Science for Education Today, 2024, Т. 14, № 2, С. 78–99
УДК: 
37.016+001.891.572+81'243+316.77

Модель тандемного предметно-языкового интегрированного обучения: обоснование и оценка эффективности субъектами образовательного процесса

Юринова Е. А. 1 (Ишим, Россия), Бырдина О. Г. 1 (Ишим, Россия), Долженко С. Г. 1 (Ишим, Россия)
1 Ишимский педагогический институт им. П.П. Ершова (филиал) Тюменского государственного университета
Аннотация: 

Проблема и цель. Необходимость овладения иностранным языком в профессионально-педагогической сфере продиктована вызовами времени: стремительным ростом межкультурного взаимодействия, а также процессами глобализации и информатизации образования. В статье исследуется проблема применения тандемного предметно-языкового интегрированного обучения с целью формирования у будущих педагогов готовности и способности осуществлять иноязычную речевую деятельность в профессиональной сфере. Цель статьи – обосновать модель тандемного предметно-языкового интегрированного обучения и оценить эффективность ее реализации в процессе формирования иноязычной профессионально-коммуникативной компетенции будущих педагогов.
Методология. Исследование проводилось в течение 2020–2023 гг. с участием 86 студентов 3–5 курсов, обучающихся по профилю «Начальное образование, иностранный язык (английский)». В процессе исследования применялись следующие методы: теоретико-методологический анализ, сопоставление, интерпретация, метод моделирования, анкетирование, анализ и систематизация накопленного опыта по применению тандемного предметно-языкового интегрированного обучения.
Результаты. Основные результаты заключаются в обосновании модели тандемного предметно-языкового интегрированного обучения и в оценке эффективности ее реализации в процессе формирования иноязычной профессионально-коммуникативной компетенции будущих педагогов. Авторами выявлен механизм взаимодействия всех субъектов образовательного процесса в динамических группах на основе уровневой дифференциации заданий в рамках предметно-языкового интегрированного обучения (CLIL).
Заключение. В результате проведенного исследования была обоснована модель тандемного предметно-языкового интегрированного обучения и дана оценка эффективности ее реализации в процессе формирования иноязычной профессионально-коммуникативной компетенции будущих педагогов.

Ключевые слова: 

тандемное обучение; предметно-языковое интегрированное обучение; субъект образовательного процесса; динамические группы; иноязычная профессионально-коммуникативная компетенция

Библиографическая ссылка:
Юринова Е. А., Бырдина О. Г., Долженко С. Г. Модель тандемного предметно-языкового интегрированного обучения: обоснование и оценка эффективности субъектами образовательного процесса // Science for Education Today. – 2024. – № 2. – С. 78–99. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2402.04
Список литературы: 
  1. Ruiz-Madrid N., Valeiras-Jurado J. Developing multimodal communicative competence in emerging academic and professional genres // International Journal of English Studies. – 2020. – Vol. 20 (1). – P. 27–50. DOI: https://doi.org/10.6018/ijes.401481
  2. Cloudia Ho Y.-Y. Communicative language teaching and English as a foreign language undergraduates’ communicative competence in Tourism English // Journal of Hospitality, Leisure, Sport and Tourism Education. – 2020. – Vol. 27. – P. 100271. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jhlste.2020.100271
  3. Бырдина О. Г., Юринова Е. А., Долженко С. Г. Формирование иноязычной профессионально-коммуникативной компетенции у студентов педагогического вуза посредством CLIL // Образование и наука. – 2020. – Т. 22, № 7. – С. 77–100. DOI: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2020-7-77-100  URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43898804
  4. Llinares A. Discussion: multiple approaches in CLIL: cognitive, affective and linguistic insights // International Journal of Bilingual Education and Bilingualism. – 2023. – Vol. 26 (5). – P. 658–663. DOI: https://doi.org/10.1080/13670050.2021.1918055
  5. Lu Ch., Gu M. M., Lee J. Ch.-K. A systematic review of research on translanguaging in EMI and CLIL classrooms // International Journal of Multilingualism. – 2023. – Vol. Latest Articles. – P. 1–21. DOI: https://doi.org/10.1080/14790718.2023.2256775
  6. Lazarević N. CLIL teachers’ reflections and attitudes: surviving at the deep end // International Journal of Bilingual Education and Bilingualism. – 2022. – Vol. 25 (2). – P. 571–584. DOI: https://doi.org/10.1080/13670050.2019.1703897
  7. Whittaker R., McCabe A. Expressing evaluation across disciplines in primary and secondary CLIL writing: a longitudinal study // International Journal of Bilingual Education and Bilingualism. – 2020. – Vol. 26 (3). – P. 345–362. DOI: https://doi.org/10.1080/13670050.2020.1798869
  8. Fajardo Dack T., Argudo J., Abad M. Language and Teaching Methodology Features of CLIL in University Classrooms: A Research Synthesis // Colombian Applied Linguistics Journal. – 2020. – Vol. 22 (1). – P. 40–54. DOI: https://doi.org/10.14483/22487085.13878
  9. Kordíková B., Brestenská B. Bilingual science education: perceptions of Slovak in-service and pre-service teachers // International Journal of Bilingual Education and Bilingualism. – 2020. – Vol. 25 (2). – P. 728–741. DOI: https://doi.org/10.1080/13670050.2020.1718590

