Science for Education Today, 2020, Т. 10, № 3, С. 196–210
УДК: 
57.026; 613.955

Связь динамики физического развития младших школьников с уровнем компьютерной нагрузки

Панкова Н. Б. 1 (Москва, Россия), Алчинова И. Б. 1 (Москва, Россия), Ковалёва О. И. 1 (Москва, Россия), Лебедева М. А. 1 (Москва, Россия), Хлебникова Н. Н. 1 (Москва, Россия), Черепов А. Б. 1 (Москва, Россия), Носкин Л. А. 2 (Санкт-Петербург, Россия), Карганов М. Ю. 1 (Москва, Россия)
1 Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Научно-исследовательский институт общей патологии и патофизиологии»
2 Федеральное государственное бюджетное учреждение «Петербургский институт ядерной физики имени Б.П.Константинова» Национального исследовательского центра «Курчатовский институт»
Аннотация: 

Проблема и цель. Внедряемые в последние годы в систему образования средства и методы компьютеризированного обучения потенциально могут оказывать опосредованное влияние на различные показатели здоровья детей, в частности, на показатели физического развития, чувствительные не только к биологическим, но и социальным факторам. Цель статьи – исследование возрастной динамики физического развития (по индексу массы тела) и его сезонной вариабельности у учащихся начальной школы в зависимости от уровня компьютерной нагрузки.
Методология. Проведено обследование 4525 учащихся 1–4-х классов из 66 образовательных организаций г. Москвы (5 учебных лет, тестирования в октябре и марте–апреле; все выборки было независимыми). Оценивали: длину и массу тела детей, с расчётом ИМТ (кг/м2). Объём урочной и внешкольной компьютерной нагрузки оценивали учителя, на основании требований СанПиН: 0 баллов – нет нагрузки, 1 балл – соответствие требованиям СанПиН, 2 балла – двукратное превышение требований, 3 балла – превышение требований в 3 и более раза. Статистическую обработку данных проводили с использованием непараметрических критериев.
Результаты. Обнаружено, что у учащихся начальной школы существует корреляционная связь между уровнем внешкольной компьютерной нагрузки и ИМТ. Связь между уровнем урочной компьютерной нагрузки и ИМТ отсутствует. На повышение внешкольной компьютерной нагрузки в большей степени реагируют мальчики. Ответом организма мальчиков на высокий уровень внешкольной компьютерной нагрузки является возрастание ИМТ и изменение его сезонной вариабельности (от возрастания за зимний период на значимое возрастание за летний период).
Заключение. Полученные данные показывают наличие корреляционной связи уровня внешкольной компьютерной нагрузки и физического развития учащихся начальной школы. Мы предполагаем, что наиболее вероятной причиной возрастания ИМТ и изменения его сезонной динамики в условиях цифровизации и компьютеризации обучения является вынужденное снижение двигательной активности детей.

Ключевые слова: 

мониторинг здоровья школьников; физическое развитие; индекс массы тела; сезонная вариабельность; учащиеся начальных классов; гигиенические нормативы.

URL WoS/RSCI: https://www.webofscience.com/wos/rsci/full-record/RSCI:43091317

Процентиль актуальности SciVal: 61.995 Holidays | Summer Food Service Program | Weekend

http://apps.webofknowledge.com/full_record.do?product=RSCI&search_mode=G...

https://www.scopus.com/record/display.uri?eid=2-s2.0-85092643040&origin=...

The relationship between the dynamics of primary schoolchildren's physical development and the amount of screen time

