Приоритет внутренней мотивации как предиктора эффективности освоения иностранных языков в вузе
Проблема и цель. Авторы исследуют проблему соотношения внутренней и внешней мотивации студентов к организации учебной деятельности. Цель данной статьи – доказать приоритет внутренней мотивации как предиктора эффективности учебной деятельности по иностранным языкам.
Методология. Исследование проведено методом психолого-педагогического эксперимента. Экспериментальный метод позволил подтвердить установленное теоретическим путем преимущество внутренней мотивации студентов к организации своей учебной деятельности на примере дисциплины «Иностранный язык». Были использованы методы математической статистики с целью получения и анализа количественных результатов эксперимента. Для качественного анализа полученных результатов, характеризующих преимущество внутренней мотивации, был применен метод педагогического наблюдения на основе бесед и письменной обратной связи.
Результаты. Основные результаты заключаются в разработке авторских критериев по изучению внешней и внутренней мотивации учащихся с целью экспериментальной интерпретации их познавательной активности. Выявление приоритетов студентов к выбору определенных видов учебной деятельности обусловило валидность авторской анкеты, составленной на основе аргументов внутренней и внешней мотивации студентов к обучению. С помощью частотного и процентного анализа выявлено, что уровень внешней мотивации студентов соответствует средним показателям, в то время как уровень внутренней мотивации является сравнительно высоким.
Заключение. Результаты исследования показали, что современные студенты обладают совокупностью внешних и внутренних движущих сил организации своей учебной деятельности, которые являются необходимым условием их целенаправленных учебных действий. Подтвержден высокий уровень связи внутренней мотивации и образовательной активности студентов. Авторы установили, что условиями развития внутренней мотивации является реализация когнитивной и личностно-ориентированной парадигмы обучения.
освоение иностранного языка; организация учебной деятельности; предиктор эффективности; внутренняя мотивация; внешняя мотивация; интерпретация познавательной активности.
URL WoS/RSCI: https://www.webofscience.com/wos/rsci/full-record/RSCI:43933902
Процентиль актуальности SciVal: 93.133 Conceptions of Learning | Generic Skills | Student Learning
https://www.scopus.com/record/display.uri?eid=2-s2.0-85092309034&origin=...
- Korotkina I. B. Russian scholarly publications in Anglophone academic discourse: The clash of tyrannosaurs // Интеграция образования. – 2018. – Т. 22, № 2. – С. 311–323. DOI: https://doi.org/10.15507/1991-9468.091.022.201802.311-323 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35161769
- Белоусова А. К., Еприцкая Н. К. Совершенствование обучения иностранному языку через сравнительный анализ образов пословиц и поговорок // Интеграция образования. – 2018. – Т. 22, № 4. – С. 750–765. DOI: https://doi.org/10.15507/1991-9468.093.022.201804.750-765 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36546005
- Muraveva E. V., Elices Agudo J. F. Dystopian science fiction as a means of teaching English to technical degree students // Интеграция образования. – 2017. – Т. 21, № 2. – С. 303–321. DOI: https://doi.org/10.15507/1991-9468.087.021.201702.303-321 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29222039
- Костюкова Т. А., Морозова А. Л. Педагогические основы развития иноязычной коммуникативной компетенции студентов неязыковых направлений подготовки // Язык и культура. – 2019. – № 46. – C. 216–235. DOI: https://doi.org/10.17223/19996195/46/13 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=39242427
- Морозова О. Н., Ильина И. Е. К вопросу выявления мотивации студентов технических вузов к изучению иностранного языка // Мир науки, культуры, образования. – 2018. – № 6. – С. 85–87. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36807426
