Science for Education Today, 2022, Т. 12, № 5, С. 40–56
УДК: 
101+37.01+316.3

Оценка цифровой зрелости образования

Вихман В. В. 1 (Новосибирск, Россия), Ромм М. В. 1 (Новосибирск, Россия)
1 Новосибирский государственный технический университет
Аннотация: 

Проблема и цель. В статье исследуется проблема цифровой трансформации современного общества и образования в контексте общей логики настоящих и будущих технологических революций, названных Индустриями 4.0 и 5.0. Цель статьи – выявление особенностей современного понимания концепта цифровой зрелости образования и специфики ее оценочных методик (метрик).
Методология. Методология решения поставленной проблемы основана на применении общенаучных методов (синтез и обобщение) зарубежных и отечественных публикаций по заявленной проблеме.
Результаты. Авторами представлены результаты анализа и обобщения современного понимания концепта цифровой зрелости в целом, образования, в частности.
Отмечается, что формирующийся в настоящее время теоретический концепт цифровой зрелости играет существенную роль в определении ключевых ориентиров в процессе поиска оптимальных стратегий цифровой трансформации образования.
В статье также представлен многосторонний анализ отечественных и зарубежных существующих оценочных методик (метрик) цифровой зрелости, в том числе и образования, нацеленных исключительно на процессы сбора и обработки количественных показателей оцениваемых отраслей на микроуровне.
Существующие методики оценки цифровой зрелости образования дополнены авторским подходом, работающим на макроуровне и соответственно расширяющим эвристический потенциал существующих оценочных методик.
Заключение. Авторами обобщаются особенности современного понимания концепта цифровой зрелости образования как интегральной характеристики процесса внедрения и применения сквозных технологий в основных образовательных процессах.

Ключевые слова: 

цифровизация образования; цифровые сквозные технологии; цифровая зрелость образования; технологическая проницаемость; Индустрия 4.0-5.0; цифровая экономика образования.

