Science for Education Today, 2022, Т. 12, № 2, С. 92–110
УДК: 
37.01.09

Влияние использования модели организации научно-исследовательской работы на формирование научно-исследовательской компетентности студентов педагогических направлений подготовки

Безусова Т. А. 1 (Пермь, Россия), Рихтер Т. В. 1 (Пермь, Россия)
1 Пермский государственный национальный исследовательский университет
Аннотация: 

Проблема и цель. В статье исследуется проблема повышения эффективности образовательного процесса вуза в области организации научно-исследовательской работы студентов. Цель работы – определить особенности влияния использования модели организации научно-исследовательской работы на формирование научно-исследовательской компетентности студентов педагогических направлений подготовки.
Методология. Исследование проводится на основе теоретического анализа и обобщения научной литературы по вопросам организации научно-исследовательской работы студентов, экспериментальных методов педагогического исследования, методов математической статистики для обработки эмпирических данных (критерий Уилкоксона).
Результаты. Авторы выявили структурные элементы модели организации научно-исследовательской работы (выбор темы научно-исследовательской работы, определение основных методологических характеристик исследования; диагностический материал по выявлению результативности научно-исследовательской работы (определение критериев, показателей, уровней оценки результатов, подбор диагностических методик); участие в научно-практической работе образовательной организации высшего образования (конференции, научные семинары, форумы и др.); проектирование опытно-экспериментальной работы (программа формирующего эксперимента, программа краткосрочной образовательной практики); работа в научной библиотеке, составление аннотированного списка литературы; подготовка научной статьи по теме научно-исследовательской работы), обосновали положительное влияние использования модели организации научно-исследовательской работы на формирование научно-исследовательской компетентности студентов педагогических направлений подготовки.
Заключение. В заключении делаются выводы о том, что использование разработанной модели организации учебной практики «Научная исследовательская работа» студентов педагогических направлений подготовки обеспечивает положительную динамику формирования научно-исследовательской компетентности студентов. Представленные в работе результаты могут быть использованы для повышения эффективности образовательного процесса вуза.

Ключевые слова: 

научно-исследовательская работа студентов; научно-исследовательская компетентность; учебная практика; программа практики; модель организации научно-исследовательской работы; структурные элементы модели; эффективность образовательного процесса

Библиографическая ссылка:
Безусова Т. А., Рихтер Т. В. Влияние использования модели организации научно-исследовательской работы на формирование научно-исследовательской компетентности студентов педагогических направлений подготовки // Science for Education Today. – 2022. – № 2. – С. 92–110. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2202.05
Список литературы: 

1. Alioon Y., Delialioğlu Ö. The effect of authentic m-learning activities on student engagement and motivation // British Journal of Educational Technology. – 2019. – Vol. 50 (2). – P. 655–668. DOI: https://doi.org/10.1111/bjet.12559

2. Bachtadze N., Kulba V., Zaikin O., Żylawski A. Mathematical Model and Method of Analysis of the Personal and Group Competence to Complete the Project Task // IFAC-PapersOnLine. – 2019. – Vol. 52 (13). – P. 469–474. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ifacol.2019.11.105

3. Campbell A., Gallen A.-M., Jones M. H., Walshe A. The perceptions of STEM tutors on the role of tutorials in distance learning // Open Learning: The Journal of Open, Distance and e-Learning. – 2019. – Vol. 34 (1). – P. 89–102. DOI: https://doi.org/10.1080/02680513.2018.1544488

4. Garabet M., Miron C. The development of the oral communicative ability at pupils during the physics lessons through the project method // Procedia – Social and Behavioral Sciences. – 2010. – Vol.  2  (2). – P. 5130–5138. DOI: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2010.03.834

5. López M. A. R. European Higher Education Area-Driven Educational Innovation // Procedia – Social and Behavioral Sciences. – 2017. – Vol. 237. – P. 1505–1512. DOI: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2017.02.237

6. Ruas K., Lima D. Digital technologies of information and communication in distance education: a new trend? // Revista educaonline. – 2019. – Vol. 13 (1). – P. 99–121. URL: http://www.latec.ufrj.br/revistas/index.php?journal=educaonline&page=article&op=view&path%5B%5D=1032

7. Serkan D., Doğanay A. The effects of multiple-pedagogical agents on learners' academic success, motivation, and cognitive load // Computers & Education. – 2017. – Vol. 111. – P. 74–100. DOI: https://doi.org/10.1016/j.compedu.2017.04.005

8. Stupnisky R. H., BrckaLorenz A., Yuhas B., Guay F. Faculty members' motivation for teaching and best practices: Testing a model based on self-determination theory across institution types // Contemporary Educational Psychology. – 2018. – Vol. 53. – P. 15–26. DOI: https://doi.org/10.1016/j.cedpsych.2018.01.004

9. Sutanto E. M. The influence of organizational learning capability and organizational creativity on organizational innovation of Universities in East Java, Indonesia // Asia Pacific Management Review. – 2017. – Vol. 22 (3). – P. 128–135. DOI: https://doi.org/10.1016/j.apmrv.2016.11.002