Библиографическая ссылка:
Панкова Н. Б., Алчинова И. Б., Ковалёва О. И., Лебедева М. А., Хлебникова Н. Н., Черепов А. Б., Носкин Л. А., Карганов М. Ю. Связь динамики физического развития младших школьников с уровнем компьютерной нагрузки // Science for Education Today. – 2020. – № 3. – С. 196–210. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2003.11
Список литературы: 
  1. Айзман Р. И. Методологические принципы и методические подходы к организации мониторинга здоровья обучающихся и здоровьесберегающей деятельности образовательных организаций // Вестник педагогических инноваций. – 2019. – № 1. (53). – С. 5–13. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37334216
  2. Байгужин П. А., Шибкова Д. З., Айзман Р. И. Факторы, влияющие на психофизиологические процессы восприятия информации в условиях информатизации образовательной среды // Science for Education Today. – 2019. – Т. 9, № 5. – С. 48–70. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.1905.04 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41271740
  3. Богословский И. Н., Шептикин С. А. Анализ двигательной активности школьников в течение учебного года // Физическое воспитание и спортивная тренировка. – 2016. – № 2. – С. 7–10. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26254300
  4. Бутко М. А. К проблеме дефицита двигательной активности детей младшего школьного возраста // Культура физическая и здоровье. – 2015. – № 2. – С. 60–62. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23694827
  5. Коурова О. Г., Попова Т. В., Кокорева Е. Г., Парская Н. В., Крапивина Е. А. Эколого-физиологические аспекты компьютерных технологий в образовательном процессе // Экология человека. – 2019. – № 7. – С. 59–64. DOI: https://doi.org/10.33396/1728-0869-2019-7-59-64 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38509069
  6. Панкова Н. Б., Карганов М. Ю. Сезонная вариабельность возрастания антропометрических показателей у младших школьников московского региона // Science for Education Today. – 2019. – Т. 9, № 5. – С. 143–162. DOI: https://doi.org/10.15293/2658-6762.1905.09 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41271745
  7. Чанчаева Е. А., Айзман Р. И., Сидоров С. С., Попова Е. В., Симонова О. И. Современные тенденции развития детей младшего школьного возраста (обзор литературы) // Acta Biomedica Scientifica. – 2019. – Т. 4, № 1. – С. 59–65. DOI: https://doi.org/10.29413/ABS.2019-4.1.9  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37182606
  8. Baranowski T., Motil K. J., Moreno J. P. Public Health Procedures, Alone, Will Not Prevent Child Obesity // Childhood Obesity. – 2019. – Vol. 15 (6). – P. 359–362. DOI: http://dx.doi.org/10.1089/chi.2019.0128
  9. Baranowski T., O'Connor T., Johnston C., Hughes S., Moreno J., Chen T.A., Meltzer L., Baranowski J. School year versus summer differences in child weight gain: a narrative review // Childhood Obesity. – 2014. – Vol. 10 (1). – P. 18-24. DOI: http://dx.doi.org/10.1089/chi.2013.0116
  10. Beets M. W., Brazendale K., Weaver R. G. The Need for Synergy Between Biological and Behavioral Approaches to Address Accelerated Weight Gain During the Summer in Children // International Journal of Behavioral Nutrition and Physical Activity. – 2019. – Vol. 16 (1). – P. 39. DOI: http://dx.doi.org/10.1186/s12966-019-0800-y
  11. Bhutani S., Hanrahan L. P., Vanwormer J., Schoeller D. A. Circannual variation in relative weight of children 5 to 16 years of age // Pediatric Obesity. – 2018. – Vol. 13 (7). – P. 399–405. DOI: http://dx.doi.org/10.1111/ijpo.12270
  12. Brazendale K., Beets M. W., Turner-McGrievy G. M., Kaczynski A. T., Pate R. R., Weaver R. G. Children's Obesogenic Behaviors During Summer Versus School: A Within-Person Comparison // Journal of School Health. – 2018. – Vol. 88 (12). – P. 886–892. DOI: http://dx.doi.org/10.1111/josh.12699