10. Verikaitė-Gaigalienė D., Andziulienė L. To Be Or Not to Be: An Overview of CLIL Implementation in Lithuania // Sustainable Multilingualism. – 2019. – Vol. 14 (1). – P. 123–135. DOI: https://doi.org/10.2478/sm-2019-0006

11. Nguyen H. Th. M., Nguyen H. Th. Th., Gao X., Hoang T. H., Starfield S. Developing professional capacity for Content Language Integrated Learning (CLIL) teaching in Vietnam: tensions and responses // Language and Education. – 2024. – Vol. 38 (1). – P. 118–138. DOI: https://doi.org/10.1080/09500782.2023.2260374

12. Pappa S., Moate J., Ruohotie-Lyhty M., Eteläpelto A. Teacher agency within the Finnish CLIL context: tensions and resources // International Journal of Bilingual Education and Bilingualism. – 2019. – Vol. 22 (5). – P. 593–613. DOI: https://doi.org/10.1080/13670050.2017.1286292

13. Wilkinson R. Content and language integration at universities? Collaborative reflections // International Journal of Bilingual Education and Bilingualism. – 2018. – Vol. 21 (5). – P. 607–615. DOI: https://doi.org/10.1080/13670050.2018.1491948

14. Menegale M. Learning Strategies Instruction in CLIL Textbooks and Teacher-Authored Materials: A Qualitative Study // International Journal of Linguistics. – 2020. – Vol. 12 (2). – P. 186–205. DOI: https://doi.org/10.5296/ijl.v12i2.16537

15. De Smet A., Mettewie L., Hiligsmann Ph., Galand B., Van Mensel L. Does CLIL shape language attitudes and motivation? Interactions with target languages and instruction levels // International Journal of Bilingual Education and Bilingualism. – 2023. – Vol. 26 (5). – P. 534–553. DOI: https://doi.org/10.1080/13670050.2019.1671308

16. Cañado M. L. P., Lancaster N. K. The effects of CLIL on oral comprehension and production: a longitudinal case study // Language, Culture and Curriculum. – 2017. – Vol. 30 (3). – P. 300–316. DOI: https://doi.org/10.1080/07908318.2017.1338717

17. Mahan K. R., Brevik L. V., Ødegaard M. Characterizing CLIL teaching: new insights from a lower secondary classroom // International Journal of Bilingual Education and Bilingualism. – 2021. – Vol. 24 (3). – P. 401–418. DOI: https://doi.org/10.1080/13670050.2018.1472206 

18. Feddermann M., Baumert J., Möller J. A replication study to assess CLIL effects on second language learning in Germany: more than selection and preparation effects? // International Journal of Bilingual Education and Bilingualism. – 2023. – Vol. 27 (2). – P. 173–186. DOI: https://doi.org/10.1080/13670050.2022.2164174 

19. Otto A., Estrada J. L. Towards an Understanding of CLIL Assessment Practices in a European context: Main Assessment Tools and the Role of Language in Content Subjects // CLIL Journal of Innovation and Research in Plurilingual and Pluricultural Education. – 2019. – Vol. 2 (1). – P. 31–42. DOI: https://doi.org/10.5565/rev/clil.11

20. Wallace A., Spiliotopoulos V., Ilieva R. CLIL Collaborations in Higher Education: A Critical Perspective // English Teaching and Learning. – 2020. – Vol. 44 (2). – P. 127–148. DOI: https://doi.org/10.1007/s42321-020-00052-4

21. Tleuzhanova G. K., Syrymbetova G. K., Mekezhanova A. B., Sarzhanova G. B., Kulsharipova Z. K. Subject-based speaking as a method for the development of foreign-language professional competence among students // Journal of Siberian Federal University. Humanities and Social Sciences. – 2021. – Vol. 14 (3). – P. 408–425. DOI: https://doi.org/10.17516/1997-1370-0731 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=45718116

22. Godzhaeva N. S., Logunov T. A., Lokteva M. S., Zolotareva S. A. Approaching CLIL from the Periphery: Integration of Content and Language in Russian Higher Education Institution // European Journal of Contemporary Education. – 2019. – Vol. 8 (2). – P. 280–293. DOI: https://doi.org/10.13187/ejced.2019.2.280 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=39189464

23. Бабич И. М., Омарова В. К., Баратова А. А., Чуркина Н. И. Интеграция IBL и CLIL в подготовке будущих учителей к преподаванию естественных наук в условиях полиязычия // Интеграция образования. – 2021. – Т. 25, № 2. – С. 304–320. DOI: https://doi.org/10.15507/1991-9468.103.026.202102.304-320 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46154607

24. Попова Н. В., Коган М. С., Вдовина Е. К. Предметно-языковое интегрированное обучение (CLIL) как методология актуализации междисциплинарных связей в техническом вузе // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. – 2018. – Т. 23, № 173. – С. 29–42. DOI: https://doi.org/10.20310/1810-0201-2018-23-173-29-42 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32824921

25. Sidorenko T. V., Kudryashova A. V. CLIL methodology evolution in Russian Technical University (Tomsk Polytechnic) // Rhema. – 2021. – № 1. – P. 129–143. DOI: https://doi.org/10.31862/2500-2953-2021-1-129-143 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=45648220

26. Богданова Н. В. Интеграция методов оценки иноязычной компетенции в рамках тандемного языкового курса // Современные проблемы науки и образования. – 2023. – № 2. – C. 42. DOI: https://doi.org/10.17513/spno.32555 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=53701826

Дата публикации 30.04.2024