Science for Education Today, 2023, Т. 13, № 1, С. 108–133
УДК: 
316.4+377.35

Исследование результативности программ профессионального обучения школьников: образовательные, карьерные и миграционные стратегии

Телюбаева А. Ж. 1 (Челябинск, Россия)
1 Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет)
Аннотация: 

Проблема и цель. В статье рассматривается проблема интеграции образования, науки и производства, оказывающая положительные эффекты на экономику регионов и социальные процессы, протекающие в обществе. Одной из программ интеграции науки, образования и производства является программа профессионального обучения школьников, результативность которой недостаточно изучена. Цель статьи – исследование результативности программ профессионального обучения школьников с позиции реализации образовательных, карьерных и миграционных стратегий.
Методология. Обзор реализуемых программ профессионального обучения школьников Челябинской области проведен посредством анализа нормативно-правовой базы, экономико-статистических данных и отчетной документации. Исследование результативности программ профессионального обучения школьников основано на анализе карьерных, миграционных и образовательных стратегий учащихся, идентифицированных посредством использования качественного метода исследования – анкетирования. При обработке и формализации данных использованы методы анализа, обобщения, сравнения, графической интерпретации, верификации.
Результаты. В исследовании показано, что в научной литературе отсутствуют единые подходы к оценке результативности программ профессионального обучения школьников. На основе данных, характеризующих реализацию программ профессионального обучения школьников Челябинской области, проанализированы такие компоненты, как направления, технологии, механизмы организации деятельности, инструменты обучения, формы взаимодействия с организациями профессионального образования и производства. По данным анкетирования учащихся школ Челябинской области определено, что программы профессионального обучения в школах Челябинской области решают вопросы дополнительного образования, занятости учащихся, профессиональной пробы, но не влияют на миграционные и карьерные установки обучающихся.
Результаты проведенного анкетирования позволяют говорить о слабой корреляции программ профессионального обучения с карьерными, образовательными и миграционными установками учащихся.
Заключение. На основании результатов проведенного исследования делается вывод, что программы профессионального обучения нацелены не только на подготовку кадров для региона, но и выполняют функцию программ профессионального самоопределения и социального воспитания.

Ключевые слова: 

профессиональное обучение школьников; результативность профессионального обучения; образовательные стратегии; миграционные стратегии; карьерные стратегии.

