Science for Education Today, 2024, Т. 14, № 1, С. 25–53
УДК: 
378.2+159.947.5+316.628

Исследование особенностей мотивации студентов разных уровней высшего образования к участию в научно-исследовательской деятельности

Писарева С. А. 1 (Санкт-Петербург, Россия), Бражник Е. И. 1 (Санкт-Петербург, Россия), Гладкая И. В. 1 (Санкт-Петербург, Россия), Пискунова Е. В. 1 (Санкт-Петербург, Россия), Федорова Н. М. 1 (Санкт-Петербург, Россия)
1 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена"
Аннотация: 

Проблема и цель. Основная научная проблема статьи выражается в потребности получения актуального знания о состоянии и возможностях реализации научно-исследовательской деятельности студентов вузов страны с учетом необходимости в повышении значения такой деятельности в структуре подготовки специалистов и развития личности будущих профессионалов научной сферы.
Цель статьи – выявление особенностей мотивации студентов разных уровней высшего образования к участию в научно-исследовательской деятельности на основе инновационной модели подготовки научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации.
Методология. Методология исследования основана на идеях личностно ориентированного подхода. Были применены теоретические и практические методы научного исследования: теоретический анализ, синтез, классификация; метод онлайн-анкетирования, с помощью которого выявлялись различные аспекты мотивации студентов к участию в научно-исследовательской деятельности, математические методы обработки результатов.
Результаты. Авторы статьи представили три группы результатов:
– проанализированы и обобщены итоги исследований, проведенных российскими и зарубежными исследователями в 2000-е гг., относительно различных аспектов состояния и возможности включения студентов в научно-исследовательскую работу в период их обучения в вузе;
– выявлены актуальные исследования, проведенные в российских вузах, отражающие динамику совершенствования подходов к научно-исследовательской деятельности студентов в различных регионах и вузах разного профиля;
– представлены результаты проведенного в 2023 г. исследования в Российском государственном педагогическом университете им. А. И. Герцена – опроса обучающихся направлений профессиональной подготовки «Педагогическое образование (педагогические науки)», «Психология (психологические науки)», «Психолого-педагогическое образование». Это исследование отразило ключевые позиции организации научно-исследовательской работы студентов: вовлеченность обучающихся в учебную деятельность; мотивация к научно-исследовательской деятельности; удовлетворенность участием в ней; степень участия в студенческом научном обществе; оценка своих научно-исследовательских навыков; оценка существующих условий для занятий научно-исследовательской деятельностью и доступность к ним в университете.
Выбор научно-исследовательской деятельности как основополагающей в процессе профессионального становления будет осуществляться обучающимися, если в образовательном учреждении создается научно-образовательная среда, где исследовательская деятельность рассматривается как ведущая, где учитываются внешние и внутренние мотивы включения обучающихся в научно-исследовательскую работу и проявляется нормативно-правовая и научно-профессиональная поддержка студентов в их научном самоопределении. Одной из возможных форм создания таких условий может являться модель сопряженной программы магистратуры и аспирантуры.
Заключение. Авторами обобщаются результаты исследований, отражающие проблемы привлечения студентов к научно-исследовательской деятельности и пути их преодоления, а также результаты проведенного в 2023 г. исследования мотивации студентов Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена с предложением инновационной модели подготовки научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации.

Ключевые слова: 

научно-исследовательская деятельность студентов; мотивация обучающихся; научные исследования; исследовательская деятельность; студенческое научное общество; науч-но-образовательная среда вуза; модель сопряженной программы.

