Исследование нарушений пространственной ориентации и конструктивного праксиса у нормально развивающихся и умственно отсталых детей 8-11 лет [in English]
2 Новосибирский государственный педагогический университет
Проблема и цель. Способность ориентироваться в пространстве является одним из основных условий гармоничного развития человека.
Проблема ориентации человека в пространстве достаточно многогранна. Она включает в себя как представления о величине и форме предметов, так и умение различать расположение объектов в пространстве, понимание различных пространственных отношений. Понятие пространственной ориентации включает в себя оценку расстояний, размеров, формы, взаимного расположения объектов и их положения относительно ориентирующегося.
У умственно отсталых детей пространственная ориентировка существенно затруднена, так как нарушение психического развития не только ограничивает их двигательную активность, но и отрицательно влияет на развитие временных представлений, функции опорно-двигательного аппарата и приводит к снижению компенсаторных процессов.
В связи с вышеизложенным, мы поставили цель выявить и научно обосновать нарушения пространственной ориентации и конструктивного праксиса у нормально развивающихся и умственно отсталых детей 8–11 лет.
Методология.
Методологической основой исследования послужили научные работы ряда авто-ров, посвященные изучению нервных функций у детей с нарушениями психического развития и межполушарной асимметрии мозга, регуляции этих функций, выявлению трудностей, моделированию системы работы с этими детьми и нарушений конструктивного праксиса у нормально развивающихся и умственно отсталых детей 8-11 лет (Богуславская, Мирошниченко, 2019, Марютина, Ермолаев 2001, Ройтер-Лоренц и другие, 2000, Азатян, 2022).
Исследование проводилось в научно-исследовательской лаборатории факультета специального и инклюзивного образования Армянского государственного педагогического университета им. Абовяна и научно-исследовательской лаборатории Армянского государственного института физической культуры и спорта.
В исследовании принял участие 131 ребенок в возрасте от 8 до 11 лет, из них 73 здоровых школьника и 58 детей с легкой умственной отсталостью.
Степень умственной отсталости оценивалась на основании медицинских показаний, степени социальной адаптации, уровня интеллектуального функционирования и освоения школьной программы в процессе обучения в специальном учебном заведении.
Результаты. В статье рассматриваются основные вопросы исследования пространственной ориентации и конструктивного праксиса у нормально развивающихся и умственно отсталых детей 8–11 лет, дается научное обоснование проблемы с учетом ранних исследований, однако проблема умственно отсталых и нормально развивающихся детей данной возрастной категории остается практически неизученной.
Анализ результатов исследования позволяет авторам выделить и обобщить следующие важные моменты:
– умственно отсталые дети начальной школы отстают от своих здоровых сверстников по всем изучаемым показателям;
– у 8- и 9-летних детей практические навыки пространственной ориентации раз-виты хуже, чем у их старших сверстников;
– у умственно отсталых сверстников недостаточно развиты навыки пространственной ориентировки и конструктивный праксис, что затрудняет понимание пространственных отношений между объектами.
По результатам экспериментального исследования выполнения заданий получены важные данные, которые послужат основой для разработки необходимых средств, методов и условий для развития элементарной практической ориентировки у умственно отсталых младших школьников.
Нами выявлены нарушения пространственной ориентировки и конструктивного праксиса у нормально развивающихся и умственно отсталых детей 8-11 лет, которые наглядно иллюстрируют ограниченность и неполноту вербализации пространственных отношений объектов у умственно отсталых детей. Перечисленные ошибки в целом сводятся к использованию умственно отсталыми школьниками неточных, расплывчатых пространственных характеристик вместо более дифференцированных.
Заключение. Таким образом, результаты проведенного экспериментального исследования свидетельствуют о недостаточном развитии элементарной практической ориентировки и понимания пространственных отношений объектов у умственно отсталых детей младшего школьного возраста.
