что у детей с высоким уровнем ЭИ величина коэффициента суммарного отклонения от аутогенной нормы соответствует нормативному эмоциональному состоянию, а также указывает на эффективность адаптационных механизмов. В свою очередь, в отличие от детей с высоким уровнем эмоционального интеллекта, у детей с низким уровнем ЭИ повышенные эмоциональные нагрузки, связанные с обучением в начальной школе приводят к активации эрготропных тенденций в саморегуляции вегетативного баланса и, как следствие, к напряжению адаптационных механизмов.
Заключение. В заключении делаются выводы о том, что чем эффективнее ребёнок распознает, как свои эмоции, так и эмоции окружающих, и чем лучше он их контролирует, тем вероятнее у него нормативное эмоциональное состояние, и, следовательно, эффективнее протекает процесс адаптации к обучению в начальной школе. Отмечается, что особенности эмоционального тонуса младших школьников могут быть использованы в качестве одного из показателей эффективности адаптационных механизмов на начальном этапе обучения в школе.

Ключевые слова: 

эмоциональный тонус; эмоциональный интеллект; настроение; эмоции; вегетативный баланс; адаптация; младшие школьники.

URL WoS/RSCI: https://www.webofscience.com/wos/rsci/full-record/RSCI:43091310

Процентиль актуальности SciVal: 98.838 Emotional Intelligence | Job Performance | Leadership Effectiveness

http://apps.webofknowledge.com/full_record.do?product=RSCI&search_mode=G...

https://www.scopus.com/record/display.uri?eid=2-s2.0-85088690319&origin=...

Characteristics of emotional mood in first-graders with different levels of emotional intelligence as a factor of their psycho-social adaptation to primary school

