Science for Education Today, 2024, Т. 14, № 3, С. 135–152
УДК: 
331+159.9.072.433+37.015.31

Локус контроля как предиктор прокрастинации у трудоустроенных и неработающих студентов педагогического вуза

Жукова М. В. 1 (Челябинск, Россия), Шишкина К. И. 2 (Челябинск, Россия), Лямагина А. Н. 2 (Челябинск, Россия), Фролова Е. В. 2 (Челябинск, Россия), Волчегорская Е. Ю. 2 (Челябинск, Россия)
1 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет»
2 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет»
Аннотация: 

Проблема и цель. В статье исследуется проблема влияния трудовой занятости будущих учителей на различные аспекты их личностного, профессионального и академического становления. Цель исследования – выявить наличие взаимосвязи между локусом контроля и степенью прокрастинации у работающих и неработающих студентов педагогического вуза.
Методология. В качестве методов исследования использовались теоретический анализ литературы по проблеме, сравнительно-аналитический обзор источников, терминологический анализ, а также количественные, качественные и интерпретационный методы. Количественные и качественные методы включали проведение тестирования с последующей интерпретацией полученных результатов на основе статистических критериев Спирмена и Пирсона. Помимо общепринятой методологии изучения локуса контроля, были использованы методика исследования локуса контроля Дж. Роттера и опросник на склонность к прокрастинации. В исследовании приняли участие 111 студентов педагогического вуза.
Результаты. В статье представлены теоретический обзор и результаты изучения прокрастинации и локуса контроля трудоустроенных и не работающих в системе образования студентов педагогического вуза. На основании полученных данных выявлена взаимосвязь между наличием высокого уровня прокрастинации и различными параметрами локуса контроля.
Заключение. На основании тестирования выявлены статистически значимые различия в уровне прокрастинации у студентов, совмещающих учебу в университете с трудовой занятостью в системе образования.

Ключевые слова: 

педагогический университет; трудовая занятость; работающие и неработающие студенты; локус контроль; прокрастинация; критерий Спирмена; критерий Пирсона.

Библиографическая ссылка:
Жукова М. В., Шишкина К. И., Лямагина А. Н., Фролова Е. В., Волчегорская Е. Ю. Локус контроля как предиктор прокрастинации у трудоустроенных и неработающих студентов педагогического вуза // Science for Education Today. – 2024. – № 3. – С. 135–152. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2403.07
Список литературы: 

             1.     Цыганенко Н. В. Учебная успеваемость работающих студентов // Образование и проблемы развития общества. – 2021. – № 4. – С. 113–120. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=47411174

             2.     Цветкова Н. А., Петрова Е. А., Савченко Д. В. Социально-психологические особенности работающих студентов: личностная направленность, жизненная позиция, поликоммуникативная эмпатия // Перспективы науки и образования. – 2022. – № 1. – С. 444–462. DOI: https://doi.org/10.32744/pse.2022.1.28  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=48159858

             3.     Коропец О. А., Баландина Т. Ю., Гафурова Т. Р. Педагогическое сопровождение работающих студентов с синдромом эмоционального выгорания // Глобальный научный потенциал. – 2020. – № 1. – С. 86–90. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42600498

             4.     Артемьева В. А., Веселова Е. К., Дворецкая М. Я., Коржова Е. Ю. Социальная ответственность и инновационность личности студентов с опытом и без опыта работы по специальности // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2018. – Т. 8, № 5. – С. 73–90. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1805.05 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36433779

             5.     Лызь Н. А., Истратова О. Н., Голубева Е. В. Работающие студенты: образовательная успешность и субъективное благополучие // Высшее образование в России. – 2023. – № 2. – С. 80–96. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=50341933

             6.     Mcnall L., Michel J. A. Dispositional Approach to Work–School Conflict and Enrichment // Journal of Business and Psychology. – 2011. – Vol. 26 (3). – P. 397–411. DOI: https://doi.org/10.1007/s10869-010-9187-0

             7.     Маралов В. Г., Кариев А. Д., Крежевских О. В., Кудака М. А., Агеева Л. Е., Агранович Е. Н. Субъектность, самоэффективность и психологическое благополучие: сравнительное исследование российских и казахстанских студентов // Высшее образование в России. – 2022. – Т. 31, № 10. – С. 135–149. DOI: https://doi.org/10.31992/08693617-2022-31-10-135-149  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49748309

