Сравнительный анализ уровня агрессии у леворуких и праворуких подростков
2 ФГБОУ Российский государственный педагогический университет им. А.И. ГЕрцена
Проблема и цель. В статье исследуется проблема агрессии в рамках системы образования. В литературе обсуждаются многие причины агрессии в школе, среди которых в качестве центральной часто описывается леворукость. Целью данной работы стало сравнение уровня агрессивности праворуких и леворуких учащихся подростков.
Методология. Поскольку оценка рукости в литературе крайне противоречива и разнообразна, пробы, направленные на ее оценку, были разделены на две группы: те, которые в меньшей мере подвержены социальному давлению и обусловлены генетической предрасположенностью, и те, которые в большей мере оценивают именно влияние социального давления. В исследовании принимало участие 86 подростков возрасте от 11 до 15 лет, обучающихся в школах Санкт-Петербурга. Рукость определялась с помощью 7 проб, наиболее часто используемых в научной литературе. Для оценки агрессивности применялся опросник Ч. Д. Спилбергера (STAXI) в адаптации А. Б. Леоновой (Леонова, Спилбергер, 2005).
Результаты. Обнаружено, что применение разного набора проб для оценки рукости значимо меняет распределение подростков по данному параметру. Пробы, результат которых не зависит от социального давления, обнаруживают значимо большее число леворуких по сравнению с пробами, зависящими от социального давления. Доказано, что различий между праворукими и леворукими подростками по уровню агрессивности, каким бы способом ни оценивалась рукость, нет. При этом выявлено, что агрессивность, направленная во вне, выше у предположительно переученных учащихся.
Заключение. Различий в уровне агрессивности леворуких и праворуких учащихся в данном исследовании не обнаружено. Полученные авторами результаты свидетельствуют о необходимости более направленного изучения специфики агрессивности у переученных подростков.
латеральные предпочтения; асимметрия; агрессивность; агрессия; подростки; леворукость; праворукость.
URL WoS/RSCI: https://www.webofscience.com/wos/rsci/full-record/RSCI:44849691
- Greer B., Taylor R.W., Cella M., Stott R., Wykes T. The contribution of dynamic risk factors in predicting aggression: A systematic review including inpatient forensic and non-forensic mental health services // Aggression and Violent Behavior. – 2020. – Vol. 53. – P. 101433. DOI: https://doi.org/10.1016/j.avb.2020.101433
- Healy S. R., Valente J. Y., Caetano S. C., Martins S. S., Sanchez Z. M. Worldwide school-based psychosocial interventions and their effect on aggression among elementary school children: A systematic review 2010–2019 // Aggression and Violent Behavior. – 2020. – Vol. 55. – P. 101486. DOI: https://doi.org/10.1016/j.avb.2020.101486
- Casey B. J. Beyond Simple Models of Self-Control to Circuit-Based Accounts of Adolescent Behavior // Annual Review in Psychology. – 2015. – Vol. 66 (1). – P. 295–319. DOI: https://doi.org/10.1146/annurev-psych-010814-015156
- Liran B., Miller P. The role of psychological capital in academic adjustment among university students // Journal of Happiness Studies. – 2019. – Vol. 20 (1). – P. 51–65. DOI: https://doi.org/10.1007/s10902-017-9933-3
- Fávero M., Pinto C., Del Campoc A., Moreira D., Sousa-Gomes V. Power dressed in black: A comprehensive review on academic hazing // Aggression and Violent Behavior. – 2020. – Vol. 55. – P. 101462. DOI: https://doi.org/10.1016/j.avb.2020.101462
- Дудина М. Н. Образование в условиях неопределенности: проблемы антропологической соразмерности // Философия образования. – 2019. – Т. 19, № 2. – С. 20–35. DOI: http://doi.org/10.15372/PHE20190202 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38505558
- Bolger N., Amarel D. Effects of social support visibility on adjustment to stress: experimental evidence // Journal of Personal and Social Psychology. – 2007. – V. 92 (3). – P. 458–475. DOI: http://doi.org/10.1037/0022-3514.92.3.458
- Boudrias V., Trépanier S-Ch., Salin D. A systematic review of research on the longitudinal consequences of workplace bullying and the mechanisms involved // Aggression and Violent Behavior. – 2021. – Vol. 56. – P. 101508. DOI: https://doi.org/10.1016/j.avb.2020.101508