Библиографическая ссылка:
Добрин А. В. Особенности эмоционального тонуса у первоклассников с различным уровнем эмоционального интеллекта как фактор психолого-социальной адаптации к начальной школе // Science for Education Today. – 2020. – № 3. – С. 65–85. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2003.04
Список литературы: 
  1. Гордиевская Н. А., Гордиевский А. Ю. Стабилизация когнитивных и психофизиологических процессов в результате занятий аутогенной тренировкой // Самарский научный вестник. – 2014. – № 2. – С. 21–23. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22137774  
  2. Горелов А. А. Копейкина Е. Н., Румба О. Г., Сущенко В. П. Тест Люшера как метод оценки психоэмоционального состояния студенток с разным уровнем здоровья // Теория и практика физической культуры. – 2017. – № 4. – С. 35–37. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29117854
  3. Давыдова Н. О., Черемушникова И. И., Сманцер Т. А., Барышева Е. С. Гендерные особенности психофизиологических аспектов адаптации студентов // Вестник новых медицинских технологий. Электронное издание. – 2013. – № 1. – С. 262. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21055848
  4. Дегтярёв А. В. «Эмоциональный интеллект»: становление понятия в психологии // Психологическая наука и образование psyedu.ru. – 2012. – № 2. – С. 170–180. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17986679
  5. Добрин А. В. Особенности влияния эмоционального интеллекта на показатели кардиоритма младших школьников // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2017. – № 5. – С. 94–111. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1705.07 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30476227
  6. Егоренко Т. А., Безрукавный О. С. Проблема психолого-педагогической адаптации детей к образовательному пространству // Современная зарубежная психология. – 2016. – Т. 5, № 3. – С. 59–65. DOI: http://dx.doi.org/10.17759/jmfp.2016050306 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28127466
  7. Казакова Е. В., Соколова Л. В. Показатели предшкольного периода развития как предикты школьной адаптации первоклассников // Экология человека. – 2018. – № 9. – С. 27–35. https://elibrary.ru/item.asp?id=35594219
  8. Карауш И. С., Дашиева Б. А., Куприянова И. Е., Стоянова И. Я. Особенности психологической диагностики детей с сенсорными нарушениями // Сибирский психологический журнал. – 2014. – № 51. – С. 132–140. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21947204
  9. Котомина О. В. Исследование взаимосвязи эмоционального интеллекта и академической успеваемости студентов университета // Образование и наука. – 2017. – Т. 19, № 10. – С. 96–110. DOI: http://dx.doi.org/10.17853/1994-5639-2017-10-96-110 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32231876
  10. Криволапчук И. А., Чернова М. Б. Функциональное состояние школьников при напряженной информационной нагрузке в начальный период адаптации к образовательной среде // Экология человека. – 2018. – № 9. – С. 18–26. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35594218
  11. Лаптева Ю. А., Морозова И. С. Развитие эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2016. – № 3. – С. 51–55. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26552399
  12. Малиевский В. А., Баширова Г. И., Клишо Г. К. Комплексная оценка адаптации первоклассников к школьному обучению // Российский педиатрический журнал. – 2014. –Т. 17, № 1. – С. 34–37. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21282230
  13. Орел Е. А., Пономарева А. А. Паттерны социально-эмоционального развития первоклассника на входе в школу // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2018. – Т. 15, №  1. – С. 107–127. DOI: http://dx.doi.org/10.17323/1813-8918-2018-1-107-127 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36954770
  14. Пельменёв В. К., Горелов А. А., Румба О. Г. Исследование психоэмоционального состояния студенток различных групп здоровья с помощью цветового теста Люшера // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Филология, педагогика, психология. – 2009. – № 11. – С. 80–87. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=13062281
  15. Пшеничникова И. И., Школьникова М. А., Захарова И. Н., Творогова Т. М. Адаптация детей к обучению в учреждениях различного типа: влияние вегетативного гомеостаза и личностных адаптивных ресурсов // Российский вестник перинатологии и педиатрии. – 2018. – Т. 63, № 5. – С. 81–91. DOI: http://dx.doi.org/10.21508/1027–4065–2018–63–5–81–91 URL:  https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36376244
  16. Сухарева Л. М., Намазова-Баранова Л. С., Рапопорт И. К. Заболеваемость московских школьников в динамике обучения с первого по девятый класс // Российский педиатрический журнал. – 2013. – № 4. – С. 48–53. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20365795
  17. Хачатрян Л. Г., Максимова М. С., Ожегова И. Ю., Белоусова Н. А., Шишов А. Я. Особенности первичной психосоматической адаптации у детей в дошкольных учреждениях и пути ее коррекции // Вопросы практической педиатрии. – 2016. – Т. 11, № 3. – С. 57–61. DOI: http://dx.doi.org/10.20953/1817-7646-2016-3-57-61 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26370596