- Miyamoto A., Pfost M., Artelt C. The Relationship Between Intrinsic Motivation and Reading Comprehension: Mediating Effects of Reading Amount and Metacognitive Knowledge of Strategy Use // Scientific studies of Reading. – 2019. – Vol. 23 (6). – P. 445–460. DOI: https://doi.org/10.1080/10888438.2019.1602836
- Astriningsih N., Mbato C. Motivation to learn English: Why Indonesian Adult Learners join a Community of Interest // Anima Indonesian Psychological Journal. – 2019. – Vol. 34 (2). – P. 65–75. DOI: https://doi.org/10.24123/aipj.v34i2.2202
- Al-Ta’ani M. H. Integrative and Instrumental Motivations for Learning English as a University Requirement among Undergraduate Students at Al-Jazeera University, Dubai // International Journal of Learning and Development. – 2018. – Vol. 8 (4). – P. 89–105. DOI: https://doi.org/10.5296/ijld.v8i4.13940
- Ryan R. M., Deci E. L. Intrinsic and Extrinsic Motivations: Classic Definitions and New Directions // Contemporary Educational Psychology. – 2000. – Vol. 25 (1). – Р. 54–67. DOI: https://doi.org/10.1006/ceps.1999.1020
- Sheldon K. M., Osin E. N., Gordeeva T. O., Suchkov D. D., Sychev O. A. Evaluating the Dimensionality of Self-Determination Theory’s Relative Autonomy Continuum // Personality and Social Psychology Bulletin. – 2017. – Vol. 43 (9). – P. 1215–1238. DOI: https://doi.org/10.1177%2F0146167217711915 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=31064254
- Леонтьев Д. А. Понятие мотива у А. Н. Леонтьева и проблема качества мотивации // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. – 2016. – № 2. – С. 3–18. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27672137
- Gardner R. C., Maclntyre P. D. A student’s contributions to second-language learning. Part II: Affective variables // Language Teaching. – 1993. – Vol. 26 (1). – P. 1–11. DOI: https://doi.org/10.1017/S0261444800000045
- Гордеева Т. О., Сычев О. А., Лункина М. В. Школьное благополучие младших школьников: мотивационные и образовательные предикторы // Психологическая наука и образование. – 2019. – Т. 24, № 3. – С. 32–42. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38245426
- Гордеева Т. О., Сычев О. А., Гижицкий В. В., Гавриченкова Т. К. Шкалы внутренней и внешней академической мотивации школьников // Психологическая наука и образование. – 2017. – Т. 22, № 2. – С. 65–74. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29817660
- Вартанова И. И. Мотивационно-эмоциональное отношение к учебе старшеклассников различного пола и возраста // Психологическая наука и образование. – 2019. – Т. 24, № 5. – С. 71–79. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41244123
- Акчурина А. Р. Динамика изменения учебной мотивации студентов при изучении английского языка на разных курсах обучения // Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. – 2019. – № 1. – С. 45–55. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37217169
- Тихомирова Т. С., Кочетков Н. В. Мотивация к обучению и личностная рефлексия: особенности и взаимосвязь у студентов вузов // Психологическая наука и образование. – 2017. – Т. 22, № 3. – С. 53–62. DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2017220306 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29898532
- Dornyei Z. Motivation in second and foreign language learning // Language Teaching. – 1998. – Vol. 31 (3). – P. 117–135. DOI: https://doi.org/10.1017/S026144480001315X
- Dörnyei Z. Towards a better understanding of the L2 Learning Experience, the Cinderella of the L2 Motivational Self System // Studies in Second Language Learning and Teaching. – 2019. – Vol. 9 (1). – P. 19–30. DOI: https://doi.org/10.14746/ssllt.2019.9.1.2
- Walker C. O., Greene B. A., Mansell R. A. Identification with academics, intrinsic/extrinsic motivation, and self-efficacy as predictors of cognitive engagement // Learning and Individual Differences. – 2006. – Vol. 16 (1). – P. 1–12. DOI: https://doi.org/10.1016/j.lindif.2005.06.004