межполушарное взаимодействие; функции мозга; нарушения пространственной ориентации; умственная отсталость; конструктивный праксис; психическое развитие детей; начальная школа.
- Богуславская В. Ф., Мирошниченко А. В., Осипова А. А. Проблема смысловых барьеров в обучении // Мир науки. Педагогика и психология. – 2019. – № 6. – C. 100. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42596572
- Marzi C. A. Asymmetry of interhemispheric communication // Wiley Interdisciplinary Reviews: Cognitive Science. – 2010. – Vol. 1 (3). URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1002/wcs.53 DOI: https://doi.org/10.1002/wcs.53
- Hugdahl K. Hemispheric asymmetry: contributions from brain imaging // Wiley Interdisciplinary Reviews: Cognitive Science. – 2010. – Vol. 2 (5). URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1002/wcs.122 DOI: https://doi.org/10.1002/wcs.122
- Kalavathi P., Surya Prasath V. B. Automatic segmentation of cerebral hemispheres in MR human head scans // International Journal of Imaging Systems and Technology. – 2016. – Vol. 26 (1). URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1002/ima.22152 DOI: https://doi.org/10.1002/ima.22152
- Corballis M. C., Badzakova-Trajkov G., Häberling I. S. Right hand, left brain: genetic and evolutionary bases of cerebral asymmetries for language and manual action // Wiley Interdisciplinary Reviews: Cognitive Science. – 2011. – Vol. 3 (1). URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1002/wcs.158 DOI: https://doi.org/10.1002/wcs.158
- Dale Stevens W., Nathan Spreng R. Resting-state functional connectivity MRI reveals active processes central to cognition // Wiley Interdisciplinary Reviews: Cognitive Science. – 2014. – Vol. 5 (2). URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1002/wcs.1275 DOI: https://doi.org/10.1002/wcs.1275
- Migliorelli C., Medina-Rivera I., Bachiller A., Tost A., Alonso J. F., López-Sala A., Armstrong J., O'Callahan M. d. M., Pineda M., Mañanas M. A., Romero S., García-Cazorla Á. Cognitive stimulation has potential for brain activation in individuals with Rett syndrome // Journal of Intellectual Disability Research. – 2021. – Vol. 66 (3). URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1111/jir.12902 DOI: https://doi.org/10.1111/jir.12902
- Лисова Н. А., Шилов С. Н. Роль процессов активации коры головного мозга в формировании стрессоустойчивости у студенток с различными темпераментными характеристиками // Сибирский вестник специального образования. – 2015. – № 2. – С. 52–57. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23651432
- Corballis M. C., Forster B. Interhemispheric transfer of colour and shape information in the presence and absence of the corpus callosum // Neuropsychologia. – 2000. – Vol. 38 (1). – P. 32–45. DOI: https://doi.org/10.1016/s0028-3932(99)00050-0
- Reuter-Lorenz P. A., Jonides J., Smith E. E., Hartley A., Miller A., Marshuetz C., Koeppe R. A. Age differences in the frontal lateralization of verbal and spatial working memory revealed by PET // Journal of Cognitive Neuroscience. – 2000. – Vol. 12. – P. 174–187. DOI: https://doi.org/10.1162/089892900561814
- Azatyan T. Y. Sensory Asymmetry Assessement of 8-11 years old Children with and without Learning Disabilities // Armenian Journal of Special Education Scientific Methodological Journal. – 2021. – Vol. 3 (1). – P. 98–104. DOI: https://doi.org/10.24234/se.2021.3.1
- Azatyan T. Y. Brain Interhemispheric Interaction in Children with Mental Disabilities with Spatial Orientation Disorders // Armenian Journal of Special Education Scientific Methodological Journal. – 2022. – Vol. 5 (1). – P. 103–113. DOI: https://doi.org/10.24234/se.v5i1
