Science for Education Today, 2020, Т. 10, № 6, С. 252–272
УДК: 
316.7:37.03:374.3

Факторы выбора цифрового формата для чтения и самооценка читательского поведения в цифровой среде (по данным опроса российских школьников)

Лебедева М. Ю. 1 (Москва, Россия), Вергелес К. П. 1 (Москва, Россия), Купрещенко О. Ф. 1 (Москва, Россия), Жильцова Л. Ю. 1 (Москва, Россия), Веселовская Т. С. 1 (Москва, Россия)
1 Государственный институт русского языка им.А.С. Пушкина
Аннотация: 

Проблема и цель. При возрастающей роли цифрового чтения в современном образовательном процессе оказываются особенно заметны лакуны в исследовании закономерностей, определяющих выбор российскими школьниками формата для чтения, а также в изучении того, как сами школьники оценивают своё читательское поведение в цифровой среде. Цель исследования – выявить факторы, влияющие на выбор цифрового формата для чтения российскими школьниками, и особенности самооценки цифрового чтения в этой аудитории.
Методология. Для достижения цели исследования были применены методы анкетирования, статистической обработки данных, включая t-критерий, корреляционный анализ с помощью рангового коэффициента корреляции Спирмена (rs) для порядковых переменных и коэффициент Пирсона (rp) для количественных переменных, сравнительный анализ на основе рангового критерия Манна-Уитни для непараметрических данных и порядковых шкал, дисперсионный анализ ANOVA.
Результаты. В ходе исследования была разработана, апробирована и распространена среди целевой аудитории анкета, состоящая из трех блоков вопросов. Выборку исследования
составили 568 учащихся 5–11 классов из 54 регионов РФ. Корреляционный анализ полученных данных позволил установить ряд факторов, определяющих выбор формата чтения – цифрового или бумажного – российскими школьниками. Также авторами выявлены особенности субъективного восприятия школьниками цифрового чтения и факторы, связанные с этим восприятием.
Заключение. В ходе исследования были выявлены факторы, значимо влияющие на выбор российскими школьниками цифрового формата для чтения: тип текста, цель чтения, возраст респондента, его отношение к чтению и уровень читательской компетенции (по данным самоотчета). Особенности самооценки цифрового чтения заключаются в том, что школьники выявляют как негативные (большую утомляемость, снижение интереса к чтению и др.), так и положительные аспекты работы с цифровым текстом (эффективность поискового чтения).

Ключевые слова: 

чтение; цифровое чтение; формат чтения; цифровой формат; бумажный формат; предпочтение формата чтения; читательская самооценка; читательское поведение; российские школьники.

URL WoS/RSCIhttps://www.webofscience.com/wos/rsci/full-record/RSCI:44478892

Процентиль актуальности SciVal83.577 Font | Typeface | Legibility

https://www.scopus.com/record/display.uri?eid=2-s2.0-85099351738&origin=...

The Russian schoolchildren's digital reading: Factors affecting medium preferences and self-evaluation of digital reading practice

