Исследование изменений в преобладающих психических состояниях у студентов с различным уровнем академической успеваемости
Проблема и цель. Трудности периода адаптации повышают уровень тревожности и психологического напряжения студентов, что негативно сказывается на академических успехах первокурсников. Несмотря на то, что в исследованиях последних лет выявлено множество концептуально различных коррелятов академической успешности, проблема психических состояний студентов первого курса в контексте оценки результатов их учебной деятельности остается мало изученной в теоретическом и эмпирическом плане. Поэтому проблемы выявления группы риска по академической успеваемости и сохранение контингента обучающихся не теряют своей актуальности. Цель исследования – выявление психических состояний обучающихся, характеризующих уровень академической успеваемости.
Методология. Для выявления особенностей психических состояний студентов проводилась оценка психических состояний на психофизиологическом, психологическом и социально-психологическом уровнях, которая осуществлялась с помощью следующих методик: «Шкала психологического стресса PSM-25» Лемура-Тесье-Филлиона (в адаптации Н. Е. Водопьяновой, 2009), методика определения нервно-психической устойчивости, риска дезадаптации в стрессе «Прогноз-2» (В. Ю. Рыбников), шкала реактивной (ситуативной) и личностной тревожности (Ч. Д. Спилбергер, 1973, адаптирована Ю. Л. Ханиным, 1978), методики определения доминирующего и актуального состояния (Л. В. Куликов), методики диагностики социально-психологической адаптации (К. Роджерс, Р. Даймонд, 1954, адаптирована Т. В. Снегиревой (1987), А. К. Осницким). В исследование включены 56 студентов 1 курса очного отделения факультета математики, информатики, физики и технологии Омского государственного педагогического университета.
Ограничения исследования. К ограничениям исследования можно отнести небольшой объем выборки, однократность и проведение на студентах одного факультета. Требуется проверка возможности распространения гипотезы на студентов других факультетов.
Результаты. В результате проведенного исследования авторами определены шкалы методик для диагностики психических состояний: «тонус», «активация – деактивация», «ситуативная тревожность», «психологический стресс», по которым выявлены статистически значимые изменения у студентов с разным уровнем академической успеваемости. Авторами показаны различия в преобладающих психических состояниях у студентов с разной академической успешностью.
Заключение. Полученные результаты исследования можно использовать в построении программы социально-психологического сопровождения первокурсников для своевременного выявления рисков дезадаптации и снижения академической успеваемости.
академическая успеваемость; нервно-психическая устойчивость; социально-психологическая адаптация; тонус; активация; деактивация; ситуативная тревожность.
- Новгородцева И. В., Мусихина С. Е., Пьянкова В. О. Учебный стресс у студентов медиков: причины и проявления // Медицинские новости. – 2015. – № 8. – С. 75–77. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=24072939
- Шмелева Е. Д., Фрумин И. Д. Факторы отсева студентов инженерно-технического профиля в российских вузах // Вопросы образования. – 2020. – № 3. – С. 110–136. DOI: https://doi.org/10.17323/1814-9545-2020-3-110-136 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44007511
- Литвинова А. В. Целеполагание студентов с разным уровнем академической успеваемости // Интеграция образования. – 2022. – Т. 26, № 4. – С. 708–721. DOI: https://doi.org/10.15507/1991-9468.109.026.202204.708-721 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49961268
- Samra R., França A. B., Lucassen M. F. G., Waterhouse P. A network approach to understanding distance learners' experience of stress and mental distress whilst studying // International Journal of Educational Technology in Higher Education. – 2023. – Vol. 20 (1). – P. 27. DOI: https://doi.org/10.1186/s41239-023-00397-3
- Qazi Z., Qazi W., Raza S. A., Khan K. A. Psychological distress among students of higher education due to e-learning crackup: moderating role of university // Journal of Applied Research in Higher Education. – 2021. – Vol. 14 (4). – P. 1656–1669. DOI: https://doi.org/10.1108/JARHE-02-2021-0069
- Гордиенко Т. И. Индивидуальная мера выраженности адаптированности студентов первого курса к вузу как предиктор риска отчисления // Мир науки. Педагогика и психология. – 2018. – № 6. – C. 86. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=370349766
- Шибаев В. П., Шибаева Л. М. Система работы по повышению успеваемости студентов // Мир науки, культуры, образования. – 2013. – № 4. – С. 202–203. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=20391370