Библиографическая ссылка:
Писарева С. А., Бражник Е. И., Гладкая И. В., Пискунова Е. В., Федорова Н. М. Исследование особенностей мотивации студентов разных уровней высшего образования к участию в научно-исследовательской деятельности // Science for Education Today. – 2024. – № 1. – С. 25–53. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2401.02
Список литературы: 
  1. Амбарова П. А., Шаброва Н. В., Кеммет Е. В., Михайлова А. Н. Научно-исследовательская культура студентов российских университетов // Высшее образование в России. – 2023. – Т.  32, № 7. – С. 96–116. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2023-32-7-96-116  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=54910108
  2. Андрюшина Е. В., Андрюшков С. А., Григорьева Н. С. Потребности и мотивации студентов к научно-исследовательской работе в условиях современного инновационного образования // Власть. – 2023. – Т. 31, № 4. – С. 162–170. DOI: https://doi.org/10.31171/vlast.v31i4.9735   URL:  https://elibrary.ru/item.asp?id=54506253  
  3. Вишнякова М. В. Научно-исследовательский потенциал студентов высшей школы Республики Беларусь // Вестник Белорусского государственного экономического университета. – 2023. – № 1. – С. 125–132. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=50481987  
  4. Вишнякова М. В. Имидж науки в восприятии студенческой молодежи Беларуси // Весці БДПУ. Серыя 2. Гісторыя. Філасофія. Паліталогія. Сацыялогія. Эканоміка. Культуралогія. – 2023. – № 1. – С. 44–50. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=50515452
  5. Воронцова А. В., Райкина М. А. Особенности построения жизненных стратегий студентами: психолого-педагогическое сопровождение в образовательной среде вуза // Science for Education Today. – 2023. – Т. 13, № 4. – С. 30–52. DOI: https://doi.org/10.15293/2658-6762.2304.02  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=54390172
  6. Кан Ц., Рыблова А. Н. Внеаудиторная индивидуализация научно-исследовательской деятельности иностранных магистрантов: тьюторская поддержка посредством информационных библиотечных ресурсов // Science for Education Today. – 2020. – Т. 10, № 2. – С. 7–21. DOI: https://doi.org/10.15293/2658-6762.2002.01   URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42772181   
  7. Коган Е. А. Отношение студентов вузов к научно-исследовательской работе // Человеческий капитал. – 2020. – № 8. – С. 179–187. DOI: https://doi.org/10.25629/HC.2020.08.17   URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42975735
  8. Коныгина М. Н. Изучение отношения магистрантов к научно-исследовательской деятельности в процессе профессиональной подготовки // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. – 2018. – № 4. – С. 126–132. DOI: https://doi.org/10.37493/2307-907X-2018-67-4-126-132  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36635607  
  9. Нарбут Н. П., Алешковский И. А., Гаспаришвили А. Т., Крухмалева О. В., Савина Н. Е. Вовлеченность студентов в научную работу в период обучения в вузе: социологический анализ  // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. – 2023. – Т.  23, № 2. – С. 256–271. DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2272-2023-23-2-256-271    URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=54158012
  10. Патутина С. Ю. Научно-исследовательские компетенции студенческой молодежи: суть и актуальная тематика российских исследований // Human Progress. – 2022. – Vol. 8 (4). – С. 7. DOI: https://doi.org/10.34709/IM.184.7   URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=50171563
  11. Семенова О. В. Анализ факторов формирования мотивации студентов ВУЗа к научно-исследовательской деятельности в сфере инноваций // Вестник Самарского университета. Экономика и управление. – 2022. – Т. 13, № 2. – С. 141–148. DOI: https://doi.org/10.18287/2542-0461-2022-13-2-141-148  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49177551  
  12. Терентьев Е. А., Рыбаков Н. В., Бедный Б. И. Зачем сегодня идут в аспирантуру. Типологизация мотивов российских аспирантов // Вопросы образования. – 2020. – № 1. – С. 40–69. DOI: https://doi.org/10.17323/1814-9545-2020-1-40-69 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42744435
  13. Хашхожева Д. А., Паритов А. Ю., Гелястанова М. Т., Махотлова З. А., Суншева Б. М., Аккизов А. Ю. Вовлеченность студентов в научно-исследовательскую работу и ее перспективы как элемента самостоятельной работы студента-магистранта // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 3. – С. 114. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29452380  