             8.     Aalbers G., vanden Abeele M. M. P., Hendrickson A. T., de Marez L., Keijsers L. Caught in the moment: are there person-specific associations between momentary procrastination and passively measured smartphone use? // Mobile Media communication. – 2022. – Vol. 10 (1). – P. 115–135. DOI: https://doi.org/10.1177/2050157921993896

             9.     Rozental A., Forsström D., Hussoon A., Klingsieck K. B. Procrastination Among University Students: Differentiating Severe Cases in Need of Support From Less Severe Cases // Frontiers in Psychology. – 2022. – Vol. 13. – P. 783570. DOI: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2022.783570

            10.    Hailikari T., Katajavuori N., Asikainen H. Understanding procrastination: A case of a study skills course // Social Psychology of Education. – 2021. – Vol. 24 (2). – P. 589–606. DOI: https://doi.org/10.1007/s11218-021-09621-2

            11.    Steel P. The nature of procrastination: a meta-analytic and theoretical review of quintessential self-regulatory failure // Psychological Bulletin. – 2007. – Vol. 133 (1). – P. 65–94. DOI: https://doi.org/10.1037/0033-2909.133.1.65

            12.    Steel P., Klingsieck K. B. Academic procrastination: psychological antecedents revisited // Australian Psychologist. – 2016. – Vol. 51 (1). – P. 36–46. DOI: https://doi.org/10.1111/ap.12173 

            13.    Rustamov E., Zalova Nuriyeva U., Allahverdiyeva M., Abbasov T., Mammadzada G., Rustamova N. Academic self-efficacy, academic procrastination, and well-being: a mediation model with large sample of Azerbaija // International Online Journal of Primary Education. – 2023. – Vol. 12(2). – P. 84–93. DOI: https://doi.org/10.55020/iojpe.1250574  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=62099035

            14.    Ferrari J. R. Procrastination as self-regulation failure of performance: effects of cognitive load, self-awareness, and time limits on working best under pressure // European journal of Personality, 2001. – Vol. 15 (5). – P. 391–406. DOI: https://doi.org/10.1002/per.413.abs

            15.    Бокова О. А. К вопросу о теоретических основах изучения психологических феноменов ответственности и локуса контроля // Мир науки, культуры, образования. – 2014. – № 5. – С. 181–183. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22629985

            16.    Akca F. An investigation into the self-handicapping behaviors of undergraduates in terms of academic procrastination, the locus of control and academic success // Journal of Education and Learning. – 2012. – Vol. 1 (2). – P. 288–297. DOI: https://doi.org/10.5539/jel.v1n2p288

            17.    Карпов А. В., Карпова Е. В., Маркова Е. В. Локус контроля как фактор метакогнитивной сферы личности и его специфика в образовательной деятельности // Перспективы науки и образования. – 2022. – № 3. – С. 402–421. DOI: https://doi.org/10.32744/pse.2022.3.23  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49287797

            18.    Madan N., Soni Dr. S. Role of Locus of Control and Self-Efficacy in Predicting Academic Procrastination: A Quantitative Analysis // International Journal for Research in Applied Science & Engineering Technology (IJRASET) – 2023. – Vol. 11 (6). – P. 496–500. DOI: https://doi.org/10.22214/ijraset.2023.53419

            19.    Горелова Г. Г., Батурина Н. В., Жаркова С. В. Показатели локуса контроля в связи с предикацией поведения по типу «прокрастинация» // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2019. – № 4. – С. 403–408.  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37785474

            20.    Sari W., Fakhruddiana F. Internal locus of control, social support and academic procrastination among students in completing the thesis // International Journal of Evaluation and Research in Education. – 2019. – Vol. 8 (2). – P. 363–368. DOI: https://doi.org/10.11591/ijere.v8i2.17043

            21.    Akpur U. The effect of procrastination on academic achievement: A meta-analysis study // International Journal of Educational Methodology. – 2020. – Vol. 6 (4). – P. 681–690. DOI: https://doi.org/10.12973/ijem.6.4.681

Дата публикации 30.06.2024