Science for Education Today, 2024, Т. 14, № 3, С. 44–69
УДК: 
37.01+004+37.03+378.046.4

Принципы педагогического дизайна для обучения взрослых: векторы изменений и возможности моделирования на основе образовательных технологий

Кичерова М. Н. 1 (Тюмень, Россия), Трифонова И. С. 1 (Тюмень, Россия), Паюсова Т. И. 1 (Тюмень, Россия)
1 Тюменский государственный университет
Аннотация: 

Проблема и цель. Исследуется проблема развития педагогического дизайна, возможности построения его вариативных моделей на основе технологических решений для синхронизации обучения взрослых с запросами рынка труда. Цель статьи – выявить принципы педагогического дизайна для обучения взрослых, определить векторы его изменений на современном этапе под влиянием образовательных технологий (EdTech).
Методология. Методология базировалась на экосистемном и социально-средовом подходах, использованы методы контент-анализа, экспертных интервью и моделирования. Метод качественного контент-анализа реализован на материалах научных источников с глубиной поиска 10 лет. Отбор экспертов для интервью проводилcя на основе критериальной выборки: опыт работы в сферах обучения взрослых, дополнительного образования и консалтинга, EdTech. Анализ данных базировался на 15 экспертных интервью. Метод моделирования использован авторами для построения концептуальной модели педагогического дизайна.
Результаты. Авторами выявлены и раскрыты отличия педагогического дизайна от классической дидактики, которые проявляются в смене образовательной парадигмы, ориентированной на формирование субъектности обучающихся, открытого многомерного образовательного пространства, экосистемных связей. В результате исследования выделены и визуализированы три этапа становления педагогического дизайна, раскрыта их специфика, векторы изменений.
На примерах EdTech-компаний Skillbox, Skyeng, Stepik, Синергия, SkillFactory, Универсариум, Синхронизация авторами обобщены и сформулированы принципы современного датацентричного педагогического дизайна для взрослых: персонализация, кастомизация, вариативность, сокращение петли обратной связи, анализ группового и индивидуального образовательного опыта, погружение в практику и социальный контекст; разработана и описана концептуальная модель педагогического дизайна для обучения взрослых.
Заключение. Сформулированы и раскрыты принципы современного датацентричного педагогического дизайна для образования взрослых. Педагогический дизайн рассмотрен как научная дисциплина и практическая деятельность. Разработанная авторами модель педагогического дизайна обеспечивает адаптивность и редизайн образовательных программ для взрослых в сегментах дополнительно профессионального образования и EdTech, что способствует созданию экосистемы непрерывного образования.

Ключевые слова: 

педагогический дизайн; образовательные технологии (EdTech); образование взрослых; вариативные модели; образовательные программы; персонализация обучения; экосистемные связи