  18. Ческидова И. Б. Изобразительное искусство как средство адаптации детей к обучению в школе // Перспективы науки и образования. – 2018. – № 3. – С. 248–253. URL:  https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35204126
  19. Шаназаров А. С., Глушкова М. Ю., Айсаева Ш. Ю., Чынгышпаев Д. Ш. Роль компонентов функционального состояния человека-оператора в обеспечении профессиональной деятельности в высокогорье (сообщение 2) // Журнал медико-биологических исследований. – 2018.  – Т. 6, № 1. – С. 56–66. DOI: http://dx.doi.org/10.17238/issn2542-1298.2018.6.1.56 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32423505
  20. Шаназаров А. С., Мельникова Н. Г. Особенности психофизиологических состояний человека при профессиональной деятельности в высокогорье // Ульяновский медико-биологический журнал. – 2012. – № 2. – С. 87–91. URL:  https://elibrary.ru/item.asp?id=17978699 
  21. Abe J. A. A. Positive emotions, emotional intelligence, and successful experiential learning // Personality and Individual Differences. – 2011. – Vol. 51 (7). – P. 817–822. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.paid.2011.07.004 
  22. Alavi M., Mehrinezhad S. A., Amini M., Singh M. K. P. Family functioning and trait emotional intelligence among youth // Health Psychology Open. – 2017. – Vol. 4 (2). – P. 1–5. DOI: http://dx.doi.org/10.1177/2055102917748461
  23. Chernyavskaya, V., Malakhova, V. Features of Meta-competences in Primary School Children // Procedia – Social and Behavioral Sciences. – 2016. – Vol. 233. – P. 352–356. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.sbspro.2016.10.150
  24. Christopher M. S., Goerling R. J., Rogers B. S., Hunsinger M., Baron G., Bergman A. L., Zava D. T. A pilot study evaluating the effectiveness of a mindfulness-based intervention on cortisol awakening response and health outcomes among law enforcement officers // Journal of Police and Criminal Psychology. – 2016. – Vol. 31 (1). – P. 15–28. DOI: http://dx.doi.org/10.1007/s11896-015-9161-x
  25. Chun J. U., Litzky B. E., Sosik J. J., Bechtold D. C., Godshalk V. M. Emotional intelligence and trust in formal mentoring programs // Group & Organization Management. – 2010. – Vol. 35 (4). – P. 421–455. DOI: http://dx.doi.org/10.1177/1059601110378293
  26. Clarke N. Developing emotional intelligence abilities through team-based learning // Human Resource Development Quarterly. – 2010. – Vol. 21 (2). – P. 119–138. DOI: http://dx.doi.org/10.1002/hrdq.20036
  27. Coskun K., Oksuz Y. Impact of Emotional Literacy Training on Students’ Emotional Intelligence Performance in Primary Schools // International Journal of Assessment Tools in Education. – 2019. – Vol. 6 (1). – P. 36–47. DOI: http://dx.doi.org/10.21449/ijate.503393
  28. Franks P. W., Hanson R. L., Knowler W. C., Sievers M. L., Bennett P. H., Looker H. C. Childhood obesity, other cardiovascular risk factors, and premature death // The New England Journal of Medicine. – 2010. – Vol. 362 (6). – P. 485–493. DOI: http://dx.doi.org/10.1056/NEJMoa0904130
  29. Galanti M. R., Hultin H., Dalman C., Engström K., Ferrer-Wreder L., Forsell Y., Karlberg M., Lavebratt C., Magnusson C., Sundell K., Zhou J., Almroth M., Raffetti E. School environment and mental health in early adolescence - a longitudinal study in Sweden (KUPOL) // BioMed Central Psychiatry. – 2016. – Vol. 16. – P. 243. DOI: http://dx.doi.org/10.1186/s12888-016-0919-1
  30. Gong Y., Wu Y., Huang P., Yan X., Luo Z. Psychological Empowerment and Work Engagement as Mediating Roles Between Trait Emotional Intelligence and Job Satisfaction // Frontiers in Psychology. – 2020. – Vol. 11. – P. 232. DOI: http://dx.doi.org/10.3389/fpsyg.2020.00232
  31. Herrera L., Buitrago R. E., Cepero S. Emotional Intelligence in Colombian Primary School Children. Location and Gender Analysis // Universitas Psychologica. – 2017. – Vol. 16 (3). – P. 1–10. DOI: https://doi.org/10.11144/Javeriana.upsy16-3.eips
  32. Humphrey N., Curran A., Morris E., Farrell P., Woods K. Emotional Intelligence and Education: A critical review // Educational Psychology: An International Journal of Experimental Educational Psychology. – 2007. – Vol. 27 (2). – P. 235–254. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/01443410601066735
  33. Kaliska L. Trait emotional intelligence development possibilities of primary school-aged children // Education and New Learning Technologies 19 Proceedings. – 2019. – P. 9801-9807. DOI: http://dx.doi.org/10.21125/edulearn.2019.2443
  34. Lomtatidze O., Alekseeva A., Zagumennova L. From Preschool to School Education: The Structure of the Emotive Environment // Procedia – Social and Behavioral Sciences. – 2016. – Vol. 233. – P.  403–406. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.sbspro.2016.10.171
  35. Lopes P., Mestre J., Guil R., Kremenitzer J., Salovey P. The Role of Knowledge and Skills for Managing Emotions in Adaptation to School // American Educational Research Journal. – 2012. – Vol. 49 (4). – P. 710–742. DOI: http://dx.doi.org/10.3102/0002831212443077
  36. Maguire L. K., Niens U., McCann M., Connolly P. Emotional development among early school-age children: gender differences in the role of problem behaviours // Educational Psychology. – 2016. – Vol. 36 (8). – P. 1–21. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/01443410.2015.1034090