Библиографическая ссылка:
Телюбаева А. Ж. Исследование результативности программ профессионального обучения школьников: образовательные, карьерные и миграционные стратегии // Science for Education Today. – 2023. – № 1. – С. 108–133. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2301.06
Список литературы: 
  1. Дудырев Ф. Ф., Романова О. А., Шабалин А. И., Абанкина И. В. Молодые профессионалы для новой экономики: среднее профессиональное образование в России: монография. – М., НИУ «Высшая школа экономики», 2019. – 272 с. DOI: https://doi.org/10.17323/978-5-7598-1937-0 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=38595956
  2. Li K., Kim D., Lang K., Kauffman R., Naldi M. How should we understand the digital economy in Asia? Critical assessment and research agenda // Electronic Commerce Research and Applications. – 2020. – Vol. 44. – P. 101004. DOI: https://doi.org/10.1016/j.elerap.2020.101004
  3. Bachmann P., Frutos-Bencze D. R&D and innovation efforts during the COVID-19 pandemic: The role of universities // Journal of Innovation & Knowledge. – 2022. – Vol. 7 (4). – P. 100238. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jik.2022.100238
  4. Ford J., Baldwin T., Prasad J. Transfer of training: The known and the unknown // Annual Review of Organizational Psychology and Organizational Behavior. – 2018. – Vol. 5. – P. 201–225. DOI: https://doi.org/10.1146/annurev-orgpsych-032117-104443
  5. Хекман Дж. Политика стимулирования человеческого капитала // Вопросы образования. – 2011. – № 3. – P. 73–138. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=16853196
  6. Dickson M., Harmon C. Economic returns to education: What We Know, What We Don’t Know, and Where We Are Going-Some brief pointers // Economics of Education Review. – 2011. – Vol.  30 (6). – P. 1118–1122. DOI: https://doi.org/10.1016/j.econedurev.2011.08.003
  7. Вишневская Н. Т. Модели первичной профессиональной подготовки в современных экономиках // Вопросы образования. – 2010. – № 4. – С. 5–30. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=15566222
  8. Muehlemann S., Dietrich H., Pfann G., Pfeifer H. Supply Shocks in the Market for Apprenticeship Training // Economics of Education Review. – 2022. – Vol. 86. – P. 102197. DOI: https://doi.org/10.1016/j.econedurev.2021.102197
  9. Schnabel C. United, Yet Apart? A Note on Persistent Labour Market Differences between Western and Eastern German // Jahrbucher fur Nationalokonomie und Statistik. – 2016. – Vol.  236  (2).  – P. 157–179. DOI: https://doi.org/10.1515/jbnst-2015-1012
  10. Ryan P. The school-to-work transition: A cross-national perspective // Journal of Economic Literature. – 2001. – Vol. 39 (1). – P. 34–92. DOI: https://doi.org/10.1257/jel.39.1.34
  11. Блинов В. И., Сергеев И. С. Веер возможностей: профессиональное образование 2020-2035 // Образовательная политика. – 2020. – № 1. – С. 76–87.  DOI: https://doi.org/10.22394/2078-838X-2020-1-76-86 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43419292
  12. Асмолов А., Свинаренко А., Соболева Е. Главная задача школы - чтобы не разорвалась связь времен // Образовательная политика. – 2020. – № S5. – С. 6–17.  URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44669456
  13. Santana-Domínguez I., Ballesteros-Rodríguez J., Domínguez-Falcón C. An application of training transfer literature to the analysis of training for entrepreneurship: A conceptual model // The International Journal of Management Education. – 2022. – Vol. 20 (2). – P. 100649. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ijme.2022.100649
  14. Richard J., Anderso C., Lin T., Morris J., Miller B., Ma S., Nguyen-Jahiel K., Scott T. Children’s engagement during collaborative learning and direct instruction through the lens of participant structure // Contemporary Educational Psychology. – 2022. – Vol. 69. – P. 102061. DOI: https://doi.org/10.1016/j.cedpsych.2022.102061
  15. Sutton E., Brown J., Lowenstein A., Downer J. Children’s academic and social-emotional competencies and the quality of classroom interactions in high-needs urban elementary schools // Contemporary Educational Psychology. – 2021. – Vol. 66. – P. 101975. DOI: https://doi.org/10.1016/j.cedpsych.2021.101975
  16. Заиченко Н. А., Винокуров М. В. Академический капитал и карьерные ориентации школьников // Качество образования в Евразии. – 2017. – № 5. – С. 55–68. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29869734
  17. Kurczewska A., Kyrö, P., Lagus K., Kohonen O., Lindh-Knuutila T. The interplay between cognitive, conative, and affective constructs along the entrepreneurial learning // Education and Training. – 2018. – Vol. 60 (7–8). – P. 891–908. DOI: https://doi.org/10.1108/ET-09-2016-0148
  18. Kubberød E., Fosstenløkken S., Erstad P. View Correspondence Peer mentoring in entrepreneurship education: towards a role typology // Education and Training. – 2018. – Vol. 60 (9). – P.  1026–1040. DOI: https://doi.org/10.1108/ET-08-2017-0109
  19. Касьянова Т. И., Мальцев А. В., Шкурин Д. В. Профессиональное самоопределение старшеклассников как общественная // Образование и наука. – 2018. – Т. 20, № 7. – С. 168–187. DOI https://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-7-168-187  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35594380
  20. Wicht A., Müller N., Haasler S., Nonnenmacher A. The interplay between education, skills, and job quality // Social Inclusion. – 2019. – Vol. 7 (3). – P. 254–269. DOI: https://doi.org/10.17645/si.v7i3.2052
  21. Barros R. S., Guimarães A. R. Scientific production on PROEJA in GT 18 – Education of Young and Adult People – ANPEd (2007–2017) // Praxis Educativa. – 2019. – Vol. 14 (2). – P. 601–621. DOI: https://doi.org/10.5212/PraxEduc.v.14n2.011
  22. López F., González N., Hutchings R., Delcid G., Raygoza C., López L. Race-reimaged self-determination theory: Elucidating how ethnic studies promotes student identity and learning outcomes using mixed-methods // Contemporary Educational Psychology. – 2022. – Vol. 71. – P.  102119. DOI: https://doi.org/10.1016/j.cedpsych.2022.102119  
  23. Shkerina L., Bagachuk A. Organizational and pedagogical conditions for network training of teachers of engineering education for pupils // Journal of Physics: Conference Series. – 2020. – Vol. 1691. – P. 012054. DOI: https://doi.org/10.1088/1742-6596/1691/1/012054 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44599495
  24. Абанкина Т. В., Красилова А. Н., Ястребов Г. А. Образовательный выбор сельских школьников в современной России (результаты сравнительного эмпирического исследования) // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. – 2011. – №  6. – С. 96–107. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17331260
  25. Абанкина Т. В., Красилова А. Н., Ястребов Г. А. Образование как старт для жизни: жизненные планы сельских школьников в России // Вопросы образования. – 2012. – № 2. – C.  87–120. DOI: https://doi.org/10.17323/1814-9545-2012-2-87-120 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17838022
  26. Павлова С. В. Профессиональное образование школьников: нормативная база и управленческие решения // Современное педагогическое образование. – 2021. – № 11. – С. 219–222. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=47348554
  27. Демчук Л. А., Зеленина И. Г., Коптелов А. В., Ларюшкин С. А., Машуков А. В. Подходы к организации деятельности образовательных организаций по интеграции основной образовательной программы среднего общего образования и основных программ профессионального обучения // Современное педагогическое образование. – 2021. – № 9. – С. 11–18. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46688412
  28. Скрипова Н. Е. Ценностные ориентиры профессиональной ориентации школьников на рабочие профессии: новые механизмы // Современное педагогическое образование. – 2020. – № 6. – С. 247–249. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43128274
  29. Коржова Н. Б., Кондаков А. А. Профессиональное обучение школьников: вызовы, управленческий аспект, реальность // Казанский педагогический журнал. – 2020. – № 5. – С. 163–169. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44546392
Дата публикации 28.02.2023