Science for Education Today, 2024, Т. 14, № 2, С. 7–31
УДК: 
378.1+81'272+316.77

Оценка уровня сформированности универсальных компетенций для осуществления иноязычной профессиональной коммуникации в контексте применения модели педагогического дизайна ADDIE

Куламихина И. В. 1 (Омск, Россия), Канунникова Н. В. 1 (Омск, Россия), Голубовская Е. А. 2 (Москва, Россия), Арупова Н. Р. 3 (Москва, Россия)
1 Омский государственный аграрный университет имени П.А. Столыпина
2 Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы
3 МГИМО
Аннотация: 

Проблема и цель. Проблема настоящего исследования связана с выявлением эффективных способов повышения уровня образовательных результатов. Цель исследования – выявить особенности развития универсальных компетенций для осуществления иноязычной профессиональной коммуникации и определить уровень их сформированности на основе авторского применения модели педагогического дизайна ADDIE для студентов.
Методология. В качестве методов исследования использовались теоретический анализ литературы, сравнительно-аналитический обзор источников, терминологический анализ, анализ педагогических практик. В качестве основополагающего исследовательского подхода применялся метод педагогического моделирования ADDIE, который нашел выражение в процессе технологии проектирования учебного пособия и учебного курса. Авторы применили методологию педагогического дизайна ADDIE для проектирования курса обучения профессиональной коммуникации на английском языке студентов ветеринарных направлений подготовки в соответствии с принципами компетентностно-ориентированного образования.
Материалы прошли апробацию в течении 2022/23 учебного года. На этапе апробирования пособия было задействовано 59 учащихся первого курса ветеринарных направлений и 5 преподавателей кафедры иностранных языков Омского государственного аграрного университета. Для сбора и изучения необходимой информации применялись методы педагогической диагностики: наблюдение, опрос и тестирование студентов. Итоговый уровень сформированности их иноязычной коммуникативной компетентности измерялся посредством оценки экспертов-преподавателей.
В качестве методов математической статистики использовались T-критерий Вилкоксона и критерий Фишера.
Результаты. В работе проведена оценка уровня развития универсальных компетенций для осуществления иноязычной профессиональной коммуникации в контексте применения модели педагогического дизайна ADDIE. Применительно к проведенному исследованию модель педагогического дизайна ADDIE включала 5 этапов: анализ, проектирование, разработку, реализацию, оценку эффективности. Учебные результаты участников контрольной и экспериментальной групп проиллюстрировали очевидную эффективность заявленной авторской технологии в развитии универсальных компетенций для иноязычной профессиональной коммуникации, валидность результатов была подтверждена при помощи методов математической статистики.
Заключение. Разработанная технология на основе модели ADDIE продемонстрировала свою эффективность в развитии универсальных компетенций, необходимых для осуществления иноязычной профессиональной коммуникации, что подтвердилось более выраженной положительной динамикой учебных результатов студентов экспериментальной группы.

Ключевые слова: 

педагогический дизайн; модель ADDIE; иноязычная профессиональная коммуникация; универсальные компетенции; компетентностно-ориентированное обучение; критерий Вилкоксона; критерий Фишера

Библиографическая ссылка:
Куламихина И. В., Канунникова Н. В., Голубовская Е. А., Арупова Н. Р. Оценка уровня сформированности универсальных компетенций для осуществления иноязычной профессиональной коммуникации в контексте применения модели педагогического дизайна ADDIE // Science for Education Today. – 2024. – № 2. – С. 7–31. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2402.01
Список литературы: 
  1. Hyland K., Jiang F. K. Delivering Relevance: the Emergence of ESP as a Discipline // English for Specific Purposes. – 2021. – Vol. 64. – P. 13–25. DOI: https://doi.org/10.1016/j.esp.2021.06.002  
  2. Kuzminov Ya., Sorokin P., Frumin I. Generic and Specific Skills as Components of Human Capital: New Challenges for Education Theory and Practice // Foresight and STI Governance. – 2019. – Vol. 13 (2). – P. 19–41. DOI: https://doi.org/10.17323/2500-2597.2019.2.19.41 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43206530
  3. Капичникова О. Б., Романова О. В., Дидусенко Е. Н., Капичников А. И. Перспективы деятельностного подхода к формированию универсальных компетенций студентов // Высшее образование сегодня. – 2019. – № 5. – С. 21–24. DOI: https://doi.org/10.25586/RNU.HET.19.05.P.21  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37738238
  4. Казакова Е. И., Тарханова И. Ю. Оценка универсальных компетенций студентов при освоении образовательных программ // Ярославский педагогический вестник. – 2018. – № 5. – С. 127–135. DOI: https://doi.org/10.24411/1813-145X-2018-10164 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36479344
  5. Михайлова Д. И., Остапенко С. И., Анохина С. В. Профессиональное воспитание и формирование универсальных компетенций будущего педагога: интеграция деятельности // Научный результат. Педагогика и психология образования. – 2022. – Т. 8, № 1. – С. 24–37. DOI: https://doi.org/10.18413/2313-8971-2022-8-1-0-3 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=48333065
  6. Иванова Е. О. Формирование универсальных компетенций студентов в процессе научно-исследовательской деятельности // Ярославский педагогический вестник. – 2018. – № 5. – С. 146–155. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36479346
  7. Strijbos J., Engels N., Struyven K. Criteria and standards of generic competences at bachelor degree level: A review study // Educational Research Review. – 2015. – Vol. 14. – P. 18–32. DOI: https://doi.org.10.1016/j.edurev.2015.01.001
  8. Bautista I. Generic Competences Acquisition Through Classroom Activities in First-Year Agricultural Engineering Students // International Journal of Educational Technology in Higher Education. – 2016. – Vol. 13 (1). – P. 29. DOI: https://doi.org/10.1186/s41239-016-0028-8  
  9. Курносова С. А. Этапы проектирования педагогического дизайна // Вестник Чеченского государственного педагогического университета. – 2011. – № 9. – С. 72–80. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17016278