Библиографическая ссылка:
Кичерова М. Н., Трифонова И. С., Паюсова Т. И. Принципы педагогического дизайна для обучения взрослых: векторы изменений и возможности моделирования на основе образовательных технологий // Science for Education Today. – 2024. – № 3. – С. 44–69. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2403.03
Список литературы: 
  1. Асмолов А. Г., Гусельцева М. С. О ценностном смысле социокультурной модернизации образования: от реформ к реформации // Вестник РГГУ. Серия:  Психология. Педагогика. Образование. – 2019. – № 1. – С. 18–43. DOI: https://doi.org/10.28995/2073-6398-2019-1-18-43  URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=39143022  
  2. Асмолов А. Г., Рабинович П. Д., Заведенский К. Е. Антропологический поворот: культурные практики со-действия развитию сложности Человека // Интеграция образования. – 2023. – Т. 27, № 4. – С. 591–610. DOI: https://doi.org/10.15507/1991-9468.113.027.202304.591-610  URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=56660187   
  3. Подобед М. С. Дидактика в современном профессиональном обучении графических дизайнеров // Мир науки, культуры, образования. – 2020. – № 1. – С. 67–70. DOI: https://doi.org/10.24411/1991-5497-2020-00028  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42507465
  4. Осмоловская И. М. Взаимосвязь дидактики и педагогической практики // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2022. – Т. 1, № 1. – С. 30–42. DOI: https://doi.org/10.24412/2224–0772–2022–82–30–42 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47970862  
  5. Mangaroska K., Giannakos M. Learning analytics for learning design: A systematic literature review of analytics-driven design to enhance learning // IEEE Transactions on Learning Technologies. – 2019. – Vol. 12 (4). – P. 516–534. DOI: https://doi.org/10.1109/TLT.2018.2868673  
  6. Bodily R., Leary H., West R. E. Research trends in instructional design and technology journals // British Journal of Educational Technology. – 2018. – Vol. 50 (1). – P. 64–79. DOI: https://doi.org/10.1111/bjet.12712  
  7. Blau I., Shamir-Inbal T., Avdiel O. How does the pedagogical design of a technology-enhanced collaborative academic course promote digital literacies, self-regulation, and perceived learning of students? // The Internet and Higher Education. – 2020. – Vol. 45. – P. 100722. DOI: https://doi.org/10.1016/j.iheduc.2019.100722  
  8. Mamun M. A., Lawrie G., Wright T. Instructional design of scaffolded online learning modules for self-directed and inquiry-based learning environments // Computers & Education. – 2020. – Vol. 144. – P. 103695. DOI: https://doi.org/10.1016/j.compedu.2019.103695  
  9. Engeness I. Developing teachers’ digital identity: towards the pedagogic design principles of digital environments to enhance students’ learning in the 21st century // European Journal of Teacher Education. – 2021. – Vol. 44 (1). – P. 96–114. DOI: https://doi.org/10.1080/02619768.2020.1849129  

10.Коршунов И. А., Лубников С. В., Ширкова Н. Н. Образование и обучение взрослого населения для развития навыка решения задач // Образование и наука. – 2023. – № 6. – С. 166–192. DOI: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2023-6-166-192 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?edn=vrveas  

11.Райхельгауз Л. Б. Модернизация дидактических теорий: ответ на вызовы современности // Ярославский педагогический вестник. – 2021. – № 4. – С. 19–27. DOI: https://doi.org/10.20323/1813-145X-2021-4-121-19-27 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47446111  

12.Вайндорф-Сысоева М. Е., Воробчикова Е. О. «Педагогический дизайн» как системообразующая категория: подходы и определения // Вестник Мининского университета. – 2023. – Т. 11, № 1. – С. 3. DOI: https://doi.org/10.26795/2307-1281-2023-11-1-3 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?edn=hpfzfb  

13.Mallillin L. L., Mallillin D., Mallillin J., Ampongan Y., Lipayon I., Mejica M., Burabo J. Instructional design for effective classroom Pedagogy of teaching // Eureka: Journal of Educational Research. – 2023. – Vol. 1 (2). – P. 41–52. DOI: https://doi.org/10.56773/ejer.v1i2.6  

14.Stefaniak J., Xu M. An Examination of the Systemic Reach of Instructional Design Models: a Systematic Review // TechTrends. – 2020. – Vol. 64 (5). – P. 710–719. DOI: https://doi.org/10.1007/s11528-020-00539-8  

15.Леушина И. В., Леушина Л. И. Педагогический дизайн и иноязычная подготовка в неязыковом вузе // Вестник Томского государственного университета. – 2023. – № 489. – С. 181–192. DOI: https://doi.org/10.17223/15617793/489/18  URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?edn=oidqzv  

16.McDonald J. K., Yanchar S. C. Towards a view of originary theory in instructional design // Education Technology Research and Development. – 2020. – Vol. 68 (2). – P. 633–651. DOI: https://doi.org/10.1007/s11423-019-09734-8

17.Собина Е. В., Старченко Т. А. Практико-ориентированное обучение как механизм взаимодействия образовательных организаций с работодателями // Техник транспорта: образование и практика. – 2023. – № 4. – C. 385–391. DOI: https://doi.org/10.46684/2687-1033.2023.4.385-391 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=56661588  