- Mielke M., Farrington D. P. School-based interventions to reduce suspension and arrest: A meta-analysis // Aggression and Violent Behavior. – 2021. – Vol. 56. – P.101508. DOI: https://doi.org/10.1016/j.avb.2020.101518
- Garofalo C., Neumann C. S., Velotti P. Difficulties in emotion regulation and psychopathic traits in violent offenders // Journal of Criminal Justice. – 2018. – Vol. 57. – P. 116–125. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jcrimjus.2018.05.013
- Ribeiro da Silva D., Randall D. R., Salekin T. Psychopathic traits in children and youth: The state-of-the-art after 30 years of research // Aggression and Violent Behavior. – 2020. – Vol. 55 – P. 101454. DOI: https://doi.org/10.1016/j.avb.2020.101454
- Caldwell B. M., Anderson N. E., Harenski K. A., Sitney M. H., Caldwell M. F., Van Rybroek G. L., Kiehl K. A. The structural brain correlates of callous-unemotional traits in incarcerated male adolescents // NeuroImage: Clinical. – 2019. – Vol. 22. – P. 101703. DOI: https://doi.org/10.1016/j.nicl.2019.101703
- Carrière S. M., Raymond M. Handedness and aggressive behavior in an Ntumu village in southern Cameroon // Acta ethologica. – 2000. – Vol. 2 (2). – P. 111–114. DOI: https://doi.org/10.1007/s102119900011
- Bless J. J., Westerhausen R., Torkildsen J. V., Gudmundsen M., Kompus K., Hugdahl K. Laterality across languages: Results from a global dichotic listening study using a smartphone application // Laterality. – 2015. – Vol. 20 (4). – P. 434–452. DOI: https://doi.org/10.1080/1357650X.2014.997245
- Versace E., Martinho-Truswell A., Kacelnik A., Vallortigara G. Priors in animal and artificial intelligence: where does learning begin? // Trends in cognitive sciences. – 2018. – Vol. 22 (11). – P. 963–965. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tics.2018.07.005
- Tremblay R. E., Vitaro F., Cote S. M. Developmental Origins of Chronic Physical Aggression:A Bio-Psycho-Social Model for the Next Generation of Preventive Interventions // Annual Review in Psychology. – 2018. – Vol. 69. – P. 383–407. DOI: https://doi.org/10.1080/1357650X.2019.1621329
- Широкова И. В. Психологические аспекты леворукости: понятие, причины, особенности // Комплексные исследования детства. – 2019. – Т. 1, № 1. – С. 73–79. DOI: https://doi.org/10.33910/2687-0223-2019-1-1-73-79 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42496563
- Zaki J. Integrating Empathy and Interpersonal Emotion Regulation // Annual Review of Psychology. – 2020. – Vol. 71 (1). – P. 517–540. DOI: https://doi.org/10.1146/annurev-psych-010419-050830
- Angstmann S., Madsen K. S., Skimminge A., Jernigan T. L., Baare W. F., Siebner H. R. Microstructural asymmetry of the corticospinal tracts predicts right-left differences in circle drawing skill in right-handed adolescents // Brain Structure and Function. – 2016. – Vol. 221 (9). – P. 4475–4489. URL: https://doi.org/10.1007/s00429-015-1178-5
- Westerhausen R. A primer on dichotic listening as a paradigm for the assessment of hemispheric asymmetry // Laterality: Asymmetries of Body, Brain and Cognition. – 2019. – Vol. 24 (6). – P. 740–771. DOI: https://doi.org/10.1080/1357650X.2019.1598426
- Van Wijk I. C., Van Den Bulk B. G, Marinus B., Van IJzendoorn M. H. Social judgments, frontal asymmetry, and aggressive behavior in young children: A replication study using EEG // Neuropsychologia. – 2019. – Vol. 126. – P. 120–127. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.neuropsychologia.2017.06.022
- Hill Ch., Van G emmert A. W. A., Fang Q., Hou L., Wang J., Pan Zh. Asymmetry in the aging brain: A narrative review of cortical activation patterns and implications for motor function // Laterality. – 2020. – Vol. 25 (4). – P. 413–429. DOI: http://doi.org/10.1080/1357650X.2019.1707219
- Mohammadi H., Papadatou-Pastou M. Cerebral laterality as assessed by hand preference measures and developmental stuttering // Laterality. – 2020. – Vol. 25 (2). – P. 127–149. DOI: https://doi.org/10.1080/1357650X.2019.1621329