10. Акмамбетова М. Е., Миляева Л. М., Романовская И. А. Технологический подход к проектированию педагогического дизайна в условиях образовательного процесса // Мир науки, культуры, образования. – 2019. – № 6. – С. 75–77. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41833060  

11. Воронина Д. В. Педагогический дизайн в современной России: проблемы и пути развития // Педагогический журнал. – 2016. – № 3. – С. 61–68. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27165721  

12. Абызова Е. В. Педагогический дизайн: понятие, предмет, основные категории // Вестник Вятского государственного университета. – 2010. – № 3-3. – С. 12–16. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=15643501  

13. Blau I., Shamir-Inbal T., Avdiel O. How does the Pedagogical Design of a Technology-enhanced Collaborative Academic Course Promote Digital Literacies, Self-regulation, and Perceived Learning of Students? // The Internet and Higher Education. – 2020. – Vol. 45. – P. 100722. DOI: https://doi.org/10.1016/j.iheduc.2019.100722

14. Häkkinen P., Hämäläinen R. Shared and Personal Learning Spaces: Challenges for Pedagogical Design // The Internet and Higher Education. – 2012. – Vol. 15 (4). – P. 231–236. DOI: https://doi.org/10.1016/j.iheduc.2011.09.001

15. Lowyck J. Pedagogical Design // Adelsberger H. H., Collis B., Pawlowski J. M. (eds) Handbook on Information Technologies for Education and Training // International Handbooks on Information Systems. Springer, Berlin, Heidelberg. – 2002. – P. 199–217. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-662-07682-8_13 

16. Хуторской А. В. Методологические основания применения компетентностного подхода к проектированию образования // Высшее образование в России. – 2017. – № 12. – С. 85–91. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30770728

17. Зимняя И. А., Мазаева И. А., Лаптева М. Д. Коммуникативная компетентность, речевая деятельность, вербальное общение: монография / под ред. И. А. Зимней. – М.: Изд-во «Аспект Пресс», 2020. – 400 с. URL: https://znanium.com/catalog/product/1241359 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44457123

18. Вербицкий А. А., Ларионова О. Г. Личностный и компетентностный подходы в образовании. Проблемы интеграции. – М.: Логос, 2017. – 335 с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30660361

19. Сериков В. В. Личностно-развивающее образование как одна из культурологических образовательных моделей // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2016. – № 2. – С. 30–35. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26021575

20. Куламихина И. В., Есмурзаева Ж. Б. Модель развития коммуникативной компетенции бакалавров при обучении иностранному языку в неязыковых вузах // Наука о человеке: гуманитарные исследования. – 2016. – № 4. – С. 107–112. DOI: https://doi.org/10.17238/issn1998-5320.2016.26.107  URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27700703  

21. Yu T., Shang W., Liu S., Zhu J. How to Assess Generic Competencies: From Sustainable Development Needs among Engineering Graduates in Industry // Sustainability. – 2022. – Vol. 14 (15). – P. 9270. DOI: https://doi.org/10.3390/su1415927

22. Sirazeeva A. F. Person-Centered Approach in the English Language Teaching at the University // Procedia - Social and Behavioral Sciences. – 2015. – Vol. 191. – P. 1754–1757. DOI: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.04.389

23. Чернобай Е. В., Корешникова Ю. Н. Дидактика и педагогический дизайн: что общего и что особенного? // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2021. – № 5. – С. 177–190. DOI: https://doi.org/10.24412/2224-0772-2021-78-177-190 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=47109524

24. Branch R. M., Kopcha T. J. Instructional Design Models // Handbook of Research on Educational Communications and Technology / Spector J., Merrill M., Elen J., Bishop M. (eds). – Springer, New York, 2014. – P. 77–78. DOI: https://doi.org/10.1007/978-1-4614-3185-5_7  

25. Branch R. Instructional Design: the ADDIE Approach. NY: Springer New York. – 2010. – 203 p. DOI: https://doi.org/10.1007/978-0-387-09506-6 

26. Stapa M. A., Mohammad N. The Use of ADDIE Model for Designing Blended Learning Application at Vocational Colleges in Malaysia // Asia-Pacific Journal of Information Technology and Multimedia. – 2019. – Vol. 8 (1). – P. 49–62. DOI: https://doi.org/10.17576/apjitm-2019-0801-05  

27. Yu Sh.-J., Yu-Ling Hsueh Yu-L., Sun J.Ch-Yu, Liu H-Z. Developing an Intelligent Virtual Reality Interactive System Based on the ADDIE Model for Learning Pour-Over Coffee Brewing // Computers and Education: Artificial Intelligence. – 2021. – Vol. 2. – P. 100030. DOI: https://doi.org/10.1016/j.caeai.2021.100030   

28. Анисимова А. Т. Приоритетность смыслопорождающей деятельности в овладении иностранным языком // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2015. – № 3–3. – С. 15–17. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22969628

29. Варзанова С. И. Использование условно-речевых ситуаций на уроках английского языка в процессе формирования умения формулировать собственное мнение и позицию // Пермский педагогический журнал. – 2014. – № 5. – С. 45–48. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22676785

Дата публикации 30.04.2024