- Хохлов Н. А., Ковязина М. С. Латеральные признаки, структурно-уровневые характеристики интеллекта и математические способности // Асимметрия. – 2013. – Т. 7, № 3. – С. 32–52. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=20860062
- Dunst C. J., Trivette C. M., Hamby D. W. Meta‐analysis of family‐centered helpgiving practices research // Mental Retardation and Developmental Disabilities Research Reviews. – 2007. – Vol. 13 (4). – P. 370–378. DOI: https://doi.org/10.1002/mrdd.20176
- Wehmeyer M., Palmer S. Adult outcomes for students with cognitive disabilities three-years after high school: The impact of self-determination // Education and Training in Developmental Disabilities. – 2003. – Vol. 38 (2). – P. 131–144. URL: https://www.jstor.org/stable/23879591
- Wehmeyer M. L., Palmer S. B. Adult outcomes for students with cognitive disabilities three-years after high school: The impact of self-determination // Education and Training in Developmental Disabilities. – 2003. – Vol. 38 (2). – P. 131–144. URL: https://www.jstor.org/stable/23879591
- Панкова Н. Б., Алчинова И. Б., Ковалёва О. И., Лебедева М. А., Хлебникова Н. Н., Черепов А. Б., Носкин Л. А., Карганов М. Ю. Зависимость точностных и скоростных показателей психомоторной координации при работе руками у младших школьников от уровня компьютерной нагрузки // Science for Education Today. – 2021. – № 3. – С. 142–160. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2103.08
- Ahsan M. T., Deppeler J. M., Sharma U. Predicting Pre-Service Teachers’ Preparedness for Inclusive Education: Bangladeshi Pre-Service Teachers’ Attitudes and Perceived Teaching-Efficacy for Inclusive Education // Cambridge Journal of Education. – 2013. – Vol. 43 (4). – P. 517–535. DOI: https://doi.org/10.1080/0305764X.2013.834036
- Paju B., Räty L., Pirttimaa R., Kontu E. The School Staff’s Perception of Their Ability to Teach Special Educational Needs Pupils in Inclusive Settings in Finland // International Journal of Inclusive Education. – 2016. – Vol. 20 (8). – P. 801–815. DOI: https://doi.org/10.1080/13603116.2015.1074731
- Hunt P., Soto G., Maier J., Doering K. Collaborative teaming to support students at risk and students with severe disabilities in general education classroom // Exceptional Children. – 2003. – vol. 69. – pp. 315–332. DOI: https://doi.org/10.1177/001440290306900304
- Xiang L., Crow T., Roberts N. Automatic analysis of cross-sectional cerebral asymmetry on 3D in vivo MRI scans of human and chimpanzee // Journal of Neuroscience Research. – 2019. – Vol. 97 (6). URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1002/jnr.24391 DOI: https://doi.org/10.1002/jnr.24391
- Helland T., Morken F., Bless J. J., Valderhaug H. V., Eiken M., Helland W. A., Torkildsen J. v. K. Auditive training effects from a dichotic listening app in children with dyslexia // Dyslexia. – 2018. – Vol. 24 (4). URL:https://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1002/dys.1600 DOI: https://doi.org/10.1002/dys.1600
- Ковязина М. С. Объективные методики исследования психических процессов в клинической психологии // Вопросы психологии. – 2013. – № 1. – С. 66–71. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21195530
- Horn E., Lieber J., Sandall S., Schwartz I., Worley R. Supporting young children’s IEP goals in inclusive settings through embedded learning opportunities // Topics in Early Childhood Special Education. – 2002. – Vol. 20. – P. 208–223. DOI: https://doi.org/10.1177/027112140002000402
- Camilo M. G. The Elkonin-Davidov system: a grove of developmental teaching theory // Revista Científica Multidisciplinar Núcleo do Conhecimento. – 2021. – Vol. 06. – P. 142–158. DOI: https://doi.org/10.32749/nucleodoconhecimento.com.br/education/developmental-teaching