Science for Education Today, 2021, Т. 11, № 3, С. 7–25
УДК: 
159.923+378

Обзор исследований, посвященных изучению взаимосвязи использования цифровых устройств и развития когнитивной сферы у дошкольников

Бухаленкова Д. А. 1 (Москва, Россия), Чичинина Е. А. 1 (Москва, Россия), Чурсина А. В. 1 (Москва, Россия), Веракса А. Н. 2 (Москва, Россия)
1 Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
2 Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Психологический Институт РАО
Аннотация: 

Проблема и цель. Влияние использования цифровых устройств на когнитивное развитие детей дошкольного возраста на сегодняшний день недостаточно изучено, и мнения специалистов по этому поводу разнятся. Цель статьи – проанализировать и обобщить результаты исследований влияния использования цифровых устройств на когнитивное развитие дошкольников.

Методология. Для достижения цели обзора было проанализировано 46 полнотекстовых версий работ, описывающих связь использования цифровых устройств (экранного времени и особенностей контента) с развитием речевых и математических навыков, а также развитием произвольности у детей 3–7 лет. Обобщение результатов исследований производилось в логике культурно-исторического подхода.

Результаты. Анализ исследований показал, что влияние использования цифровых устройств на развитие когнитивной сферы детей дошкольного возраста зависит от экранного времени, от типа воздействия (фоновое включение телевизора или целенаправленное использование цифровых устройств), содержания (образовательный или развлекательный контент), соответствия возрасту ребенка (подходящий или неподходящий по возрасту контент), степени реалистичности содержания (фантастический или реалистичный контент), сложности стимульного материала (черно-белая или цветная, визуальная или звуковая стимуляция), а также индивидуальных (индивидуальные особенности развития) и семейных факторов (например, социально-экономический статус семьи, стиль воспитания). Кроме того, проведенный анализ позволил выделить наиболее актуальные перспективы дальнейших исследований темы влияния использования цифровых устройств на когнитивную сферу детей.

Заключение. В результате обзора исследований сделан вывод о том, что длительное экранное время негативно влияет на когнитивное развитие детей дошкольного возраста, а влияние контента зависит от особенностей контента: образовательный, ориентированный на детей контент способствует когнитивному развитию, а развлекательный и ориентированный на взрослых контент может оказывать негативное воздействие.

Ключевые слова: 

дошкольный возраст; цифровые устройства; когнитивное развитие; речевое развитие; математические навыки; развитие произвольности; регуляторные функции; экранное время; медиаконтент.

URL WoS/RSCI: https://www.webofscience.com/wos/rsci/full-record/RSCI:46233032

Библиографическая ссылка:
Бухаленкова Д. А., Чичинина Е. А., Чурсина А. В., Веракса А. Н. Обзор исследований, посвященных изучению взаимосвязи использования цифровых устройств и развития когнитивной сферы у дошкольников // Science for Education Today. – 2021. – № 3. – С. 7–25. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2103.01
Список литературы: 
  1. Алёхин А. Н., Пульцина К. И. Влияние информационных технологий на когнитивное развитие детей̆: обзор современных исследований // Психология человека в образовании. – 2020. – Т. 2, № 4. – С. 366–371. DOI: https://doi.org/10.33910/2686-9527-2020-2-4-366-371  URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44494824
  2. Батенова Ю. В. Интенсификация цифрового опыта дошкольника: когнитивные последствия // Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология. – 2019. – № 4. – С. 4–20. DOI: https://doi.org/10.11621/vsp.2019.04.04 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41444873
  3. Веракса А. Н., Алмазова О. В., Бухаленкова Д. А. Диагностика регуляторных функций в старшем дошкольном возрасте: батарея методик // Психологический журнал. – 2020. – Т. 41, № 6. – С. 108–118. DOI: https://doi.org/10.31857/S020595920012593-8 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44328216
  4. Веракса А. Н., Бухаленкова Д. А. Применение компьютерных игровых технологий для развития регуляторных функций дошкольников // Российский психологический журнал. – 2017. – Т. 14, № 3. – С. 106–132. DOI: https://doi.org/10.21702/rpj.2017.3.6 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30676907
  5. Смирнова Е. О. Специфика современного дошкольного детства // Национальный психологический журнал. – 2019. – № 2. – С. 25–32. DOI: https://doi.org/10.11621/npj.2019 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41103103
  6. Солдатова Г. У., Вишнева А. Е. Особенности развития когнитивной сферы у детей с разной онлайн-активностью: есть ли золотая середина? // Консультативная психология и психотерапия. – 2019. – Т. 27, № 3. – С. 97–118. DOI: https://doi.org/10.17759/cpp.2019270307 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=39385889
  7. Ali Z., Anuar A. M. B. M., Mustafa N. A. B., Halim K. N. B. A., Sivabalan K. A preliminary study on the uses of gadgets among children for learning purposes // Journal of Physics: Conference Series. – 2020. – Vol. 1529. – P. 052055. DOI: https://doi.org/10.1088/1742-6596/1529/5/052055
  8. Assathiany R., Guery E., Caron F., Cheymol J., Picherot G., Foucaud P., Gelbert N. Children and Screens: A Survey by French Pediatricians // Archives de Pédiatrie. – 2018. – Vol. 25 (2). – P. 84–88. DOI: https://doi.org/10.1016/j.arcped.2017.11.001
  9. Barr R., Lauricella A., Zack E., Calvert S. L. Infant and early childhood exposure to adult-directed and child-directed television programming relations with cognitive skills at age four // Merrill-Palmer Quarterly. – 2010. – Vol. 56 (1). – P. 21–48. DOI: https://doi.org/10.1353/mpq.0.0038