- Кашина Ю. В., Покровский В. М., Чередник И. Л., Бурлуцкая А. В. Комплексная оценка адаптации студентов к процессу обучения в вузе // Человек. Спорт. Медицина. – 2023. – Т. 23, № 1. – С. 73–79. DOI: https://doi.org/10.14529/hsm230110 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=50435271
- Нарусова Е. Ю., Королева А. М., Фомина Н. Б., Стручалин В. Г. Педагогическое сопровождение процесса адаптации студентов первого курса к обучению в вузе // Вестник Научного центра безопасности жизнедеятельности. – 2022. – № 2. – С. 48–57. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48500486
10. Шаршов И. А., Королева А. В., Прокудин Ю. П. Проблемные аспекты личностно-профессиональной адаптации студентов вуза // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2019. – № 182. – С. 7–13. DOI: https://doi.org/10.20310/1810-0201-2019-24-182-7-13 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41224187
11. Прохоров А. О., Чернов А. В., Юсупов М. Г., Решетникова И. С. Развитие саморегуляции психических состояний у студентов в процессе обучения в вузе // Новые психологические исследования. – 2021. – Т. 1, № 4. – С. 71–90. DOI https://doi.org/10.51217/npsyresearch_2021_01_04_04 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47489182
12. Reddy K. J., Menon K. R., Thattil A. Academic Stress and its Sources Among University Students // Biomedical and Pharmacology Journal. – 2018. – Vol. 11 (1). – P. 531–537. DOI: https://dx.doi.org/10.13005/bpj/1404
13. Richardson M., Abraham C., Bond R. Psychological correlates of university students' academic performance: A systematic review and meta-analysis // Psychological Bulletin. – 2012. – Vol. 138 (2). – P. 353–387. DOI: https://doi.org/10.1037/a0026838
14. Федина Н. В., Дормидонтов Р. А., Елисеев В. К. Основные тенденции и приоритеты в исследованиях когнитивных и некогнитивных предикторов академической успешности в России и за рубежом // Science for Education Today. – 2022. – Т. 12, № 6. – С. 7–31. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2206.01. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=50026295
15. Oyewobi L. O., Bolarin G., Oladosu N. T., Jimoh R. A. Influence of stress and coping strategies on undergraduate students' performance // Journal of Applied Research in Higher Education. – 2021. – Vol. 13 (4). – P. 1043–1061. DOI: https://doi.org/10.1108/JARHE-03-2020-0066
16. Palos R., Maricuţoiu L. P., Costea I. Relations between Academic Performance, Student Engagement and Student Burnout: A Cross-Lagged Analysis of a Two-Wave Study // Studies in Educational Evaluation. – 2019. – Vol. 60. – Р. 199–204. DOI: http://doi.org/10.1016/j.stueduc.2019.01.005
17. Cho K. W., Serrano D. M. Noncognitive Predictors of Academic Achievement Among Nontraditional and Traditional Ethnically Diverse College Students // The Journal of Continuing Higher Education. – 2020. – Vol. 68 (3). – Р. 190–206. DOI: https://doi.org/10.1080/07377363.2020.1776557
18. Ишмуратова Ю. А., Потанина А. М., Цыганов И. Ю., Моросанова В. И. Некогнитивные предикторы академических достижений в различные периоды обучения // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. – 2019. – № 3. – С. 25–40. DOI: https://doi.org/10.18384/2310-7235-2019-3-25-40 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41265711
19. Климанова А. В. Положительные психические состояния в повседневных и напряженных ситуациях учебно-профессиональной подготовки студентов // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. – 2022. – Т. 32, № 2. – С. 154–162. DOI: https://doi.org/10.35634/2412-9550-2022-32-2-154-162 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48879181
20. Дорфман Л. Я., Калугин А. Ю. Соотношение ресурсов, потенциалов и академических достижений студентов. Сообщение 2. От дифференциации к интеграции ресурсов и потенциалов академических достижений студентов // Образование и наука. – 2020. – № 5. – С. 90–110. DOI: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2020-5-90-110 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43077140
21. Widiyanti W., Nurihsan J., LN S. Y., Budiman N., Hendriadi H. Academic Stress and Spiritual Well-Being in Riau // AL-ISHLAH: Jurnal Pendidikan. – 2021. – Vol. 13 (3). – P. 1848–1857. DOI: https://doi.org/10.35445/alishlah.v13i3.361
22. Mukesh H. V., Acharya V., Pillai R. Are extracurricular activities stress busters to enhance students’ well-being and academic performance? Evidence from a natural experiment // Journal of Applied Research in Higher Education. – 2023. – Vol. 15 (1). – P. 152–168. DOI: https://doi.org/10.1108/JARHE-06-2021-0240
23. Сарф Е. А., Бельская Л. В., Руденко А. Е. Инновационный подход к прогнозу академической успеваемости студентов // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. – 2023. – № 2. – С. 199–203. DOI: https://doi.org/10.36809/2309-9380-2023-39-199-203 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=54084948