Сравнение представлений студентов и преподавателей об эффективности системы подготовки будущих учителей к воспитанию школьников в цифровом образовательном пространстве
Проблема и цель. Статья посвящена проблеме подготовки будущих учителей к воспитанию школьников в цифровом образовательном пространстве. Авторы поставили целью проверить, насколько совпадает представление преподавателей, которые разрабатывают систему подготовки будущих учителей к воспитанию школьников в цифровом образовательном пространстве, и студентов о действенности ее компонентов.
Методология. Исследование базируется на положениях системного, деятельностного и личностно ориентированного подходов. Системный подход позволяет изучить подготовку будущих учителей к воспитанию школьников в цифровом образовательном пространстве как систему. Деятельностный подход дает возможность выделить в ней конкретные виды деятельности. Личностно ориентированный подход способствует выбору компонентов подготовки, ориентированных на интересы будущих учителей. Для достижения цели исследования авторы использовали теоретические (анализ педагогической литературы, анализ опыта работы вуза, обобщение) и эмпирические (ранжирование, опрос, беседа) методы. Статистическая обработка данных проводилась на основе U-критерия Манна–Уитни. Респондентами являются студенты педагогических направлений подготовки (122 человека), учителя – выпускники вуза со стажем работы меньше года (10 человек), преподаватели педагогического вуза (40 человек), работающие на тех же профилях подготовки, на которых обучаются студенты.
Результаты. Результаты теоретического исследования показывают, что подготовка будущих учителей к воспитанию школьников в цифровом образовательном пространстве имеет системные характеристики и осуществляется в процессе изучения учебных дисциплин педагогического цикла, практик, самостоятельной работы, участия в воспитательных мероприятиях вуза, собственного опыта обучения (и воспитания) в школе, самостоятельной работы, получения информации из интернета, изучения опыта работы педагогических коллективов школ. Наше исследование подтверждает вывод о том, что автоматически перенести навыки работы из одной среды в другую достаточно сложно, нужна целенаправленная работа по подготовке будущих учителей к воспитанию школьников в цифровом образовательном пространстве.
В процессе эмпирического исследования выяснилось, что наиболее эффективными способами подготовки из реализуемых сегодня являются практики, учебные дисциплины педагогического цикла, собственный опыт обучения (и воспитания) в школе. Авторами отмечено, что студенты считают более действенными традиционные способы подготовки, например, самостоятельную работу, чем получение информации из интернета, в то время как преподаватели имеют противоположную точку зрения. Результаты исследования также показывают, что для будущих учителей в системе подготовки важен баланс между реальной и цифровой средой.
Заключение. В заключении сделан вывод о том, что система подготовки будущих учителей должна быть дополнена электронной образовательной средой, освещающей теоретические и практические вопросы подготовки к воспитанию школьников в цифровом образовательном пространстве. Предпочтения будущих учителей и преподавателей во многом совпадают, что потенциально может дать эффективный результат подготовки, однако преподаватели переоценивают теоретический компонент обучения.
воспитание школьников; цифровое образовательное пространство; система подготовки учителей; подготовка будущих учителей; педагогическое образование; будущие учителя; электронная образовательная среда
- Тульчинский Г. Л. Цифровизованный гуманизм // Философские науки. – 2018. – № 11. – С. 28–43. DOI: https://doi.org/10.30727/0235-1188-2018-11-28-43 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36674426
- Вихман В. В., Ромм М. В. Оценка цифровой зрелости образования // Science for Education Today. – 2022. – Т. 12, № 5. – С. 40–56. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2205.03 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49623127
- Feerrar J. Bringing digital well-being into the heart of digital media literacies // Journal of Media Literacy Education – 2022. – Vol. 14 (2). – P. 72–77. DOI: https://doi.org/10.23860/JMLE-2022-14-2-6
- Гончаров К. Г., Родионова О. В. Цифровая образовательная среда: практика использования // Рефлексия. – 2022. – № 1. – С. 27–31. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49604843
- Frolova E. V., Rogach O. V., Faizullin R. V. Problems of Student Communication in Online Learning // European Journal of Contemporary Education.– 2023. – Vol. 12 (1). – Р. 79–91. DOI: https://doi.org/10.13187/ejced.2023.1.79 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=50750657
- Богословский В. И., Аниськин В. Н. Роль и место холистичной информационно-образовательной среды на этапе цифровизации процессов обучения и воспитания личности // Самарский научный вестник. – 2018. – Т. 7, № 4. – С. 305–311. DOI: https://doi.org/10.24411/2309-4370-2018-14304 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36534470
- Ободова Ж. И. Подготовка будущих учителей к организации взаимодействия школьников в условиях цифровой образовательной среды как приоритетная задача современного педагогического образования // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2021. – № 6. – С. 54–61. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46511219
- Яковлева О. В. Решение задач профессионального воспитания будущих педагогов в контексте электронного учебного курса // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2021. – № 4. – С. 18–26. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46184646
