Science for Education Today, 2023, Т. 13, № 2, С. 192–209
УДК: 
81+378+372.881.111.1

Исследование трудностей иностранных студентов, обучающихся на англоязычных программах в российском университете [in English]

Волченкова К. Н. 1 (Челябинск, Россия)
1 Южно-Уральский государственный университет (националь-ный исследовательский университет)
Аннотация: 

Проблема и цель. В статье исследуется проблема интеграции иностранных студентов, обучающихся на англоязычных программах, в академическую среду российского университета. Цель исследования – выявить степень согласованности во взглядах на трудности, с которыми сталкиваются иностранные студенты в процессе интеграции, двух групп респондентов: иностранных студентов, обучающихся на англоязычных программах, и их преподавателей.
Методология. В исследовании для выявления основных групп трудностей иностранных студентов были применены общенаучные методы: анализ, синтез, обобщение теоретических источников по проблеме; для выявления согласованности во взглядах иностранных студентов и их преподавателей на трудности был применен диагностический метод: авторская оценочная шкала Лайкерта. Достоверность полученных данных проверялась с помощью метода триангуляции в двух формах: триангуляция методов исследования (анализ литературы по проблеме исследования и метод опроса в виде оценочной шкалы Лайкерта) и триангуляция данных (ответы на опрос двух групп респондентов).
Результаты. В ходе проведенного исследования выявлено, что на успешную интеграцию иностранных студентов в академическую среду российского университета влияют четыре группы трудностей: языковые, академические, социальные и культурные. Анализ результатов исследования показал несогласованность во взглядах на трудности, с которыми сталкиваются иностранные студенты, самих иностранных студентов и их преподавателей. Отношения к трудностям иностранных студентов самих студентов и их преподавателей EMI не совпадают по следующим вопросам: уровень владения английским языком; уровень аналитических способностей иностранных студентов; степень адаптации к новой культурной среде; восприятие культурного шока; коммуникативные способности иностранных студентов в социальном и академическом взаимодействии; уровень осведомленности преподавателей EMI о социальной и культурной жизни студентов.
Заключение. В заключении отмечается, что взгляды иностранных студентов и их преподавателей на языковые, академические, культурные и социальные трудности различаются в некоторых аспектах. Делается вывод о том, что повышение степени согласованности взглядов преподавателей и иностранных студентов позволит скорректировать проектирование и реализацию англоязычных программ и содействовать успешной интеграции иностранных студентов в академическую среду российского университета.

Ключевые слова: 

интеграция; академическая среда; англоязычные программы; иностранные студенты; языковые трудности; академические трудности; культурные трудности; социальные трудности.