10. Bellieni C. V., Fontani G., Corradeschi F., Iantorno L., Maffei M., Migliorini S., Perrone S., Buonocore G. Distracting effect of TV watching on children’s reactivity // European Journal of Pediatrics. – 2010. – Vol. 169 (9). – P. 1075–1078. DOI: https://doi.org/10.1007/s00431-010-1180-0 

11. Bigorra A., Garolera M., Guijarro S., Hervás A. Long-term far-transfer effects of working memory training in children with ADHD: a randomized controlled trial // European Child & Adolescent Psychiatry. – 2015. – Vol. 25 (8). – P. 853–867. DOI: https://doi.org/10.1007/s00787-015-0804-3

12. Bittman M., Rutheford L., Brown J., Unsworth L. Digital natives? New and old media and children’s outcomes // Australian Journal of Education. – 2011. – Vol. 55 (2). – P. 161–175. DOI: https://doi.org/10.1177/000494411105500206

13. Blankson A. N., O’Brien M., Leerkes E. M., Calkins S. D., Marcovitch S. Do hours spent viewing television at ages 3 and 4 predict vocabulary and executive functioning at age 5? // Merrill-Palmer Quarterly. – 2015. – Vol. 61 (2). – P. 264–289. DOI: https://doi.org/10.13110/merrpalmquar1982.61.2.0264

14. Bozzola E., Spina G., Ruggiero M., Memo L., Agostiniani R., Bozzola M., Corsello G., Villani A. Media devices in pre-school children: the recommendations of the Italian pediatric society // Italian Journal of Pediatrics. – 2018. – Vol. 44 (1). DOI: https://doi.org/10.1186/s13052-018-0508-7 

15. Christakis D. A., Zimmerman F. J., DiGiuseppe D. L., McCarty C. A. Early Television Exposure and Subsequent Attentional Problems in Children // Pediatrics. – 2004. – Vol. 113 (4). – P. 708–713. DOI: https://doi.org/10.1542/peds.113.4.708

16. Cliff D. P., Howard S. J., Radesky J. S., McNeill J., Vella S. A. Early Childhood Media Exposure and Self-Regulation: Bi-Directional Longitudinal Associations // Academic pediatrics. – 2018. – Vol. 18 (7). – P. 813–819. DOI: https://doi.org/10.1016/j.acap.2018.04.012

17. Conners Edge N. A., McKelvey L. M., Fussell J. J. Social Outcomes Associated With Media Viewing Habits of Low-Income Preschool Children // Early education and development. – 2011. – Vol. 22 (2). – P. 256–273. DOI: https://doi.org/10.1080/10409289.2011.550844

18. Corkin M. T., Peterson E. R., Henderson A. M., Waldie K. E., Reese E., Morton S. M. B., Preschool screen media exposure, executive functions and symptoms of inattention/hyperactivity // Journal of Applied Developmental Psychology. – 2021. – Vol. 73. – 101237. DOI: https://doi.org/10.1016/j.appdev.2020.101237

19. Deloache J. S., Chiong C., Sherman K., Islam N., Vanderborght M., Troseth G. L., Strouse G. A., O’Doherty K. Do babies learn from baby media? // Psychological Science. – 2010. – Vol. 21 (11). – P. 1570–1574. DOI: https://doi.org/10.1177/0956797610384145 

20. Diamond A., Lee K. Interventions shown to aid executive function development in children 4 to 12 years old // Science. – 2009. – Vol. 333. – P. 959–964. DOI: https://doi.org/10.1126/science.1204529

21. Dore R. A., Logan J., Lin T.-J., Purtell K. M., Justice L. Characteristics of Children’s Media Use and Gains in Language and Literacy Skills // Frontiers in Psychology. – 2020. – Vol. 11. DOI: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2020.02224

