Вестник Новосибирского государственного педагогического университета, 2014, Т. 4, № 1, С. 74–88
УДК: 
612.084

Методология саногенетического мониторинга функционального состояния организма учащихся и спортсменов

Панкова Н. Б. 1 (Москва, Россия)
1 Научно-исследовательский институт общей патологии и патофизиологии
Аннотация: 

В статье изложены теоретические основы концепции саногенеза, а также методологические подходы к организации и проведению полисистемного саногенетического мониторинга функционального состояния организма учащихся и спортсменов. Рассмотрены базовые принципы саногенетического мониторинга: комплексный характер оценки состояния здоровья испытуемых, использование нагрузочных тестов (функциональных проб) для оценки функциональных резервов организма, оценка динамики изменения показателей состояния здоровья (мониторинговый подход), установление связей между влиянием средовых факторов и изменением показателей здоровья обучающихся. Приведены результаты собственных мониторинговых исследований динамики функционального состояния организма школьников (в контексте донозологической диагностики влияния на здоровье обучающихся факторов образовательной среды) и спортсменов разного возраста. Рассмотрены различные варианты статистической обработки и графической формы представления результатов мониторинговых работ.

Ключевые слова: 

школьники, спортсмены, здоровье, функциональное состояние, донозологическая диагностика, мониторинг

Библиографическая ссылка:
Панкова Н. Б. Методология саногенетического мониторинга функционального состояния организма учащихся и спортсменов // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2014. – № 1. – С. 74–88. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1401.06
Список литературы: 

1. Рахманин Ю.А., Новиков С.М., Иванов С.И. Современные научные проблемы совершенствования методологии оценки риска здоровью населения // Гигиена и санитария. – 2005. – № 2. – С. 7–10.
2. Баранов А.А., Кучма В.Р., Сухарева Л.М. Состояние здоровья современных детей и подростков и роль медико-социальных факторов в его формировании // Вестник Российской академии медицинских наук. – 2009. – № 5. – С. 6–10.
3. Крыжановский Г.Н., Курнешова Л.Е., Пивоваров В.В., Носкин Л.А., Карганов М.Ю. Здоровье и его полифункциональная оценка // Iнтегративна Антропологiя. – 2003. – № 2. – С. 46–51.
4. Панков Д.Д., Панкова Т.Б. Состояние здоровья выпускных классов (данные профилактических осмотров) // Российский педиатрический журнал. – 2006. – № 6. – С. 10–12.
5. Панков Д.Д., Панкова Т.Б., Берова Г.И., Натальина О.И. Новый методический подход к анализу результатов профилактического осмотра школьников // Российский педиатрический журнал. – 2006. – № 2. – С. 25–29.
6. Павленко С.М. Изучение саногенеза – естественный путь дальнейшего развития медицины // Саногенез: Материалы конф. Московского городского научного общества патофизиологов. – Москва, 1968. – С. 7–13.
7. Крыжановский Г.Н. Некоторые общепатологические и биологические категории: здоровье, болезнь, гомеостаз, саногенез, адаптация, иммунитет. Новые подходы и представления // Патогенез. – 2003. – Т. 1, № 1. – С. 11–14.
8. Агаджанян Н.А., Баевский Р.М., Берсенева А.П. Проблемы адаптации и учение о здоровье. – М.: Изд-во РУДН, 2006. – 284 с.
9. Павленко С.М. Учение о саногенезе – важнейшая проблема медицины // Патол. физиология и эксперим. терапия. – 1967. – Т. 11, № 3. – С. 91–95.
10. Эйгель М.Я., Кузнецов П.П., Панкова Н.Б., Фесенко А.Г., Карганов М.Ю. Инновационные подходы к созданию автоматизированного рабочего места (АРМ) спортивного врача // Врач и информационные технологии. – 2013. – № 1. – С. 27–31.
11. Баевский Р.М. Концепция физиологической нормы и критерии здоровья // Рос. физиол. журн. им. И.М. Сеченова. – 2003. – Т. 89, № 4. – С. 473–487.
12. Панкова Н.Б., Чамокова А.Я., Мамгетов К.Ю., Пустовет З.Т., Черепов А.Б., Карганов М.Ю. Сравнительный анализ особенностей функционирования сердечно-сосудистой и психомоторной систем организма школьников в зависимости от региона проживания и учебной нагрузки // Экология человека. – 2006. – Прил. 4/2. – С. 212–214.
13. Панкова Н.Б., Алчинова И.Б., Черепов А.Б., Карганов М.Ю. Региональные особенности функциональных показателей сердечно-сосудистой системы у подростков // Российский педиатрический журнал. – 2008. – № 1. – С. 37–42.
14. Панкова Н.Б., Карганов М.Ю., Эйгель М.Я., Кузнецов П.П. Использование дискриминантного анализа для оценки результатов мониторинга функционального состояния организма юных фигуристов // Валеология. – 2012. – № 4. – С. 24–28.
15. Оттер М.Я. Сезонные и суточные изменения содержания и скорости метаболизма серотонина в мозге белых мышей // Бюллетень экспериментальной биологии и медицины. – 1982. – Т. 94, № 7. – С. 84–86.
16. Оттер М.Я., Нурманд Л.Б. Сезонные колебания катехоламинов в мозге белых крыс// Бюллетень экспериментальной биологии и медицины. – 1980. – Т. 89, № 2. – С. 215–217.
17. Оттер М.Я., Шоттер А.В. Сезонные изменения сердечно-сосудистых показателей и содержания моноаминов в мозге кроликов. // Бюллетень экспериментальной биологии и медицины. – 1991. – Т. 111, № 5. – С. 540–542.
18. Панкова Н.Б., Карганов М.Ю. Обратимые изменения в сердечно-сосудистой системе организма учащихся, индуцируемые образовательной средой // Валеология. – 2009. – № 2. –
С. 54–59.
19. Фесенко А.Г., Скальный А.В., Панкова Н.Б., Архипова Е.Н., Алчинова И.Б., Карганов М.Ю. Элементный статус и динамика функционального состояния организма девушек-регбисток в соревновательный период // Микроэлементы в медицине. – 2011. – Т. 12,
№ 1–2. – С. 27-38.
20. Панкова Н.Б., Мустафина И.З., Афанасьева Е.В., Карганов М.Ю., Кучма В.Р. Функциональная перестройка кардио-респираторной системы, психомоторной координации и психо-эмоционального состояния у подростков во время летнего отдыха // Российский педиатрический журнал. – 2006. – № 2. – С. 8–16.

Дата публикации 14.02.2014