Библиографическая ссылка:
Волченкова К. Н. Исследование трудностей иностранных студентов, обучающихся на англоязычных программах в российском университете [in English] // Science for Education Today. – 2023. – № 2. – С. 192–209. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2302.09
Список литературы: 
  1. Macaro E., Curle S., Pun J., Dearden J. A systematic review of English medium instruction in higher education // Language Teaching. – 2018. – Vol. 51 (1). – P. 36–76. DOI: https://doi.org/10.1017/S0261444817000350
  2. Aizawa I., Rose H., Thompson G., Curle S. Beyond the threshold: Exploring English language proficiency, linguistic challenges, and academic language skills of Japanese students in an English medium instruction programme // Language Teaching Research. – 2020. DOI: https://doi.org/10.1177/1362168820965510
  3. Dafouz E., Smit U. ROAD-MAPPING English Medium Education in the Internationalised University. – Cham: Palgrave Pivot, 2020. – 163 p. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-030-23463-8
  4. Dekhnich O. V., Lyutova O. V., Trubitsyn M. A., Danilova E. S. More International Students Coming to Russia: Pros and Cons // Integration of Education.– 2021. – Vol. 25 (2). – P. 244–256. DOI: https://doi.org/10.15507/1991-9468.103.025.202102.244-256 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46154603
  5. Galloway N., Numajiri T., Rees N. The ‘internationalisation’, or ‘Englishisation’, of higher education in East Asia // Higher Education. – 2020. – Vol. 80. – P. 395–414. DOI: https://doi.org/10.1007/s10734-019-00486-1
  6. Galloway N., Ruegg R. The provision of student support on English Medium Instruction programmes in Japan and China // Journal of English for Academic Purposes. – 2020. – Vol. 45. – P. 100846. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jeap.2020.100846
  7. Yeung M. The use of English as a medium of instruction in higher education in post-colonial Hong Kong – perceived realities and issues // Taiwan Journal of TESOL. – 2020. – Vol. 173 (2). – P. 39–64. DOI: https://doi.org/10.30397/TJTESOL.202010_17(2).0002
  8. Volchenkova K., Kravtsova E. EMI Lecturer Trainers: Reflections on the Implementation of EMI Lecturer Training Course // Alicante Journal of English Studies. – 2021. – Vol. 34. – P. 185–219. DOI: https://doi.org/10.14198/raei.2021.34.06
  9. Tong F., Wang Z., Min Y., Tang S. A systematic literature synthesis of 19 years of bilingual education in Chinese higher education: Where does the academic discourse stand? // Sage Open. – 2020. – Vol. 10 (2). DOI: https://doi.org/10.1177/2158244020926510
  10. Çankaya P. Challenges in English Medium of Instruction from the Teachers and Students’ Eyes // International Journal of Languages’ Education and Teaching. – 2017. – Vol. 5 (4). – P. 830–839. DOI: http://dx.doi.org/10.18298/ijlet.2096
  11. Soruç A., Altay V., Curle S., Yuksel D. Students’ academic language-related challenges in English Medium Instruction: The role of English proficiency and language gain // System. – 2021. – Vol. 103. – P. 102651. DOI: https://doi.org/10.1016/j.system.2021.102651
  12. Zepke N., Leach L. Integration and adaptation: Approaches to the student retention and achievement puzzle // Active Learning in Higher Education. –2005. – Vol. 6 (1). – P. 46–59. DOI: https://doi.org/10.1177/1469787405049946
  13. Baklashova T., Kazakov A. Challenges of International Students’ Adjustment to a Higher Education Institution // International journal of environmental & Science education. – 2016. – Vol. 11 (8). – P. 1821–1832. DOI: https://doi.org/10.12973/ijese.2016.557a  URL: http://www.ijese.net/makale/353.html
  14. Xu X., Schönrock-Adema J., Jaarsma A., Duvivier R., Bos N. A conducive learning environment in international higher education: A systematic review of research on students’ perspectives // Educational Research Review. – 2022. – Vol. 37. – P. 100474. DOI: https://doi.org/10.1016/j.edurev.2022.100474
  15. Jin L., Schneider J. Faculty Views on International Students: A Survey Study // Journal of International Students. – 2019. – Vol. 9 (1). – P. 84–96. DOI: https://doi.org/10.32674/jis.v9i1.268
  16. Trice A. G. Faculty Perceptions of Graduate International Students: The Benefits and Challenges // Journal of Studies in International Education. –2003. – Vol. 7 (4). – P. 379–403. DOI: https://doi.org/10.1177/1028315303257120
  17. Evans S., Morrison B. Meeting the challenges of English-medium higher education: The first-year experience in Hong Kong // English for Specific Purposes. – 2011. – Vol. 30 (3). – P. 198–208. DOI: https://doi.org/10.1016/j.esp.2011.01.001
  18. Acar E. Faculty Perception on International Students in Turkey: Benefits and Challenges // International Education Studies. – 2016. – Vol. 9 (5). – P. 1. DOI: https://doi.org/10.5539/ies.v9n5p1
  19. Pun J., Jin X. Student challenges and learning strategies at Hong Kong EMI universities // PLoS ONE. – 2021. – Vol. 16 (5). – P. e0251564. DOI: https://doi.org/10.1371/journal.pone.0251564
  20. Ecochard S., Fotheringham J. International students’ unique challenges – why understanding international transitions to higher education matters // Journal of Perspectives in Applied Academic Practice. – 2017. – Vol. 5 (2). – P. 100–108. DOI: https://doi.org/10.14297/jpaap.v5i2.261
  21. Cena E., Burns S., Wilson P. Sense of Belonging and the Intercultural and Academic Experiences among International Students at a University in Northern Ireland // Journal of International Students. – 2021. – Vol. 11 (4). – P. 812–831. DOI: https://doi.org/10.32674/jis.v11i4.2541
  22. Tang N. T. Challenges and Importance of Teaching English as a Medium of Instruction in Thailand International College // Journal of English as an International Language. – 2016. – Vol. 15 (2). – P. 97118. URL: https://files.eric.ed.gov/fulltext/EJ1282858.pdf
  23. Жерлицын О. А., Лебедева Ю. В., Сафина Е. В. Особенности обучения иностранных студентов в российском университете: проблемы и трудности // Наука. Искусство. Культура. – 2022. № 1. С. 193198. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48166001
  24. Bans-Akutey A., Tiimub B. M. Triangulation in Research // Academia Letters. – 2021. – P. 3392. DOI: https://doi.org/10.20935/AL3392
  25. Agostinelli A. V. Teaching International Students In Western Universities: A Literature Review // Journal of Comparative & International Higher Education. – 2021. – Vol. 13 (4). – P. 118–134. DOI: https://doi.org/10.32674/jcihe.v13i4.1846
  26. Qadeer T., Javed M. K., Manzoor A., Wu M., Zaman S. I. The Experience of International Students and Institutional Recommendations: A Comparison Between the Students From the Developing and Developed Regions // Frontiers in Psychology. – 2021. – Vol. 12. DOI: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2021.667230
  27. Tatzl D. English-medium masters’ programmes at an Austrian university of applied sciences: Attitudes, experiences and challenges // Journal of English for Academic Purposes. – 2011. – Vol. 10 (4). – P. 252–270. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jeap.2011.08.003
  28. Campbell J., Li M. Asian students’ voices: An empirical study of Asian students’ learning experiences at a New Zealand University // Journal of Studies in International Education. – 2007. – Vol. 12 (4). – P. 375–396. DOI: https://doi.org/10.1177/1028315307299422
  29. O'Reilly A., Hickey T., Ryan D. Higher education professionals' perspectives on international student experiences of life and learning in Ireland: A qualitative study // Irish Educational Studies. – 2013. – Vol. 32 (3). – P. 355–375. DOI: https://doi.org/10.1080/03323315.2013.826334
  30. Khanal J., Gaulee U. Challenges of International Students from Pre-Departure to Post-Study: A Literature Review // Journal of International Students. – 2019. – Vol. 9 (2). – P. 560–581. DOI: https://doi.org/10.32674/jis.v9i2.673
Дата публикации 30.04.2023