22. Ebenegger V., Marques-Vidal P. M., Munsch S., Quartier V., Nydegger A., Barral A., Hartmann T., Dubnov-Raz G., Kriemler S., Puder J. J. Relationship of hyperactivity/inattention with adiposity and lifestyle characteristics in preschool children // Journal of Child Neurology. – 2012. – Vol. 27 (7). – P. 852–858. DOI: https://doi.org/10.1177/0883073811428009 

23. Eisen S., Lillard A. S. Learning from Apps and Objects: The Human Touch // Mind, Brain, and Education. – 2019. – Vol. 14 (1). – P. 16–23. DOI: https://doi.org/10.1111/mbe.12224

24. Gjelaj M., Buza K., Shatri K., Zabeli N. Digital Technologies in Early Childhood: Attitudes and Practices of Parents and Teachers in Kosovo // International Journal of Instruction. – 2020. – Vol. 13 (1). – P. 165–184. DOI: https://doi.org/10.29333/iji.2020.13111a  

25. Grunewaldt K. H., Skranes J., Brubakk A. M., Lähaugen G. Computerized working memory training has positive long-term effect in very low birthweight preschool children // Developmental Medicine & Child Neurology. – 2016. – Vol. 58 (2). – P. 195–201. DOI: https://doi.org/10.1111/dmcn.12841  

26. Huber B., Yeates M., Meyer D., Fleckhammer L., Kaufman J. The Effects of Screen Media Content on Young Children’s Executive Functioning // Journal of Experimental Child Psychology. – 2018. – Vol. 170. – P. 72–85. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jecp.2018.01.006

27. Jusienė R., Rakickienė L., Breidokienė R., Laurinaitytė I. SI: EF executive function and screen‐based media use in preschool children // Infant and Child Development. – 2020. – Vol. 29 (1). DOI: https://doi.org/10.1002/icd.2173  

28. Kostyrka-Allchorne K., Cooper N. R., Simpson A. The relationship between television exposure and children’s cognition and behaviour: A systematic review // Developmental Review. – 2017. – Vol. 44. – P. 19–58. DOI: https://doi.org/10.1016/j.dr.2016.12.002

29. Landhuis C. E., Poulton R., Welch D., Hancox R. J. Does Childhood Television Viewing Lead to Attention Problems in Adolescence? Results From a Prospective Longitudinal Study // Pediatrics. – 2007. – Vol. 120 (3). – P. 532–537. DOI: https://doi.org/10.1542/peds.2007-0978  

30. Lillard A. S., Drell M. B., Richey E. M., Boguszewski K., Smith E. D. Further examination of the immediate impact of television on children’s executive function // Developmental Psychology. – 2015. – Vol. 51 (6). – P. 792–805. DOI: https://doi.org/10.1037/a0039097

31. Linebarger D. L., Barr R., Lapierre M. A., Piotrowski J. T. Associations Between Parenting, Media Use, Cumulative Risk, and Childrenʼs Executive Functioning // Journal of Developmental and Behavioral Pediatrics. – 2014. – Vol. 35 (6). – P. 367–377. DOI: https://doi.org/10.1097/dbp.0000000000000069

32. Linebarger D. L., Vaala S. E. Screen media and language development in infants and toddlers: An ecological perspective // Developmental Review. – 2010. – Vol. 30 (2). – P. 176–202. DOI: https://doi.org/10.1016/j.dr.2010.03.006

33. Martin A., Razza R., Brooks-Gunn J. Specifying the links between household chaos and preschool children’s development // Early Child Development and Care. – 2012. – Vol. 182 (10). – P. 1247–1263. DOI: https://doi.org/10.1080/03004430.2011.605522

34. McNeill J., Howard S. J., Vella S. A., Cliff D. P. Longitudinal associations of electronic application use and media program viewing with cognitive and psychosocial development in preschoolers // Academic Pediatrics. – 2019. – Vol. 19 (5). – P. 520–528. DOI: https://doi.org/10.1016/j.acap.2019.02.010

35. Miyake A., Friedman N. P., Emerson M. J., Witzki A. H., Howerter A., Wager T. The unity and diversity of executive functions and their contributions to complex "frontal lobe" tasks: A latent variable analysis // Cognitive Psychology. – 2000. – Vol. 41 (1). – P. 49–100. DOI: https://doi.org/10.1006/cogp.1999.0734

36. Nathanson A. I., Aladé F., Sharp M. L., Rasmussen E. E., Christy K. The relation between television exposure and executive function among preschoolers // Developmental Psychology. – 2014. – Vol. 50 (5). – P. 1497–1506. DOI: https://doi.org/10.1037/a0035714