Библиографическая ссылка:
Лебедева М. Ю., Вергелес К. П., Купрещенко О. Ф., Жильцова Л. Ю., Веселовская Т. С. Факторы выбора цифрового формата для чтения и самооценка читательского поведения в цифровой среде (по данным опроса российских школьников) // Science for Education Today. – 2020. – № 6. – С. 252–272. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2006.14
Список литературы: 
  1. Singer L. M., Alexander P. A. Reading on paper and digitally: What the past decades of empirical research reveal // Review of educational research. – 2017. – Vol. 87 (6). – P. 1007–1041. DOI:https://doi.org/10.3102/0034654317722961
  2. Clinton V. Reading from paper compared to screens: A systematic review and meta‐analysis // Journal of Research in Reading. – 2019. – Vol. 42 (2). – P. 288–325. DOI:https://doi.org/10.1111/1467-9817.12269
  3. Singer Trakhman L. M., Alexander P. A., Silverman A. B. Profiling reading in print and digital mediums // Learning and Instruction. – 2018. – Vol. 57. – P. 5–17. DOI:http://dx.doi.org/10.1016/j.learninstruc.2018.04.001
  4. Lenhard W., Schroeders U., Lenhard A. Equivalence of screen versus print reading comprehension depends on task complexity and proficiency // Discourse Processes. – 2017. – Vol. 54 (5–6). – P. 427–445. DOI:https://doi.org/10.1080/0163853X.2017.1319653
  5. Støle H., Mangen A., Schwippert K. Assessing children's reading comprehension on paper and screen: A mode-effect study // Computers & Education. – 2020. – Vol. 151. – P. 103861. DOI:https://doi.org/10.1016/j.compedu.2020.103861
  6. Hermena E. W., Sheen M., AlJassmi M., AlFalasi K., AlMatroushi M., Jordan T. R. Reading rate and comprehension for text presented on tablet and paper: Evidence from Arabic // Frontiers in psychology. – 2017. – Vol. 8. – P. 257. DOI:https://doi.org/10.3389/fpsyg.2017.00257
  7. Кельбах Е. И., Горбунов Д. Л. Изменение потребительских предпочтений на рынке книгопечатной продукции г. Перми // Контентус. – 2014. – № 7. – C. 54–60. URL:https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22450891
  8. Дрожина А. Ю. Мониторинг читательских предпочтений в выборе носителя текстовой информации // Медиасреда. – 2011. – № 6. – С. 112–114. URL:https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29966261
  9. Mizrachi D. Undergraduates' academic reading format preferences and behaviors // The Journal of Academic Librarianship. – 2015. – Vol. 41 (3). – P. 301–311. DOI:https://doi.org/10.1016/j.acalib.2015.03.009
  10. Liu Z. Print vs. electronic resources: A study of user perceptions, preferences, and use // Information Processing & Management. – 2006. – Vol. 42 (2). – P. 583–592. DOI:http://dx.doi.org/10.1016/j.ipm.2004.12.002
  11. Kurata K., Ishita E., Miyata Y., Minami Y. Print or digital? Reading behavior and preferences in Japan // Journal of the Association for Information Science and Technology. – 2017. – Vol. 68 (4). – P. 884–894. DOI:  https://doi.org/10.1002/asi.23712
  12. Taipale S. The affordances of reading/writing on paper and digitally in Finland // Telematics and Informatics. – 2014. – Vol. 31 (4). – P. 532–542. DOI:https://doi.org/10.1016/j.tele.2013.11.003
  13. Woody W. D., Daniel D. B., Baker C. A. E-books or textbooks: Students prefer textbooks // Computers & Education. – 2010. – Vol. 55 (3). – P. 945–948. DOI:https://doi.org/10.1016/j.compedu.2010.04.005
  14. Baron N. S. Redefining reading: The impact of digital communication media // Publications of the Modern Language Association of America. – 2013. – Vol. 128 (1). – P. 193–200. DOI:https://doi.org/10.1632/pmla.2013.128.1.193
  15. Foasberg N. M. Student reading practices in print and electronic media // College & Research Libraries. – 2014. – Vol. 75 (5). – P. 705–723. DOI:https://doi.org/10.5860/crl.75.5.705
  16. Tabernero Sala R., Álvarez Ramos E., Heredia Ponce H. Reading habits and information consumption of adolescents in the digital environment // Investigaciones Sobre Lectura. – 2020. – No. 13. – P. 72–107. DOI:https://doi.org/10.37132/isl.v0i13.302
  17. Цымбаленко С. Б., Макеев П. С. Цифровое поколение – медийный портрет подростка // Народное образование. – 2015. – № 3. – C. 201–212. URL:https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23406141
  18. Huang Y. M., Liang T. H., Su Y. N., Chen N. S. Empowering personalized learning with an interactive e-book learning system for elementary school students // Educational Technology Research and Development. – 2012. – Vol. 60 (4). – P. 703–722. DOI: http://dx.doi.org/10.1007/s11423-012-9237-6
  19. Golan D. D., Barzillai M., Katzir T. The effect of presentation mode on children's reading preferences, performance, and self-evaluations // Computers & Education. – 2018. – Vol. 126. – P. 346–358. DOI:https://doi.org/10.1016/j.compedu.2018.08.001
  20. Мелентьева Ю. П. Чтение электронных публикаций как элемент обучения и образования // Научные и технические библиотеки. – 2019. – № 4. – С. 76–83. DOI: https://doi.org/10.33186/1027-3689-2019-4-76-83 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37244793
  21. Борисенко Н. А., Миронова К. В., Шишкова С. В., Граник Г. Г. Особенности цифрового чтения современных подростков: результаты теоретико-эмпирического исследования // Science for Education Today. – 2020. – Т. 10, № 5. – С. 28–49. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2005.02 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44193022
  22. Putro N. H. P. S., Lee J. Reading interest in a digital age // Reading Psychology. – 2017. – Vol. 38 (8). – P. 778–807. DOI:https://doi.org/10.1080/02702711.2017.1341966
  23. Rinawati H. S. Index on Students’ Reading Interest // Research, Society and Development. – 2019. – Vol. 8 (8). – P. e11881218. DOI:https://doi.org/10.33448/rsd-v8i8.1218
  24. Назаров М. М., Ковалев П. А. Изменение медиасреды и современные практики чтения // Социологические исследования. – 2017. – № 2. – С. 84–95. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28790349
  25. Лебедева М. Ю., Веселовская Т. С., Купрещенко О. Ф. Особенности восприятия и понимания цифровых текстов: междисциплинарный взгляд // Перспективы науки и образования. – 2020. – № 4. – С. 74–98. DOI: https://doi.org/10.32744/pse.2020.4.5  
  26. Mayes D. K., Sims V. K., Koonce J. M. Comprehension and workload differences for VDT and paper-based reading // International Journal of Industrial Ergonomics. – 2001. – Vol. 28 (6). – P. 367–378. DOI:https://doi.org/10.1016/S0169-8141(01)00043-9
  27. Ślęzak-Świat A. M. Complementarity of Reading from Paper and Screen in the Development of Critical Thinking Skills for 21st-century Literacy // Theory and Practice of Second Language Acquisition. – 2019. – Vol. 5 (2). – P. 75–93. DOI:https://doi.org/10.31261/tapsla.7564
  28. Liu Z. Reading behavior in the digital environment // Journal of documentation. – 2005. – Vol. 61 (6). – P. 700–712. DOI:https://doi.org/10.1108/00220410510632040
  29. Singer Trakhman L. M., Alexander P. A., Berkowitz L. E. Effects of processing time on comprehension and calibration in print and digital mediums // The Journal of Experimental Education. – 2019. – Vol. 87 (1). – P. 101–115. DOI:https://doi.org/10.1080/00220973.2017.1411877
Дата публикации 31.12.2020