Science for Education Today, 2023, Т. 13, № 3, С. 45–72
УДК: 
101+37.01+316.4

Принципы экосистемного подхода: возможности для моделирования образовательной экосистемы

Кичерова М. Н. 1 (Тюмень, Россия), Трифонова И. С. 1 (Тюмень, Россия)
1 Тюменский государственный университет
Аннотация: 

Проблема и цель. В статье исследуется проблема применения экосистемного подхода для трансформации образования в условиях глобальных социально-экономических и технологических вызовов современности. Цель статьи – выявить и обобщить принципы экосистемного подхода, обосновать возможности их применения для моделирования национальной образовательной экосистемы.
Методология. Методологическую основу исследования составили системный подход, социально-средовой подход, сравнительно-сопоставительный анализ, тематический контент-анализ. Для достижения цели в сравнительно-сопоставительном контексте проведен аналитический обзор: методом качественного тематического контент-анализа было изучено более 60 полнотекстовых источников, раскрывающих особенности экосистемного подхода. Сравнительно-сопоставительный анализ позволил выявить и рассмотреть разные точки зрения относительно использования экосистемного подхода и перспектив его применения для современного образования. На первом этапе проанализированы условия функционирования экосистем, выделены и описаны их ключевые принципы на примере бизнеса и предпринимательства. На втором этапе исследования с помощью логико-методологического приема экстраполяции данные принципы перенесены на сферу образования, проанализирована возможность их применения для трансформации национальной образовательной системы. На основе метода моделирования разработана концептуальная архитектура образовательной экосистемы.
Результаты. Авторы выявили ключевые принципы функционирования социальных экосистем на примере бизнеса и предпринимательства, обосновали возможность их применения для сферы образования. Выделены и раскрыты в их полноте и систематической связности шесть фундаментальных принципов экосистем: клиентоориентированность, конфигурация связей участников, регулирование и управление, влияние внешней среды, цифровые технологии и платформенные решения, симбиоз и коэволюция участников. На основе данных принципов авторами разработана концептуальная архитектура образовательной экосистемы, которая является содержательной моделью экспликации глубинных смыслов экосистемных связей в образовании.
Авторская модель образовательной экосистемы визуализирует ключевые особенности, новый характер и конфигурацию связей разнородных участников и заинтересованных сторон, таких как формальное и неформальное образование, государство, инновационный бизнес и некоммерческий сектор. На основе аналитического обзора и сравнительно-сопоставительного анализа зарубежных и отечественных источников авторы обосновали теоретический и практический потенциал, преимущества и ограничения экосистемного подхода к образованию, разработали модель образовательной экосистемы.
Заключение. В заключении обобщаются выявленные фундаментальные принципы образовательных экосистем, обосновывается возможность их применения для организационно-технологической и содержательной трансформации национальной образовательной системы.

Ключевые слова: 

трансформация образования; экосистемный подход; образовательная экосистема; принципы; экосистемные связи; конфигурация связей; концептуальная архитектура; неформальное образование

