Особенности познавательной деятельности студентов с нарушением слуха в цифровой среде: выявление трудностей и успешных стратегий метакогнитивного и когнитивного характера
Проблема и цель. Статья посвящена проблеме формирования когнитивного компонента познавательной компетентности студентов с нарушением слуха при обучении в цифровой среде. Целью исследования является выявление и обобщение трудностей и успешных стратегий метакогнитивного и когнитивного характера у глухих и слабослышащих студентов технического вуза при осуществлении учебной деятельности в цифровой среде.
Методология. Для предварительного отбора участников исследования были использованы методики В. С. Юркевич «Интенсивность познавательных интересов», опросник по стилю учебной деятельности Н. С. Копеиной. На основном этапе применялись качественные методы исследования: метод вербальных протоколов, наблюдение; на заключительном этапе для анализа данных использовался метод обоснованной теории. В исследовании приняли участие 5 студентов с нарушением слуха, отобранные по результатам прохождения опросов и с учетом академической успеваемости. В ходе индивидуальных сессий участникам было необходимо выполнить задания образовательного характера, разработанные на основе сценария, требующего применения когнитивных и метакогнитивных стратегий.
Результаты. Были выявлены основные трудности в осуществлении познавательной деятельности студентов с нарушением слуха в цифровой среде, а также стратегии, которыми владеют глухие и слабослышащие студенты вуза с высокой успеваемостью. Анализ полученных данных позволил обобщить и отнести выделенные трудности и стратегии к следующим категориям: понимание задания; формулировка результата; планирование; поиск информации; чтение онлайн; отбор информации; стратегии адаптации; персональная сеть обучения
Заключение. Авторами показаны основные особенности сформированности когнитивного компонента познавательной деятельности студентов с нарушением слуха в цифровой среде: недостаточно широкий спектр владения когнитивными и метакогнитивными стратегиями, трудности, связанные с недостаточно развитыми навыками чтения на этапах понимания задания, выбора и коррекции ключевых слов, анализа аннотации, выбора сайтов и отбора информации. Был сделан вывод о том, что обучение когнитивным и метакогнитивными стратегиям должно быть включено в программы обучения лиц с нарушением слуха. Выявленные у данной категории трудности при работе в электронной среде показали, что при подготовке цифрового контента необходимо принять во внимание проблему генерации некорректных субтитров, а также рекомендации по оформлению цифровых текстов с использованием выделения, гиперэлементов и большего количества иллюстраций.
познавательная деятельность; цифровая среда; нарушение слуха; когнитивные стратегии; метакогнитивные стратегии
- Thorén E. S., Öberg M., Wänström G., Andersson G., Lunner T. Internet Access and Use in Adults With Hearing Loss // Journal of Medical Internet Research. – 2013. – Vol. 15 (5). – P. e91. DOI: https://doi.org/10.2196/jmir.2221
- Красавина Ю. В., Пономаренко Е. П., Серебрякова Ю. В., Жуйкова О. Ф. Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе технического вуза при обучении студентов с нарушением слуха // Перспективы науки и образования. – 2021. – № 4. – С. 418–435. DOI: https://doi.org/10.32744/pse.2021.4.28 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46673415
- Пономаренко Е. П., Красавина Ю. В., Жуйкова О. В., Серебрякова Ю. В. Исследование особенностей интеллектуальных и когнитивных процессов студентов с нарушением слуха в техническом вузе // Педагогический имидж. – 2019. – Т. 13, № 4. – С. 664–675. DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2019-13-4-664-675 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41861839
- Рослякова С. В. О сущности и структуре познавательной компетентности // Вестник университета. – 2012. – № 10. – С. 300–305. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=18344983
- Fooladvand M. The effect of cognitive and metacognitive strategies in academic achievement: A systematic review // New Trends and Issues Proceedings on Humanities and Social Sciences. – 2017. – Vol. 3 (1). – P. 313–322. DOI: https://doi.org/10.18844/gjhss.v3i1.1780
- Costley J. Using cognitive strategies overcomes cognitive load in online learning environments // Interactive Technology and Smart Education. –2020. – Vol. 17 (2). – P. 215–228. DOI: https://doi.org/10.1108/ITSE-09-2019-0053
- Pešić D. Cognitive and Metacognitive Strategies in Foreign Language Listening Comprehension at The Studies of Tourism – Students’ Preference and University Lecturers’ Utility Rating // International Journal of Cognitive Research in Science, Engineering and Education. – 2022. – Vol. 10 (2). – P. 89–99. DOI: https://doi.org/10.23947/2334-8496-2022-10-2-89-99
- Перикова Е. И., Ловягина А. Е., Бызова В. М. Эффективность метакогнитивных стратегий принятия решений в учебной деятельности // Science for Education Today. – 2019. – № 4. – С. 19–35. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.1904.02 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=39256952