18.Saçak B., Bozkurt A., Wagner Ellen. Down the rabbit hole: Revisiting etymology, epistemology, history and practice of instructional and learning design // eLearn. – 2022. – Vol. 2022 (3). – P. 3527485. DOI: https://doi.org/10.1145/3529516.3527485  

19.Anggraeni D., Binar K., Suprapto N., Shofiyah N., Jatmiko B. Systematic Review of Problem Based Learning Research in Fostering Critical Thinking Skills // Thinking Skills and Creativity. – 2023. – Vol. 49 (3). – P. 101334. DOI: https://doi.org/101334.10.1016/j.tsc.2023.101334  

20.Almulla M. A. The Effectiveness of the Project-Based Learning (PBL) Approach as a Way to Engage Students in Learning // Sage Open. – 2020. – Vol. 10 (3). – P. 215824402093870. DOI: https://doi.org/10.1177/2158244020938702

21.Børte K., Nesje K., Lillejord S. Barriers to student active learning in higher education // Teaching in Higher Education. – 2020. – Vol. 28 (3). – P. 597–615. DOI: https://doi.org/10.1080/13562517.2020.1839746  

22.Muhajirah M. Basic of Learning Theory: (Behaviorism, Cognitivism, Constructivism, and Humanism) // International Journal of Asian Education. – 2020. – Vol. 1 (1). – P. 37–42. DOI: https://doi.org/10.46966/ijae.v1i1.23

23.Means A. Platform learning and on-demand labor: sociotechnical projections on the future of education and work // Learning, Media and Technology. – 2018. – Vol. 43 (3). – P. 1–13. DOI: https://doi.org/10.1080/17439884.2018.1504792

24.Абраухова В. В., Помахина Л. И. Актуализация содержательного контента программ подготовки педагогов // Инновационная наука: психология, педагогика, дефектология. – 2022. – Т. 5, № 2. – С. 51–69. DOI: https://doi.org/10.23947/2658-7165-2022-5-2-51-69 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49418903 

25.Fidan M., Gencel N. Supporting the Instructional Videos with Chatbot and Peer Feedback Mechanisms in Online Learning: The Effects on Learning Performance and Intrinsic Motivation // Journal of Educational Computing Research. – 2022. – Vol. 60 (7). – P. 1716–1741. DOI: https://doi.org/10.1177/07356331221077901  

26.Jiang L. Virtual Reality Action Interactive Teaching Artificial Intelligence Education System // Complexity. – 2021. – Vol. 2021 (3). – P. 1–11. DOI: https://doi.org/10.1155/2021/5553211 

27.Mirchi N., Bissonnette V., Yilmaz R., Ledwos N., Winkler-Schwartz A., Del Maestro R. The Virtual Operative Assistant: An Explainable Artificial Intelligence Tool for Simulation-Based Training in Surgery and Medicine // PLOS ONE. – 2020. – Vol. 15 (2). – P. e0229596. DOI: https://doi.org/10.1371/journal.pone.0229596

28.Zotou M., Tambouris E., Tarabanis K. Data-Driven Problem Based Learning: Enhancing Problem Based Learning with Learning Analytics // Educational Technology Research and Development. – 2020. – Vol. 68 (6). – P. 3393–3424. DOI: https://doi.org/10.1007/s11423-020-09828-8 

29.Долгих А. Д. Использование тепловых карт для оптимизации образовательных бизнес-процессов в компании Скилбокс // Моделирование и анализ данных. – 2023. – Т. 13, № 3. – С. 144–157. DOI: https://doi.org/10.17759/mda.2023130310 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=54637227 

30.Залата О. А., Еременко Ю. А. Оценка восприятия образовательного контента на различных уровнях мультимедиа // Интеграция образования. – 2020. – Т. 24, № 4. – С. 678–691. DOI: https://doi.org/10.15507/1991-9468.101.024.202004.678-691 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44389219 

Дата публикации 30.06.2024