10. Vlachopoulos D., Makri A. Online communication and interaction in distance higher education: A framework study of good practice // International review of education. –2019. – Vol. 65 (4). – P. 605–632. DOI: https://doi.org/10.1007/s11159-019-09792-3

11. Walder A. M. Pedagogical Innovation in Canadian higher education: Professors' perspectives on its effects on teaching and learning // Studies in Educational Evaluation. – 2017. – Vol. 54. – P. 71–82. DOI: https://doi.org/10.1016/j.stueduc.2016.11.001

12. Weitze C. L. Designing pedagogical innovation for collaborating teacher teams // Journal of Education for Teaching. – 2017. – Vol. 43 (3). – P. 361–373. DOI: https://doi.org/10.1080/02607476.2017.1319511    

13. Yale A. T. The personal tutor-student relationship: student expectations and experiences of personal tutoring in higher education // Journal of Further and Higher Education. – 2019. – Vol. 43 (4). – P. 533–544. DOI: https://doi.org/10.1080/0309877X.2017.1377164

14. Арефьева С. А., Арефьева О. В. Научно-исследовательская работа студентов педагогического вуза // Вестник Марийского государственного университета. – 2018. – Т. 12, № 4. – С. 9–13. DOI: https://doi.org/10.30914/2072-6783-2018-12-4-9-13 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36588432

15. Васильев В. И., Шарыпов А. В., Савельев А. В., Рыбин Н. Н. Организация научно-исследовательской деятельности студентов в условиях развития цифровых технологий // Инженерное образование. – 2019. – № 26. – С. 66–74. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43962420

16. Голубева И. А. Становление и развитие научно-исследовательской деятельности студентов в педагогических вузах в 50-е годы XX века // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. – 2020. – Т. 30, № 3. – С. 283–288. DOI: https://doi.org/10.35634/2412-9550-2020-30-3-283-288 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44013179

17. Горбунова Т. В. Преемственность в организации научно-исследовательской деятельности обучающихся // Современные проблемы науки и образования. – 2021. – № 3. – С. 20. DOI: https://doi.org/10.17513/spno.30795 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46511458

18. Гордиенко Т. П., Безусова Т. А. Организация проектной групповой работы с обучающимися в условиях ФГОС 3++ // Проблемы современного педагогического образования. – 2019. – № 65–1. – С. 82–86. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42395591

19. Дыкусова Т. В. Формирование готовности к научно-исследовательской деятельности в образовании у студентов педагогического вуза (профиль «История») // Ученые записки Забайкальского государственного университета. – 2019. – Т. 14, № 4. – С. 59–67. DOI: https://doi.org/10.21209/2658-7114-2019-14-4-59-67 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41222233

20. Занфир Л. Н. Мотивация студентов к научно-исследовательской деятельности // Перспективы науки. – 2020. – № 8. – С. 146–148. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44303565

21. Зиязиева Л. Р., Еламанова А. Б., Жакенова А. Т., Кайкенова А. А. Организация научно-исследовательской работы студентов с целью формирования готовности студентов вуза к самостоятельной работе // Современная школа России. Вопросы модернизации. – 2021. – № 4–1. – С. 26–27. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46461772

22. Качалова С. М. Организационно-педагогические условия развития научно-исследовательской деятельности студентов вуза // Этническая культура. – 2020. – № 2. – С. 107–110. DOI: https://doi.org/10.31483/r-74918 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43036859

23. Киндяшова А. С. Организация научно-исследовательской деятельности студентов педагогического вуза с применением элементов коучинг-подхода // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 2. – С. 36. DOI: https://doi.org/10.17513/spno.29664 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42918251

24. Пазухина С. В. Психологическое обеспечение развития совместной научно-исследовательской деятельности студентов в вузе // Человеческий фактор: Социальный психолог. – 2020.  – № 2. – С. 118–123. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43997874

25. Погребняк Н. Н. Актуализация европейского опыта научно-исследовательской деятельности студентов в системе высшего образования России // Казанский педагогический журнал. – 2020. – № 3. – С. 95–101. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43166520

26. Савченко Л. В. Научно-исследовательская деятельность студентов как предпосылка опережающего саморазвития специалиста // Проблемы современного педагогического образования. – 2020. – № 66–1. – С. 186–189. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42813175

27. Скаковец И. С., Смирнов А. А., Зеленин Л. А., Паначев В. Д., Морозов А. П. Приобщение студентов к развитию творческой и культурной компетентностной активности в научно-исследовательской деятельности // Современные наукоемкие технологии. – 2020. – № 9. – С. 215–219. DOI: https://doi.org/10.17513/snt.38244 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44027593

28. Чернецов П. И., Николаева И. С., Шадчин И. В. Психолого-педагогическая диагностика уровня готовности студентов к научно-исследовательской деятельности // Инновационное развитие профессионального образования. – 2020. – № 2. – С. 122–130. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43059867

Дата публикации 30.04.2022