Библиографическая ссылка:
Кичерова М. Н., Трифонова И. С. Принципы экосистемного подхода: возможности для моделирования образовательной экосистемы // Science for Education Today. – 2023. – № 3. – С. 45–72. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2303.03
Список литературы: 
  1. Koul S., Nayar B. The holistic learning educational ecosystem: A classroom 4.0 perspective // Higher Education Quarterly. – 2020. – Vol. 75 (3). – P. 98–112. DOI:  http://doi.org/10.1111/hequ.12271
  2. Gedeon S. A. Theory-based design of an entrepreneurship microcredentialing and modularization system within a large university ecosystem // Entrepreneurship Education and Pedagogy. – 2020. – Vol. 3 (2). – P. 107–128. DOI: https://doi.org/10.1177/2515127419856612
  3. Wang Z., Zhang Q. Higher-education ecosystem construction and innovative talents cultivating // Open Journal of Social Sciences.– 2019. – Vol. 07 (06). – P. 146–153. DOI: http://doi.org/10.4236/jss.2019.73011
  4. Амонашвили Ш. А., Зайцева И. И. Гуманно-личностная педагогика: теория и практика // Образование и саморазвитие. – 2012. –№ 5. – С. 28–32. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17956846
  5. Розин В. М. Экосистемный подход в образовании // Культура культуры. – 2021. – № 4. – C. 8. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47317510
  6. Adner R. Ecosystem as structure: An actionable construct for strategy // Journal of Management. – 2017. – Vol. 43 (1). – P. 39–58. DOI: http://doi.org/10.1177/0149206316678451
  7. Niemi H. Building partnerships in an educational ecosystem // Center for Educational Policy Studies Journal. – 2016. – Vol. 6 (3). – P. 5–15. DOI: https://doi.org/10.26529/cepsj.62
  8. Bischoff K., Volkmann Ch., Audretsch D. Stakeholder collaboration in entrepreneurship education: An analysis of the entrepreneurial ecosystems of European higher educational institutions // The Journal of Technology Transfer. – 2018. –Vol. 43 (3). – P. 20–46. DOI: http://doi.org/10.1007/s10961-017-9581-0
  9. Cai Y., Ma J., Chen Q. Higher education in innovation ecosystems // Sustainability.– 2020. – Vol. 12 (11). – P. 4376. DOI: http://doi.org/10.3390/su12114376
  10. Коршунов И. А., Гапонова О. С. Непрерывное образование взрослых в контексте экономического развития и качества государственного управления // Вопросы образования.– 2017. – № 4. – С. 36–59. DOI: https://doi.org/10.17323/1814-9545-2017-4-36-59 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35061791
  11. Lingens B., Miehé L., Gassmann O. The ecosystem blueprint: How firms shape the design of an ecosystem according to the surrounding conditions // Long Range Planning. – 2021. – Vol. 54 (2). – P 102043. DOI: http://doi.org/10.1016/j.lrp.2020.102043
  12. Llewellyn T., Erkko A. Innovation ecosystems in management: An organizing typology // Oxford Research Encyclopedia of Business and Management. – Oxford University Press, 2020. DOI: http://doi.org/10.1093/acrefore/9780190224851.013.203
  13. Clarysse B., Wright M., Bruneel J., Mahajan A. Creating value in ecosystems: Crossing the chasm between knowledge and business ecosystems // Research Policy.– 2014. – Vol. 43 (7). – P. 1164–1176. DOI: https://doi.org/10.1016/j.respol.2014.04.014
  14. Gnyawali D., Ryan Charleton T. Nuances in the interplay of competition and cooperation: Towards a theory of coopetition // Journal of Management. – 2018. – Vol. 44 (7). – P. 014920631878894. DOI: http://doi.org/10.1177/0149206318788945
  15. Holgersson M., Baldwin C., Chesbrough H., Bogers M. The forces of ecosystem evolution //California Management Review.– 2022. – Vol. 64 (3). – P. 5–23. DOI: http://doi.org/10.1177/00081256221086038
  16. Senyo P. K., Liu K., Effah J. Digital business ecosystem: Literature review and a framework for future research // International Journal of Information Management. – 2019. – Vol. 47. – P. 52–64. DOI: http://doi.org/10.1016/j.ijinfomgt.2019.01.002
  17. Овчинникова А. В., Зимин С. Д. Рождение концепции предпринимательских экосистем и ее эволюция // Экономика, предпринимательство и право. – 2021. – Т. 11, № 6. – С. 1497–1514. DOI: https://doi.org/10.18334/epp.11.6.112307  URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46332124
  18. Graça P., Camarinha-Matos L. Performance indicators for collaborative business ecosystems — Literature review and trends // Technological Forecasting and Social Change. – 2017. – Vol. 116. – P. 237–255. DOI: http://doi.org/10.1016/j.techfore.2016.10.012
  19. Palmié M., Miehé L., Oghazi P., Parida V., Wincent J. The evolution of the digital service ecosystem and digital business model innovation in retail: The emergence of meta-ecosystems and the value of physical interactions // Technological Forecasting and Social Change. – 2022. – Vol. 177. – P. 121496. DOI: https://doi.org/10.1016/j.techfore.2022.121496
  20. Kolloch M., Dellermann D. Digital innovation in the energy industry: The impact of controversies on the evolution of innovation ecosystems // Technological Forecasting and Social Change. – 2017. – Vol. 136. – P. 1–11. DOI: https://doi.org/10.1016/j.techfore.2017.03.033
  21. Hu H., Huang T., Zeng Q., Zhang S. The role of institutional entrepreneurship in building digital ecosystem: A case study of red collar group (RCG) // International Journal of Information Management. – 2016. – Vol. 36 (3). – P. 496–499. DOI: http://doi.org/10.1016/j.ijinfomgt.2015.12.004
  22. Асриев А. Ю. Идея образовательной экосистемы в модернизации кадетского образования // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования.2020. – № 3. – C. 104–109. DOI: https://doi.org/10.36809/2309-9380-2020-28-104-109 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44384434
  23. Фоминых Н. Ю., Койкова Э. И., Бубенчикова А. В. Образовательная среда как экосистема // Мир науки, культуры, образования.– 2021. – № 3. – С. 292–294. DOI: https://doi.org/10.24412/1991-5497-2021-388-292-294 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46280364
  24. Куренной В. А. Философия либерального образования: принципы // Вопросы образования.– 2020. – № 1. – С. 8–38. DOI: https://doi.org/10.17323/1814-9545-2020-1-8-39 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42744434