  13. Brusseau T. A., Burns R. D. Children's Weight Gain and Cardiovascular Fitness Loss over the summer // International Journal of Environmental Research and Public Health. – 2018. – Vol.  15 (12). – P. E2770. DOI: http://dx.doi.org/10.3390/ijerph15122770
  14. Dalskov S. M., Ritz C., Larnkjær A., Damsgaard C. T., Petersen R. A., Sørensen L. B., Hjorth  M.  F., Ong K. K., Astrup A., Mølgaard C., Michaelsen K. F. Seasonal variations in growth and body composition of 8-11-y-old Danish children // Pediatric Research. – 2016. – Vol. 79 (2). – P. 358–363. DOI: http://dx.doi.org/10.1038/pr.2015.206
  15. Franckle R., Adler R., Davison K. Accelerated weight gain among children during summer versus school year and related racial/ethnic disparities: a systematic review // Preventing Chronic Disease. – 2014. – Vol. 11. – P. E130355. DOI: http://dx.doi.org/10.5888/pcd11.130355
  16. Isojima T., Kato N., Yokoya S., Ono A., Tanaka T., Yokomichi H., Yamagata Z., Tanaka S., Matsubara H., Ishikuro M., Kikuya M., Chida S., Hosoya M., Kuriyama S., Kure S. Early Excessive Growth With Distinct Seasonality in Preschool Obesity // Archives of Disease in Childhood. – 2019. – Vol. 104 (1). – P. 53–57. DOI: http://dx.doi.org/10.1136/archdischild-2018-314862
  17. Kobayashi M., Kobayashi M. The relationship between obesity and seasonal variation in body weight among elementary school children in Tokyo // Economics & Human Biology. – 2006. – Vol. 4 (2). – P. 253–261. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.ehb.2005.08.002
  18. Mackenbach J. D., Nelissen K. G. M., Dijkstra S. C., Poelman M. P., Daams J. G., Leijssen J. B., Nicolaou M. Systematic Review on Socioeconomic Differences in the Association Between the Food Environment and Dietary Behaviors // Nutrients. – 2019. – Vol. 11 (9). – P. 2215. DOI: http://dx.doi.org/10.3390/nu11092215
  19. Moreno J. P., Crowley S. J., Alfano C. A., Hannay K. M., Thompson D., Baranowski T. Potential Circadian and Circannual Rhythm Contributions to the Obesity Epidemic in Elementary School Age Children // International Journal of Behavioral Nutrition and Physical Activity. – 2019. – Vol. 16 (1). – P. 25. DOI: http://dx.doi.org/10.1186/s12966-019-0784-7
  20. Moreno J. P., Crowley S. J., Alfano C. A., Thompson D. Physiological Mechanisms Underlying Children's Circannual Growth Patterns and Their Contributions to the Obesity Epidemic in Elementary School Age Children // Obesity Reviews. – 2020. – Vol. 21 (3). – e12973. DOI: http://dx.doi.org/10.1111/obr.12973
  21. Sacks G., Robinson E., Cameron A. J. Issues in measuring the healthiness of food environments and interpreting relationships with diet, obesity and related health outcomes // Current Obesity Reports. – 2019. – Vol. 8. – P. 98–111. DOI: http://dx.doi.org/10.1007/s13679-019-00342-4
  22. Tanskey L. A., Goldberg J. P., Chui K., Must A., Wright C. M., Sacheck J. M. A Qualitative Exploration of Potential Determinants of Accelerated Summer Weight Gain Among School-Age Children: Perspectives From Parents // BMC Pediatrics. – 2019. – Vol. 19 (1). – P. 438. DOI: http://dx.doi.org/10.1186/s12887-019-1813-z
  23. Tovar A., Lividini K., Economos C.D., Folta S., Goldberg J., Must A. School's out: what are urban children doing? The Summer Activity Study of Somerville Youth (SASSY) // BMC Pediatrics. – 2010. – Vol. 10. – P. 16. DOI: http://dx.doi.org/10.1186/1471-2431-10-16
  24. Visscher T. L., Seidell J. C. Time trends (1993-1997) and seasonal variation in body mass index and waist circumference in the Netherlands // Obesity. – 2004. – Vol. 28 (10). – P. 1309–1316. DOI: http://dx.doi.org/10.1038/sj.ijo.0802761
  25. von Hippel P. T., Workman J. From Kindergarten Through Second Grade, U.S. Children's Obesity Prevalence Grows Only During Summer Vacations // Obesity (Silver Spring). – 2016. – Vol.  24 (11). – P. 2296–2300. DOI: http://dx.doi.org/10.1002/oby.21613
Дата публикации 30.06.2020