Библиографическая ссылка:
Вихман В. В., Ромм М. В. Оценка цифровой зрелости образования // Science for Education Today. – 2022. – № 5. – С. 40–56. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2205.03
Список литературы: 
  1. Al-Kabi M. N., Jirjees J. M. Survey of Big Data applications: health, education, business & finance, and security & privacy // Journal of Information Studies & Technology. –2019. – Vol. 2018 (2). – P. 12. DOI: https://doi.org/10.5339/jist.2018.12
  2. Daniel B. Big data and analytics in higher education: Opportunities and challenges // British Journal of Educational Technology. – 2015. – Vol. 46 (5). – P. 904–920. DOI: https://doi.org/10.1111/bjet.12230
  3. Kalota F. Applications of Big Data in Education // International Journal of Educational and Pedagogical Sciences. – 2015. – Vol. 9 (5). – P. 1607–1612. URL: https://web.archive.org/web/20201224143253/ 
  4. Sin K., Muthu L. Application of Big Data in education data mining and learning analytics – a literature review // ICTACT Journal on Soft Computing. –2015. – Vol. 5 (4). – P. 1035–1049. DOI: https://doi.org/10.21917/ijsc.2015.0145
  5. Elmqaddem N. Augmented reality and virtual reality in education. Myth or Reality? // International Journal of Emerging Technologies in Learning. – 2019. – Vol. 14 (3). – P. 234–242. DOI: https://doi.org/10.3991/ijet.v14i03.9289 
  6. Gudoniene D., Rutkauskiene Dr. Virtual and Augmented Reality in Education // Baltic Journal of Modern Computing. – 2019. – Vol. 7 (2). – P. 293–300. DOI: https://doi.org/10.22364/bjmc.2019.7.2.07
  7. Jensen L., Konradsen F. A review of the use of virtual reality head-mounted displays in education and training // Education and Information Technologies. – 2018. – Vol. 23 (4). – P. 1515–1529. DOI: https://doi.org/10.1007/s10639-017-9676-0
  8. Radianti J., Majchrzak T. A., Fromm J., Wohlgenannt I. A systematic review of immersive virtual reality applications for higher education: design elements, lessons learned, and research agenda // Computers & Education. – 2020. – Vol. 147. – P. 103778. DOI: https://doi.org/10.1016/j.compedu.2019.103778
  9. Belpaeme T., Kennedy J., Ramachandran A., Scassellati B., Tanaka F. Social Robots for Education: A Review // Science Robotics. – 2018. – Vol. 3 (21). – P. 5954. DOI: https://doi.org/10.1126/scirobotics.aat5954 URL: https://www.science.org/doi/10.1126/scirobotics.aat5954
  10. Mishra D., Parish K., Lugo R., Wang H. A framework for using humanoid robots in the school learning environment // Electronics. – 2021. – Vol. 10 (6). – P. 756. DOI: https://doi.org/10.3390/electronics10060756
  11. Panigrahi A. Use of artificial intelligence in education // Management Accountant. – 2020. – Vol.  55 (5). – P. 64–67. URL: https://ssrn.com/abstract=3606936
  12. Sadiku M. N. O., Ashaolu T. J., Ajayi–Majebi A., Musa S. M. Artificial intelligence in education  // International Journal of Scientific Advances. – 2021. – Vol. 2 (1). – P. 5–11. DOI: https://doi.org/10.51542/ijscia.v2i1.2 
  13. Braiki B., Harous S., Zaki N., Alnajjar F. Artificial intelligence in education and assessment methods // Bulletin of Electrical Engineering and Informatics. – 2020. – Vol. 9 (5). – P. 1998–2007. DOI: https://doi.org/10.11591/eei.v9i5.1984 
  14. Su C.-H., Cheng T.-W. A Sustainability Innovation Experiential Learning Model for Virtual Reality Chemistry Laboratory: An Empirical Study with PLS-SEM and IPMA // Sustainability. – 2019.  – Vol. 11 (4). – P. 1027. DOI: https://doi.org/10.3390/su11041027
  15. Alammary A., Alhazmi S., Almasri M., Gilani S. Blockchain-based applications in education: a systematic review // Applied Sciences. – 2019. – Vol. 9 (12). – P. 2400. DOI: https://doi.org/10.3390/app9122400
  16. Вихман В. В. Технологические тенденции Индустрии 4.0 в образовании: навигатор возможностей // Профессиональное образование в современном мире. – 2022. – Т. 12, № 1. – С. 29–36. DOI: https://doi.org/10.20913/2618-7515-2022-1-10 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=48359552
  17. Osuna J. B., Gutiérrez-Castillo J.-J., Llorente-Cejudo M. del C., Ortiz R. V. Difficulties in the Incorporation of Augmented Reality in University Education: Visions from the Experts // Journal of New Approaches in Educational Research. – 2019. – Vol. 8 (2). – P. 126–141. DOI: https://doi.org/10.7821/NAER.2019.7.409  
  18. Rossmann A. Digital Maturity: Conceptualization and Measurement Model // International Conference on Information Systems (ICIS 2018). San Francisco, 2019. – Vol. 2. URL: https://aisel.aisnet.org/icis2018/governance/Presentations/8/ https://www.semanticscholar.org/paper/Digital-Maturity%3A-Conceptualization-and-Measurement-Rossmann/73792ad4a5df07ccb48b42599bef1383712f6671
