Мониторинг физического развития и здоровья учащихся Павлодарской области
В статье анализируются результаты комплексного исследования морфологических показателей городских и сельских детей 7-15 лет на территории Павлодарской области. Цель статьи – провести мониторинг физического развития и здоровья учащихся 7-15 лет Павлодарской области. В ходе исследования установлены сравнительно большие тотальные размеры тела у городских детей в сравнении с сельскими сверстниками. Определены жировой и мышечный компоненты состава тела у детей и подростков. У городских детей выявлены более высокие показатели резервного жира, активной массы тела и мышечной силы по сравнению с сельскими школьниками. На основе пробы РWC170 установлены физическая работоспособность и аэробная производительность детей и подростков 7-15 лет. У сельских школьников установлены более высокие показатели физической работоспособности и аэробной производительности. В заключении делаются выводы о результатах мониторинга развития и здоровья учащихся Павлодарской области.
морфункциональные показатели, городские и сельские дети, жировой и мышечный компонент, физическая работоспособность, аэробная производительность.
1. Айзман Р.И. Здоровье населения России: медико-социальные и психолого-педагогические аспекты его формирования. – Новосибирск: СО РАМН, 1996. – 27 с.
2. Гребнева Н.Н. Эколого-физиологический портрет современных детей и подростков в условиях Тюменской области. – Тюмень: Изд-во ТГУ, 2006. – 240 с.
3. Учакина Р.В. Эколого-физиологическое обоснование гормонального статуса, физического и полового развития детей Дальневосточного региона: автореф. … докт. биол. наук,
03.00.13. – Хабаровск, 2006. – 43 с.
4. Кабанов Ю.Н. Морфофункциональное состояние детей с разным уровнем двигательной активности, проживающих в экологических условиях города и села: автореф.…канд. биол. наук: 03.00.16, 03.00.13. – Новосибирск, 2005. – 21 с.
5. Айзман Р.И. Здоровье педагогов и обучающихся − ключевая задача современной школы // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2012. –
№ 3(7). – С. 24–35.
6. Борцова О.А. Медико-социальные аспекты обучения школьников правильному образу
жизни // Философия образования. – 2006. – № 1. – С. 211–214.
7. Быструшкин С.К., Айзман Р.И., Афтанас Л.И. Особенности организации внимания и эмоционального восприятия у детей в норме и при нарушениях интеллектуального развития // Бюллетень Сибирского отделения Российской академии наук. – 2007. – № 3. –
С. 159–162.
8. Мукатаева Ж.М., Муханова А.А., Даирбаева С.Ж., Рубанович В.Б. Айзман Р.И. Морфофункциональное развитие школьниц разных соматотипов, проживающих в городской и сельской местности // Наука и новые технологии. – 2008. – № 5-6. – С. 88–94.
9. Мукатаева Ж.М. Морфофункциональная характеристика сельских детей и подростков разного пола северного Казахстана // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. –2013. – № 2.– С. 70–79.
10. Козлов А.И., Вершубская Г.Г. Медицинская антропология коренного населения России. – М., Изд-во МН ЭПУ, 1999. – 288 с.
11. Анохина Ж.А., Колесниченко С.М., Корденко А.Н. и др. Сравнительная характеристика физического развития подростков города и села Воронежской области // Международная конференция, посвященная 55-летию Института возрастной физиологии РАО «Физиология развития человека». – М., 2000. – С. 66.
12. Федоров А.И., Казны Э.М., Селятицкая В.Г., Овчинникова О.В. Использование модели физиологического мониторинга для комплексной оценки адаптационных возможностей учащихся в процессе образовательной деятельности. Особенности гормонального психо-вегетативного статуса у подростков, проживающих в разных социально-экологических условиях // Физиология человека. – 2002. – Т. 28, № 6.–С. 64–68.
13. Табунов А.И. Основные методы определения количества жировой ткани в организме ребенка и их значение // Педиатрия. – 1977 – № 10. – С. 90.
14. Ставицкая А.Б, Арон Д.И. Методика исследования физического развития детей и подростков. – М.: 1959. – 185 с.
15. Колесова Д.В., Сельверова Н.Б. Физиолого-педагогические аспекты полового созревания. – М.: Педагогика, 1978. – 145 с.
16. Starr J. Clinical tests of simple method of estimating cardiaс stroke volume from blood pressure and age. Circulation, 1954, no. 9, pp. 664.
17. Пугина Н.С., Бомаш Я.Ф. Об использовании метода Старра у детей // Сборник научных работ аспирантов Ленинградского института усовершенствования врачей. – 1963. – Л.: Вып. 40. – С. 64.
18. Карпман В.Л., Белоцерковский З.Б., Гудков И.А. Тестирование в спортивной медицине. – М.: Физкультура и спорт, 1988. – 207 с.
19. Рубанович В.Б. Морфофункциональное развитие детей и подростков разных конституциональных типов в зависимости от двигательной активности: дисс. … докт. мед. наук. – Новосибирск, 2004. – 406 с.
20. Чурин В.Д. О хроноинотропном резерве миокарда // Физиология человека. – 1978. – Т. 4,
№ 3. – С. 394.
21. Лакин Г.Ф. Биометрия: учеб. пособие для билогич. спец. вузов. – 3-е изд; перераб. и доп. – М.: Высш. школа, 1980. – 293 с.
22. Рубанович В.Б. Морфофункциональное развитие детей и подростков разных типов в зависимости от двигательной активности: автореф. … докт. мед. наук, 03.00.13. – Томск, 2004. – 50 с.
23. Рубанович В.Б., Айзман Р.И. Основы здорового образа жизни: учебное пособие Новосибирск : АРТА, 2011. – 256 с.
24.. Стефанов С.Б. Измерение морфофункционального единства (Метод и некоторые результаты). – Пущино : Научный центр биологических исследований, 1974. –14 с.
25. Никитюк Б.А. Факторы роста и морфофункционального созревания организма (анализ наследственных и средовых влияний на постнатальный онтогенез). – М.: Наука, 1978. –
143 с.