37. Özmert E., Toyran M., Yurdakök K. Behavioral Correlates of Television Viewing in Primary School Children Evaluated by the Child Behavior Checklist // Archives of Pediatrics and Adolescent Medicine. – 2002. – Vol. 156 (9). – P. 910-914. DOI: https://doi.org/10.1001/archpedi.156.9.910

38. Pagani L. S., Fitzpatrick C., Barnett, T. A. Early childhood television viewing and kindergarten entry readiness // Pediatric Research. – 2013. – Vol. 74 (3). – P. 350–355. DOI: https://doi.org/10.1038/pr.2013.105

39. Papadakis S., Kalogiannakis M., Zaranis N. The effectiveness of computer and tablet assisted intervention in early childhood students’ understanding of numbers. An empirical study conducted in Greece // Education and Information Technologies. – 2018. – Vol. 23 (5). – P. 1849–1871. DOI: https://doi.org/10.1007/s10639-018-9693-7

40. Radesky J. S., Christakis D. A. Increased Screen Time: Implications for Early Childhood Development and Behavior // Pediatric Clinics of North America. – 2016. – Vol. 63 (5). – P. 827–839. DOI: https://doi.org/10.1016/j.pcl.2016.06.006

41. Richert R. A., Robb M. B., Fender J. G., Wartella E. Word learning from baby videos // Archives of Pediatrics and Adolescent Medicine. – 2010. – Vol. 164 (5). – P. 432–437. DOI: https://doi.org/10.1001/archpediatrics.2010.24

42. Schmidt M. E., Rich M., Rifas-Shiman S. L., Oken E., Taveras E. M. Television viewing in infancy and child cognition at 3 years of age in a US cohort // Pediatrics. – 2009. – Vol. 123 (3). – P. e370–e375. DOI: https://doi.org/10.1542/peds.2008-3221

43. Strouse G. A., O’Doherty K., Troseth G. L. Effective coviewing: Preschoolers’ learning from a video after a dialogic questioning intervention // Developmental Psychology. – 2013. – Vol. 49 (12). – P. 2368–2381. DOI: https://doi.org/10.1037/a0032463

44. Takeuchi H., Taki, Y., Hashizume H., Asano K., Asano M., Sassa Y., Yokota S., Kotozaki Y., Nouchi R., Kawashima R. The Impact of Television Viewing on Brain Structures: Cross-Sectional and Longitudinal Analyses // Cerebral Cortex. – 2013. – Vol. 25 (5). – P. 1188–1197. DOI: https://doi.org/10.1093/cercor/bht315 

45. Veraksa N. E., VeraksaA. N., GavrilovaM. N., Bukhalenkova D. A., Oshchepkova E. S., Chursina A. V. Short-and Long-Term Effects of Passive and Active Screen Time on Young Children’s Phonological Memory // Frontiers in Education. – 2021. – Vol. 6. DOI: https://doi.org/10.3389/feduc.2021.600687

46. Verlinden M., Tiemeier H., Hudziak J. J., Jaddoe V. W., Raat H., Guxens M., Hofman A., Verhulst F. C., Jansen P. W. Television viewing and externalizing problems in preschool children: The Generation R Study // Archives of Pediatric and Adolescent Medicine. – 2012. – Vol. 166 (10). – P. 919–925. DOI: https://doi.org/10.1001/archpediatrics.2012.653 

47. Wright J. C., Huston A. C., Murphy K. C., St Peters M., Piñon M., Scantlin R., Kotler J. The relations of early television viewing to school readiness and vocabulary of children from low-income families: The early window project // Child Development. – 2001. – Vol. 72 (5). – P. 1347–1366. DOI: https://doi.org/10.1111/1467-8624.t01-1-00352

48. Yang X., Chen Z., Wang Z., Zhu L. The Relations between Television Exposure and Executive Function in Chinese Preschoolers: The Moderated Role of Parental Mediation Behaviors // Frontiers in Psychology. – 2017. – Vol. 8. – P. 1833. DOI: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2017.01833

49. Zimmerman F. J., Christakis D. A. Associations between content types of early media exposure and subsequent attentional problems // Pediatrics. – 2007. – Vol. 120 (5). – P. 986–992. DOI: https://doi.org/10.1542/peds.2006-3322

50. Zimmerman F. J., Christakis D. A. Children’s television viewing and cognitive outcomes: a longitudinal analysis of national data // Archives of Pediatrics & Adolescent Medicine. – 2005. – Vol. 159 (7). – P. 619–625. DOI: https://doi.org/10.1001/archpedi.159.7.619

 

Дата публикации 30.06.2021