  19. Đurek V., Kadoic N., Begičević Ređep N. Assessing the digital maturity level of higher education institutions // International Convention on Information and Communication Technology, Electronics and Microelectronics (MIPRO). – 2018. – P. 0671–0676. DOI: https://doi.org/10.23919/MIPRO.2018.8400126
  20. Kadoić N., Đurek V., Dobrović Ž. Digital Maturity of Higher Education Institution: A Meta Model of the Analytical Network Process (ANP) and Decision Expert (DEX) // Proceedings of Central European Conference on Information and Intelligent Systems, Croatia. – 2018. – P. 223–230. URL: https://repozitorij.foi.unizg.hr/islandora/object/foi:3548
  21. Gollhardt T., Halsbenning S., Hermann A., Karsakova A., Becker J. Development of a Digital Transformation Maturity Model for IT Companies // IEEE 22nd Conference on Business Informatics (CBI). – 2020. – P. 94–103. DOI: https://doi.org/10.1109/CBI49978.2020.00018
  22. Canetta L., Barni A., Montini E. Development of a Digitalization Maturity Model for the Manufacturing Sector // IEEE International Conference on Engineering, Technology and Innovation (ICE /ITMC). – 2018. DOI: https://doi.org/10.1109/ICE.2018.8436292
  23. Schallmo D. R. A., Lang K., Hasler D., Ehmig-Klassen K., Williams C. A. An Approach for a Digital Maturity Model for SMEs based on Their Requirements // Digitalization Management for Professional / Schallmo D. R. A., Tidd J. (eds.) – Springer, Cham., 2021. – P. 87–101. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-030-69380-0_6
  24. Valdez-de-Leon O. A Digital Maturity Model for Telecommunications Service Providers // Technology Innovation Management Review. – 2016. – Vol. 6 (8). – P. 19–32. DOI: http://doi.org/10.22215/timreview/1008
  25. Сыч В. В. Развитие системы образования и науки в условиях становления индустрии 4.0 // Гуманитарий юга России. – 2020. – Т. 9, № 3. – С. 92–98. DOI: https://doi.org/10.18522/2227-8656.2020.3.5 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43822936  
  26. Романов Е. В. Методология и теория инновационного развития высшего образования в России: монография. – М.: Общество с ограниченной ответственностью «Научно-издательский центр ИНФРА-М», 2016. – 302 с. DOI: https://doi.org/10.12737/17756  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25820524 
  27. Peralta-Abarca J. del C., Martinez-Bahena B., Enríquez-Urbano J. Industria 4.0 // Inventio. – 2020.  – Vol. 16. – P. 39. DOI: https://doi.org/10.30973/inventio/2020.16.39/4
  28. Verma A., Bhattacharya P., Madhani N., Trivedi Ch., Bhushan Bh., Tanwar S., Sharma G., Bokoro P., Sharma R. Blockchain for Industry 5.0: Vision, Opportunities, Key Enablers, and Future Directions // IEEE ACCESS. – 2022. – Vol. 10. – Р. 69160 –69199. DOI: https://doi.org/10.1109/ACCESS.2022.3186892 URL: https://ieeexplore.ieee.org/document/9809962
  29. Nahavandi S. Industry 5.0 – A Human-Centric Solution // Sustainability. – 2019. – Vol. 11 (16). – P. 4371. DOI: https://doi.org/10.3390/su11164371
  30. Yoong Kit L., Tan J., Kit Wayne C., Show P.-L. Significance of Industry 5.0. // The Prospect of Industry 5.0 in Biomanufacturing / Eds. P. L. Show, K. W. Chew, T. C. Ling.. – 2021. – P. 95–114. eBook ISBN 9781003080671 DOI: https://doi.org/10.1201/9781003080671-5-5
  31. Elfar O., Peter A., Kit Wayne C., Show P.-L. What Is Industry 5.0? // The Prospect of Industry 5.0 in Biomanufacturing / Eds. P. L. Show, K. W. Chew, T. C. Ling. – 2021. – P. 57–93. eBook ISBN 9781003080671 DOI: https://doi.org/10.1201/9781003080671-4-4
  32. Tocto-Cano E., Paz Collado S., López-Gonzales J. L., Turpo-Chaparro J. E. A Systematic Review of the Application of Maturity Models in Universities // Information. – 2020. – Vol. 11 (10). – P.  466. DOI: https://doi.org/10.3390/info11100466 URL:  https://www.mdpi.com/2078-2489/11/10/466
  33. Гилева Т. А. Цифровая зрелость предприятия: методы оценки и управления // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. – 2019. – № 1. – С. 38–52. DOI: http://doi.org/10.17122/2541-8904-2019-1-27-38-52 URL:  https://elibrary.ru/item.asp?id=37381894
  34. Кузин Д. В. Проблемы цифровой зрелости в современном бизнесе // Мир новой экономики. – 2019. – № 3. – С. 89–99. DOI: http://doi.org/10.26794/2220-6469-2019-13-3-89-99  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=39565520
  35. Вихман В. В., Ромм М. В. «Цифровые двойники» в образовании: перспективы и реальность // Высшее образование в России. – 2021. – Т. 30, № 2. – С. 22–32. DOI: http://doi.org/10.31992/0869-3617-2021-30-2-22-32  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44744729
Дата публикации 30.10.2022