- Kontrová L., Gazdíková J., Ilavská I. Home Learning Experiences Through the Covid-19 Pandemic // European Journal of Contemporary Education. – 2022. – Vol. 11 (4). – Р. 1124–1133. DOI: https://doi.org/10.13187/ejced.2022.4.1124
10. Игонина Е. В., Поваляева О. Н., Котлярова О. А. Цифровая компетентность российских учителей (результаты эмпирического исследования на примере Липецкой области) // Перспективы науки и образования. – 2022. – № 6. – С. 625–643. DOI: https://doi.org/10.32744/pse.2022.6.38
11. Fütterer T., Hoch E., Lachner A., Scheiter K., Stürmer K. High-quality digital distance teaching during COVID-19 school closures: Does familiarity with technology matter? // Computers & Education. – 2023. – Vol. 199. – P. 104788. DOI: https://doi.org/10.1016/j.compedu.2023.104788
12. Hermansen J. Danish Students’ Use of ICT in Higher Education and its Perceived Meaningfulness // Nordic Journal of Digital Literacy. –2023. –Vol. 18 (1). – P. 23–34. DOI: https://doi.org/10.18261/njdl.18.1.3
13. Герова Н. В., Рогатинская А. В. Духовно-нравственное воспитание детей в условиях цифровой трансформации образования // Наука о человеке: гуманитарные исследования. – 2021. – Т. 15, № 3. – С. 73–79. DOI: https://doi.org/10.17238/issn1998-5320.2021.15.3.8 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46641374
14. Сергеев А. Н., Ободова Ж. И. Формирование ценностно-смысловых ориентаций у будущих учителей в цифровой образовательной среде: аспект межсубъектного сетевого взаимодействия // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2022. – № 10. – С. 80–88. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=50117205
15. Svanberg M., Bergh D. Effects of Gamification in a Teacher Education Program, 2010 to 2020 // SAGE Open. – 2023. – Vol. 13 (1). DOI: https://doi.org/10.1177/21582440231160995
16. Sabich M. A. Taking Digital Media to School: A Sociosemiotic Perspective on Educational Portals //Open Access Library Journal. – 2016. – Vol. 3. – P. e2574. DOI: https://doi.org/10.4236/oalib.1102574
17. Rokenes F. M., Krumsvik R. J. Development of Student Teachers’ Digital Competence in Teacher Education – A Literature Review // Nordic Journal of Digital Literacy. – 2014. – Vol. 9 (4). – P. 250–280. DOI: https://doi.org/10.18261/ISSN1891-943X-2014-04-03
18. Десненко С. И., Пахомова Т. Е. Условия цифровизации образования в аспекте проблемы формирования ИКТ-компетентности студентов педагогического колледжа как будущих педагогов // Информатика и образование. – 2020. – № 4. – С. 37–45. DOI: https://doi.org/10.32517/0234-0453-2020-35-4-37-45 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43067744
19. Москалев М. Г., Носова А. Д., Газизов Т. Т. Цифровые образовательные ресурсы в работе педагога // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2022. – № 2. – С. 77–85. DOI: https://doi.org/10.23951/1609-624X-2022-2-77-85 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=48074406
20. Runge I., Lazarides R., Rubach Ch., Richter D., Scheiter K. Teacher-reported instructional quality in the context of technology-enhanced teaching: The role of teachers’ digital competence-related beliefs in empowering learners // Computers & Education.– 2023. – Vol. 198. – P. 104761. DOI: https://doi.org/10.1016/j.compedu.2023.104761
21. Hu Yung-Hsiang, Yu Hui-Yun, Tzeng Jian-Wei, Zhong Kai-Cheng Using an avatar-based digital collaboration platform to foster ethical education for university students // Computers & Education. – 2023. – Vol. 196. – P. 104728. DOI: https://doi.org/10.1016/j.compedu.2023.104728
22. Cohen L., Manion L. Morrison K. Research Methods in Education. London and New York: Routledge Tailor and Francis Group. 2007. – 657 p. ISBN 0-203-02905-4 DOI: https://doi.org/10.4324/9780203029053 URL: https://www.taylorfrancis.com/books/mono/10.4324/9780203029053/research-methods-education-keith-morrison-lawrence-manion-louis-cohen
23. Bejinaru R. Impact of Digitalization on Education in the Knowledge Economy // Management Dynamics in the Knowledge Economy. – 2019. – Vol. 7 (3). – P. 367–380. DOI: https://doi.org/10.25019/MDKE/7.3.0
24. Murillo-Zamorano L. R., López-Sánchez J. A., López-Rey M. J., Bueno-Muñoz C. Gamification in higher education: The ECOn+ star battles // Computers & Education. – 2023. – Vol. 194. – 104699. DOI: https://doi.org/10.1016/j.compedu.2022.104699
25. Podemska-Kałuża A. Gamification in Polish language education: from the theoretical model to school practice // General and Professional Education. – 2018. – Vol. 4. – P. 29–34. DOI: https://doi.org/10.26325/genpr.2018.4.5
26. Матушак А. Ф., Павлова О. Ю., Ахкамова Ю. А., Зырянова А. В., Алехина Н. В., Грибачева Н. В., Цилицкий В. С. Сравнение форм воспитательной работы образовательных организаций в цифровом образовательном пространстве и предпочтений обучаемых // Science for Education Today. – 2022. – Т. 12, № 3. – С. 7–30. DOI: https://doi.org/10.15293/2658-6762.2203.01 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=48762157
27. Copur-Gencturk Y., Thacker I., Cimpian J. R., Teacher bias in the virtual classroom // Computers & Education. – 2022. – Vol. 191. – P. 104627. DOI: https://doi.org/10.1016/j.compedu.2022.104627
28. Строков А. А. Цифровизация образования: проблемы и перспективы // Вестник Мининского университета. – 2020. – Т. 8, № 2. – С. 15. DOI: https://doi.org/10.26795/2307-1281-2020-8-2-15 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42902496