  25. Уткин А. В., Шевченко К. В. Экосистемный подход в образовании: от метафоры к методологии и практике // Вестник Череповецкого государственного университета. – 2022. –№ 2. – С. 175–189. DOI: https://doi.org/10.23859/1994-0637-2022-2-107-14 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=48291515
  26. Ефимов В. С., Лаптева А. В., Румянцев М. В. Наука и образование региона в экосистемной перспективе (на примере Красноярского края) // Университетское управление: практика и анализ. – 2019. – T. 23, № 3. – С. 40–55. DOI: https://doi.org/10.15826/umpa.2019.03.018 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=39137463
  27. Liu H., Kulturel-Konak S., Konak A. Key elements and their roles in entrepreneurship education ecosystem: Comparative review and suggestions for sustainability // Sustainability.– 2021. – Vol. 13 (19). – P. 10648. DOI: https://doi.org/10.3390/su131910648
  28. Гордина О. В. Вуз как участник формирования городского обучающегося сообщества // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. – 2017. –№ 1. – С. 31–34. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29031808 
  29. Пермяков О. Е., Китин Е. А. Методология стратегического планирования развития образовательных экосистем // Управленческое консультирование. – 2020. – № 11. – С. 119–129. DOI: https://doi.org/10.22394/1726-1139-2020-11-119-129 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44514495
  30. Сорокин П. C., Фрумин И. Д. Образование как источник действия, совершенствующего структуры: теоретические подходы и практические задачи // Вопросы образования.– 2022. – № 1. – С. 116–137. DOI: https://doi.org/10.17323/1814-9545-2022-1-116-137 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=48162611
  31. Li Y., Hsu W.L., Zhang Y. Evaluation study on the ecosystem governance of industry –Education integration platform in China // Sustainability.– 2022. – Vol. 14 (20). – P. 13208. DOI: http://doi.org/10.3390/su142013208
  32. Исакова Г. С. Формирование образовательной экосистемы вуза с использованием облачных сервисов // Профессиональное образование в России и за рубежом.– 2021. – № 2. – С. 100–107. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46482919
  33. Ермолова Т. В., Савицкая Н. В., Дедова О. В., Гузова А. В. Аргументация выбора универсального инструментария обучения иностранным языкам в условиях перехода к digital-компетентностной парадигме // Science for Education Today. – 2021. – Т.11, № 6. – C. 179–194. DOI: https://doi.org/10.15293/2658-6762.2106.10 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=47447644
  34. Perin A. P. J., Silva D. E., Valentim N.M.C. Investigating block programming tools in high school to support Education 4.0: A Systematic Mapping Study // Informatics in Education. – 2022. – P. 1–36. DOI:  http://doi.org/10.15388/infedu.2023.21
  35. Souto-Otero M. Validation of non-formal and informal learning in formal education: Covert and overt // European Journal of Education. – 2021. – Vol. 56 (3). – P. 365–379. DOI: http://doi.org/10.1111/ejed.12464
  36. Ищенко-Падукова О. А., Мовчан И. В. Образовательная экосистема в методологических координатах двухсекторной модели смешанной экономики // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки.– 2021. –№ 3. – С. 106–110. DOI: https://doi.org/10.22394/2079-1690-2021-1-3-106-110 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46650936
  37. Ветчинова М. Н. Формирование новой образовательной реальности: экосистемный подход // Проблемы современного образования. – 2022.– № 4. C. 78–86. DOI: https://doi.org/10.31862/2218-8711-2022-4-78-86 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49530653
  38. Изотова А. Г., Гаврилюк Е. С. Экосистемный подход как новый тренд развития высшего образования // Вопросы инновационной экономики.– 2022. –Т. 12, № 2. – С. 1211–1226. DOI: https://doi.org/10.18334/vinec.12.2.114869 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=48939624
  39. Олейников Б. В., Подлесный С. А. О концепции "экосистема обучения" и направлениях развития информатизации образования // Знание. Понимание. Умение. – 2013. – № 4. – С. 84–91. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21029469
  40. Володина Г. E., Оболонская А. В., Ратт Т. А. Университетско-школьный кластер — среда развития профессиональных компетенций учителя // Вопросы образования.– 2014.– № 1. – С. 46–63. DOI: https://doi.org/10.17323/1814-9545-2014-1-46-63 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21700469
  41. Niemi H. Education reforms for equity and quality: An analysis from an educational ecosystem perspective with reference to Finnish educational transformations // Center for Educational Policy Studies Journal. – 2021. –Vol. 11 (2). – P. 13–35. DOI: https://doi.org/10.26529/cepsj.1100
  42. Котлярова И. О., Потапова М. В. Повышение праксиологической направленности высшего образования на основе сетевого взаимодействия университетов с необразовательными организациями // Вестник Южно-Уральского государственного университета, серия: Образование. Педагогические науки. – 2019. – Т. 11, № 4. – С. 21–29. DOI: https://doi.org/10.14529/ped190402 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41353186
  43. Denkowska S., Fijorek K., Węgrzyn G. Formal and non-formal education and training as an instrument fostering innovation and competitiveness in EU member countries //Journal of Competitiveness. – 2020. – Vol. 12 (3). – P. 82–98. DOI: http://doi.org/10.7441/joc.2020.03.05
  44. Сидорова О. В., Сабирова З. Э. Формирование образовательных экосистем в цифровой среде // Экономика и управление: научно-практический журнал. – 2022. – № 4. – С. 150–155. DOI: https://doi.org/10.34773/EU.2022.4.27 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49295655
  45. Кремнева Л. В., Заведенский К. Е., Рабинович П. Д., Апенько С. Н. Стратегирование образования: экосистемный переход // Интеграция образования. – 2020. –№ 4. – С. 656–677. DOI: https://doi.org/10.15507/1991-9468.101.024.202004.656-677 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44389218
Дата публикации 30.06.2023