- Hanshaw G. O., Helm-Stevens R., Lopez B. Enhancing Connectedness and Intrinsic Motivation to Learn for Online Learners: Introducing the S3 Model // International Journal of Learning and Development. – 2019. – Vol. 9 (3). – P. 1–24. DOI: https://doi.org/10.5296/ijld.v9i3.14993
- Wang N., Chen J., Tai M., Zhang J. Blended learning for Chinese university EFL learners: learning environment and learner perceptions // Computer Assisted Language Learning. – 2019. DOI: https://doi.org/10.1080/09588221.2019.1607881
- Almisad B. The Effects of Concept Mapping Instruction on Students’ Attitudes, Motivations, and Self-Efficacy in Educational Technology Class // International Journal of Learning and Development. – 2019. – Vol. 9 (2). – P. 1–13 DOI: https://doi.org/10.5296/ijld.v9i2.14529
- Zheng C., Liang J., Tsai C. Validating an Instrument for EFL Learners’ Sources of Self-Efficacy, Academic Self-Efficacy and the Relation to English Proficiency // The Asia-Pacific Education Researcher. – 2017. – Vol. 26. – P. 329–340. DOI: https://doi.org/10.1007/s40299-017-0352-3
- Ayinde T. A. Psychosocial Factors as Determinants of Vocational Skills Acquisition among Undergraduates in the University of Ibadan, Oyo State, Nigeria // International Journal of Learning and Development. – 2017. – Vol. 7 (3). – P. 109–122. DOI: https://doi.org/10.5296/ijld.v7i3.11671
- Alsayed F. Effects of Semantics in the Language Development of English as a Foreign Language (EFL) Learners // International Journal of Learning and Development. – 2019. – Vol. 9 (4). – P. 138–153. DOI: https://doi.org/10.5296/ijld.v9i4.15735
- Labo-Popoola S. O. Reading Habits Amongst University Undergraduates: Implications for Academic Performance // International Journal of Learning and Development. – 2018. – Vol. 8 (2). – P. 114–129. DOI: https://doi.org/10.5296/ijld.v8i2.13102
- Elliott S., Hendry H., Ayres C., Blackman K., Browning F., Colebrook D., Cook C., Coy N., Hughes J., Lilley N., Newboult D., Uche O., Rickell A., Rura G.-P., Wilson H., White P. ‘On the outside, I’m smiling but inside I’m crying’: communication successes and challenges for undergraduate academic writing // Journal of Further and Higher Education. – 2019. – Vol. 43 (9). – P. 1163–1180. DOI: https://doi.org/10.1080/0309877X.2018.1455077
- Serkan D., Doğanay A. The effects of multiple-pedagogical agents on learners’ academic success, motivation, and cognitive load // Computers and Education. – 2017. – Vol. 111. – P. 74–100. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.compedu.2017.04.005
- Diep A.-N., Zhu C., Struyven K., Blieck Y. Who or what contributes to student satisfaction in different blended learning modalities? // British Journal of Educational Technology. – 2017. – Vol. 48 (2). – P. 473–489. DOI: https://doi.org/10.1111/bjet.12431
- Börü N. The Factors Affecting Teacher-Motivation // International Journal of Instruction. – 2018. – Vol. 11 (4). – P. 761–776. DOI: https://doi.org/10.12973/iji.2018.11448a
- Hsieh J. S., Wu W. C., Marek M. W. Using the flipped classroom to enhance EFL learning // Computer Assisted Language Learning. – 2017. – Vol. 30 (1–2). – P. 1–21. DOI: https://doi.org/10.1080/09588221.2015.1111910
- Tse W. S., Choi L.Y., Tang W. S. Effects of video‐based flipped class instruction on subject reading motivation. British Journal of Educational Technology. – 2019. – Vol. 50 (1). – P. 385–398. DOI: https://doi.org/10.1111/bjet.12569
- Гриценко Л. М., Демидова Т. А., Салосина И. В. Мотивационные педагогические условия формирования иноязычной дискурсивной компетенции будущих инженеров // Science for Education Today. – 2019. – Т. 9, № 4. – С. 162–181. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.1904.10 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=39256960