- Liu Y., Feng H. An Empirical Study on the Relationship between Metacognitive Strategies and Online-learning Behavior and Test Achievements // Journal of Language Teaching and Research. – 2011. – Vol. 2 (1). – P. 183–187. DOI: https://doi.org/10.4304/jltr.2.1.183-187
10. Marschark M., Knoors H. Educating deaf children: Language, cognition, and learning // Deafness and Education International. – 2012. – Vol. 14 (3). – P. 136–160. DOI: https://doi.org/10.1179/1557069X12Y.0000000010
11. Yan P., Paul P. V. Metacognition and English reading-related outcomes for d/deaf and hard of hearing students: A narrative review // Human Research in Rehabilitation. – 2021. – Vol. 11 (2). – P. 94–112. DOI: https://doi.org/10.21554/hrr.092106
12. Гареев А. А., Пономаренко Е. П., Шишкина А. А., Красавина Ю. В. Структура и содержание познавательной компетентности студентов вуза с инвалидностью по слуху в цифровой среде: критерии и способы экспертной оценки // Science for Education Today. – 2023. – Т. 13, № 4. – С. 148–169. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2304.07 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=54390177
13. Ericsson K. A., Simon H. A. Verbal reports as data // Psychological Review. –1980. – Vol. 87 (3). – P. 215–251. DOI: https://doi.org/10.1037/0033-295X.87.3.215
14. Russo J. E., Johnson E. J., Stephens D. L. The validity of verbal protocols // Memory & Cognition. – 1989. – Vol. 17 (6). – P. 759–769. DOI: https://doi.org/10.3758/BF03202637
15. Лебедева М. Ю. Стратегии работы с цифровым текстом для решения учебных читательских задач: исследование методом вербальных протоколов // Вопросы образования. – 2022. – № 1. – С. 244–270. DOI: https://doi.org/10.17323/1814-9545-2022-1-244-270 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=48162618
16. Leslie L., Caldwell J. Formal and Informal Measures of Reading Comprehension // Handbook of Research on Reading Comprehension. – New York: Routledge, 2009. – P. 403–427.
17. Borgna G., Convertino C., Marschark M., Morrison C., Rizzolo K. Enhancing deaf students’ learning from sign language and text: Metacognition, modality, and the effectiveness of content scaffolding // Journal of Deaf Studies and Deaf Education. – 2011. – Vol. 16 (1). – P. 79–100. DOI: https://doi.org/10.1093/deafed/enq036
18. Abdul Halim N., Ariffin K., Darus N. A.Discovering Students’ Strategies in Learning English Online // Asian Journal of University Education. – 2021. – Vol. 17 (1). – P. 261. DOI: https://doi.org/10.24191/ajue.v17i1.12695
19. Wei X., Saab N., Admiraal W. Do learners share the same perceived learning outcomes in MOOCs? Identifying the role of motivation, perceived learning support, learning engagement, and self-regulated learning strategies // Internet and Higher Education. – 2023. – Vol. 56. – P. 100880. DOI: https://doi.org/10.1016/j.iheduc.2022.100880
20. Rasheed R. A., Kamsin A., Abdullah N. A. An approach for scaffolding students peer-learning self-regulation strategy in the online component of blended learning // IEEE Access. – 2021. – Vol. 9. – P. 30721–30738. DOI: https://doi.org/10.1109/ACCESS.2021.3059916
21. Lahza H., Khosravi H., Demartini G. Analytics of learning tactics and strategies in an online learner sourcing environment // Journal of Computer Assisted Learning. – 2023. – Vol. 39 (1). – P. 94–112. DOI: https://doi.org/10.1111/jcal.12729
22. Albantani A. M., Madkur A., Rozak Abd. Student Self Regulated Learning Strategy In Online Arabic Learning // Ijaz Arabi Journal of Arabic Learning. – 2022. – Vol. 5 (1). – P. DOI: https://doi.org/10.18860/ijazarabi.v5i1.13582
23. Bohn-Gettler C. M., Kendeou P. The Interplay of Reader Goals, Working Memory, and Text Structure during Reading // Contemporary Educational Psychology. – 2014. – Vol. 39 (3). – P. 206–219. DOI: https://doi.org/10.1016/j.cedpsych.2014.05.003
24. Kuntze M., Branum-Martin L., Scott J. Pandemic effects on the reading trajectories of deaf and hard of hearing students: a pilot analysis // Reading and Writing. – 2023. – Vol. 36 (2). – P. 429–448. DOI: https://doi.org/10.1007/s11145-022-10365-4
25. Ponomarenko E., Krasavina Y., Zhuykova O., Serebryakova Yu. Comparative study on perception of paper and digital texts when working with hearing impaired students // EDULEARN20 Proceedings. 12th International Conference on Education and New Learning Technologies. – 2020. – P. 7141–7146. DOI: https://doi.org/10.21125/edulearn.2020.1838
26. Nikolaraizi M., Vekiri I., Easterbrooks S. R. Investigating deaf students’ use of visual multimedia resources in reading comprehension // American Annals of the Deaf. – 2012. – Vol 157 (5). – P. 458–473. DOI: https://doi.org/10.1353/aad.2013.0007
27. Sommer K. The effect of covid-19 on deaf and hard of hearing college students // MCNair Research Journal. – 2020. – Vol. 3. – P. 312–325. URL: https://www.leeuniversity.edu/wp-content/uploads/2020-2021-McNair-Academic-Journal.pdf
28. Kožuh I., Hintermair M., Ivanišin M., Debevc M. The concept of examining the experiences of deaf and hard of hearing online users // Procedia Computer Science. – 2014. – Vol. 27. – P. 148–157. DOI: https://doi.org/10.1016/j.procs.2014.02.018