  37. Maguire R., Egan A., Hyland P., Maguire P. Engaging students emotionally: the role of emotional intelligence in predicting cognitive and affective engagement in higher education // Higher Education Research & Development. – 2017. – Vol. 36 (2). – P. 343–357. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/07294360.2016.1185396
  38. Mahon E. G., Taylor S. N., Boyatzis R. E. Antecedents of organizational engagement: exploring vision, mood and perceived organizational support with emotional intelligence as a moderator // Frontiers in Psychology. – 2014. – Vol. 5. – P. 13–22. DOI: http://dx.doi.org/10.3389/fpsyg.2014.01322
  39. Mavroveli S., Sanchez-Ruiz M. J. Trait emotional intelligence influences on academic achievement and school behavior // British Journal of Educational Psychology. – 2011. – Vol. 81. –P. 112–134. DOI: http://dx.doi.org/10.1348/2044-8279.002009
  40. Mayer J. D., Roberts R. D., Barsade S. G. Human abilities: Emotional intelligence // Annual Review of Psychology. – 2008. – Vol. 59. – P. 507–536. DOI: https://doi.org/10.1146/annurev.psych.59.103006.093646
  41. Mayer J. D., Salovey P., Caruso D. R. Emotional intelligence: New ability or eclectic traits? // American Psychologist. – 2008. – Vol. 63 (6). – P. 503–517. DOI: http://dx.doi.org/10.1037/0003-066X.63.6.503
  42. Radu C. Emotional Intelligence – How do we motivate our students? // Procedia – Social and Behavioral Sciences. – 2014. – Vol. 141. – P. 271–274. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.sbspro.2014.05.047
  43. Rafaila E. Primary School Children's Emotional Intelligence // Procedia – Social and Behavioral Sciences. – 2015. – Vol. 203. – P. 163–167. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.08.276
  44. Ross M. J., Guthrie P., Dumont J. C. The impact of modulated, colored light on the autonomic nervous system. Advances in mind-body medicine. – 2013. – Vol. 27 (4). – P. 7–16. URL:  https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/24067320
  45. Roy D. A., Tiwari D. Emotional Intelligence and Job Performance // GIS Business. – 2019. – Vol.  14 (6). – P. 543–552. DOI:  http://dx.doi.org/10.26643/gis.v14i6.14508
  46. Sakakibara S., Honma H., Kohsaka M., Fukuda N., Kawai I., Kobayashi R., Koyama T. Autonomic nervous function after evening bright light therapy: spectral analysis of heart rate variability // Psychiatry and Clinical Neurosciences. – 2000. – Vol. 54 (3). – P. 363–364. DOI: http://dx.doi.org/10.1046/j.1440-1819.2000.00716.x
  47. Salavera C., Usán P.,  Chaverri I., Gracia N., Aure P., Delpueyo M. Emotional Intelligence and Creativity in First- and Second-year Primary School Children // Procedia - Social and Behavioral Sciences. – 2017. – Vol. 237. – P. 1179–1183. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.sbspro.2017.02.176
  48. Sapiński A., Ciupka S., Tomanik R. Emotional intelligence in the professional life of a security manager // Social development & Security. – 2020. – Vol. 10 (1). – P. 79–83. DOI: http://dx.doi.org/10.33445/sds.2020.10.1.9
  49. Schlesier J., Roden I., Moschner B. Emotion regulation in primary school children: A systematic review // Children and Youth Services Review. – 2019. – Vol. 100. – P. 239–257. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.childyouth.2019.02.044
  50. Sharp G., Bourke L., Rickard M. J. F. X. Review of emotional intelligence in health care: an introduction to emotional intelligence for surgeons // ANZ Journal of Surgery. – 2020.  – Vol. 90 (4). – P. 433–440. DOI: http://dx.doi.org/10.1111/ans.15671
  51. Szcześniak M., Tułecka M. Family Functioning and Life Satisfaction: The Mediatory Role of Emotional Intelligence // Psychology Research and Behavior Management. – 2020. – Vol. 13. – P. 223–232. DOI: http://dx.doi.org/10.2147/PRBM.S240898
  52. Tarasova K. Development of Socio-emotional Competence in Primary School Children // Procedia – Social and Behavioral Sciences. – 2016. – Vol. 233. – P. 128–132. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.sbspro.2016.10.166
  53. Tazhinova G., Ybyraimznanov K., Boribekova F., Mailybaeva G., Utegulov D. Psychology and pedagogical analysis of children adaptation to school education // The Social Sciences. – 2015. – Vol. 10 (9). – P. 2284–2288. DOI: http://dx.doi.org/10.36478/sscience.2015.2284.2288
  54. Tokushige A., Yamamoto M. The effects of color stimulus on autonomic nervous system activity and subjective arousal state // International Journal of Japanese nursing care practice and study. – 2013. – Vol. 1 (2). – P. 13–17. ISSN 2187-6142 URL: https://docplayer.net/27086057-The-effects-of-color-stimulus-on-autonomic-nervous-system-activity-and-subjective-arousal-state.html
  55. Trentacosta C. J., Izard C. E. Kindergarten children’s emotion compentence as a predictor of their academic competence in first grade // Emotion. – 2007. – vol. 7 (1). – P. 77–88. DOI: http://dx.doi.org/10.1037/1528-3542.7.1.77
  56. von Känel R. Psychosocial stress and cardiovascular risk: current opinion. Swiss medical weekly. – 2012. – Vol. 142 (1). DOI: http://dx.doi.org/10.4414/smw.2012.13502
  57. Yu B., Hu J., Funk M., Feijs L. M. DeLight: biofeedback through ambient light for stress intervention and relaxation assistance // Personal and Ubiquitous Computing. – 2018. – Vol. 22. – P. 787–805. DOI:  https://doi.org/10.1007/s00779-018-1141-6
Дата публикации 30.06.2020