  14. Хромова А. О., Бухтаярова Е. Ю., Климова А. А., Курносова М. А., Дружинина М. В. Исследование мотивационного, креативного, коммуникативного и организационного компонентов готовности будущих педагогов к использованию инновационных технологий // Science for Education Today. – 2022. – Т. 12, № 4. – С. 7–25. DOI: https://doi.org/10.15293/2658-6762.2204.01   URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49425107   
  15. Чувгунова О. А. Реализация исследовательского потенциала студентов в условиях образовательного процесса вуза // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Психология. Социология. Педагогика. – 2015. – № 1. – С. 78–86. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23141732
  16. Agnès F., Leduc D., Locker M.  Peut-on dynamiser le travail des étudiants en Licence? // Revue internationale de pédagogie de l’enseignement supérieur. – 2023. – Vol. 39 (3).  URL: https://doi.org/10.4000/ripes.5176
  17. Altet M. Conjuguer des recherches sur les pratiques enseignantes et sur la formation des enseignants: une double fonction scientifique et sociale des Sciences de l’éducation // Les Sciences de l'éducation - Pour l'Ère nouvelle. – 2019. – Vol. 52 (2). – P. 29–60. DOI: https://doi.org/10.3917/lsdle.522.0029  URL: https://www.cairn.info/revue-les-sciences-de-l-education-pour-l-ere-nouvelle-2019-2-page-29.htm  
  18. Bhaw N., Kriek J., Lemmer M. Insights from coherence in students’ scientific reasoning skills // Heliyon. – 2023. – Vol. 9 (7). – P. e17349. DOI: https://doi.org/10.1016/j.heliyon.2023.e17349
  19. Domenici V. STEAM Project-Based Learning Activities at the Science Museum as an Effective Training for Future Chemistry Teachers // Education Sciences. – 2022. – Vol. 12 (1). – P. 30. DOI: https://doi.org/10.3390/educsci12010030
  20. Fwu B.-J.,Li G.-Y. Responding to "Inquiry and Practice" in the 2019 Curriculum Guidelines: A Dual-Practice Approach to a Teaching Practice Course in Teacher Education // Journal of Research in Education Sciences. – 2023. – Vol. 68 (3). – P. 239–273. DOI: https://doi.org/10.6209/JORIES.202309_68(3).0008   
  21. Goulet-Pelletier J.-Ch., Gaudreau P., Cousineau D., Do students motivated to learn have better creative abilities? // Learning and Individual Differences. – 2023. – Vol. 106. – P. 102327. DOI: https://doi.org/10.1016/j.lindif.2023.102327  
  22. Grooters S., Zaal E., Ongena Y., Gerkema  V. Appreciation of an alternative: Dutch alumni look back on their science master, a work-based learning vs a research-oriented approach // Cogent Education. – 2022. – Vol. 9 (1). DOI: https://doi.org/10.1080/2331186X.2022.2133506
  23. Jehanghir M., Ishaq K., Akbar R. A. Effect of learners’ autonomy on academic motivation and university students’ grit // Education and Information Technologies. – 2023. – P. 1–38. DOI: https://doi.org/10.1007/s10639-023-11976-2  
  24. Konstantinidis E. I., Petsani D., Bamidis P. D. Teaching university students co-creation and living lab methodologies through experiential learning activities and preparing them for RRI // Health Informatics Journal. – 2021. – Vol. 27 (1). – P. 1460458221991204. DOI: https://doi.org/10.1177/1460458221991204
  25. Laurens-Arredondo L. A. Information and communication technologies in higher education: Comparison of stimulated motivation // Education and Information Technologies. – 2023. – P. 1–26. DOI: https://doi.org/10.1007/s10639-023-12160-2   
  26. Nguyen P.-B.-T., Degrave P., Van Steendam E., Sercu L. Self-determination in EMI education. A study of university students’ motivation in Vietnam // International Journal of Educational Research Open. – 2023. – Vol. 5. – P. 100295. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ijedro.2023.100295  
  27. Saribas D., Ozer F. Action research in a teacher education program: probing into pre-service elementary teachers’ understandings of scientific practices and teaching scientific practices // Journal of Education for Teaching. – 2021. – Vol. 48. – P. 197–213. DOI: https://doi.org/10.1080/02607476.2021.1985937
  28. Sun H., Xie Y., Lavonen J. Exploring the structure of students’ scientific higher order thinking in science education // Thinking Skills and Creativity. – 2022. – Vol. 43. – P. 100999. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tsc.2022.100999  
  29. Wood R. Students’ Motivation to Engage with Science Learning Activities through the Lens of Self-Determination Theory: Results from a Single-Case School-Based Study // Eurasia Journal of Mathematics, Science and Technology Education. – 2019. – Vol. 15 (7). – P. em1718. DOI: https://doi.org/10.29333/ejmste/106110
  30. Yin Х., Zong Х. International student mobility spurs scientific research on foreign countries: Evidence from international students studying in China // Journal of Informetrics. – 2022. – Vol.  16  (1). – P. 101227. DOI: https://doi.org/10.1016/j.joi.2021.101227
Дата публикации 29.02.2024