Science for Education Today, 2024, Т. 14, № 2, С. 206–230
УДК: 
612.821+159.9.019.3+378.1

Базовые компоненты личностного ресурса, характеризующие персонифицированный субъект деятельности: исследование влияния на академическую успешность студента вуза

Третьякова В. С. 1 (Екатеринбург, Россия), Кайгородова А. Е. 1 (Екатеринбург, Россия), Шаров А. А. 1 (Екатеринбург, Россия), Зеер Э. Ф. 1 (Екатеринбург, Россия)
1 ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (РГППУ)
Аннотация: 

Проблема и цель. В статье раскрывается проблема прогнозирования академической успешности студента вуза. Цель – определить базовые компоненты личностного ресурса, характеризующие персонифицированный субъект деятельности, и эмпирическим путем выявить их влияние на академическую успешность студента вуза.
Методология. В основу научного анализа положены ресурсный и деятельностный подходы, в психологических традициях которых лежит методологический принцип единства сознания и деятельности С. Л. Рубинштейна и А. Н. Леонтьева. Методы исследования: теоретико-методологический анализ научной литературы, диагностические методики, регрессивный анализ, методы математической статистики, обобщения и классификации.
Результаты. Основные результаты, к которым пришли авторы, заключаются в определении базовых смыслообразующих компонентов личностного ресурса в соотнесенности с компонентами персонификации, по которым, по мнению авторов, можно судить об успешной, персонифицированной личности. Эмпирическим путем выявлено их влияние на академическую успешность студентов вуза. Установлено, что не все компоненты личностного ресурса оказывают одинаковую степень влияния на академические успехи студентов вуза.
Заключение. В структуру личностного ресурса ученые включают потенциалы, перечень которых достаточно большой. Авторы определили базовые компоненты, представляющие личностный ресурс, с учетом структуры персонифицированной личности. Установлено, что данные компоненты личностного ресурса могут быть психологическими предикторами, определяющими успешность студента вуза в профессионально-образовательной деятельности. Комплексное диагностическое исследование показало различную степень влияния выявленных компонентов на академическую успешность студентов вуза.

Ключевые слова: 

компоненты личностного ресурса; персонифицированная личность; академическая успешность

Библиографическая ссылка:
Третьякова В. С., Кайгородова А. Е., Шаров А. А., Зеер Э. Ф. Базовые компоненты личностного ресурса, характеризующие персонифицированный субъект деятельности: исследование влияния на академическую успешность студента вуза // Science for Education Today. – 2024. – № 2. – С. 206–230. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2402.09
Список литературы: 
  1. Бодалев А. А. О смысле жизни человека, его акме и других образованиях и их взаимосвязи // Акмеология. – 2004. – № 1. – С. 15–17. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17793977
  2. Геворкян Г. Г. Профессиональная успешность как предмет научной рефлексии в зарубежной и отечественной психологии // Гуманизация образования. – 2015. – № 5. – С. 12–19. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25133156
  3. Гордеева Т. О., Гижицкий В. В. Универсальность и специфичность внутренней и внешней мотивации учебной деятельности и их роли как предикторов академических достижений // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. – 2013. – № 3. – С. 5–13. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21575247
  4. Гордеева Т. О., Сычев О. А., Осин Е. Н. Диагностика диспозиционного оптимизма, валидность и надежность опросника ТДО-П // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2021. – Т. 18, № 1. – С. 34–55. DOI: https://doi.org/10.17323/1813-8918-2021-1-34-55 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46594557  
  5. Двойнин А. М., Троцкая Е. С. Когнитивные предикторы академической успешности: как общие закономерности «работают» на ранних этапах образования? // Психологическая наука и образование. – 2022. – Т. 27, № 2. – С. 42–52. DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2022270204  URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49179021
  6. Деева Н. А. Методика «жизненная успешность»: структура и валидизация // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2022. – Т. 19, № 3. – С. 494–520. DOI: https://doi.org/10.17323/1813-8918-2022-3-494-520 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49817296
  7. Дементий Л. И. К поиску личностных оснований достижения успеха // Личность. Культура. Общество. – 2004. – Т. 6, № 4. – С. 248–258. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=9158456  
  8. Ермолова Т. В., Балыгина Е. А., Литвинов А. В., Гузова А. В. Формирование мотивации достижения у подростков в современном образовательном пространстве // Современная зарубежная психология. – 2019. – Т. 8, № 2. – С. 7–18. DOI: https://doi.org/10.17759/jmfp.2019080201  URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38978135
  9. Ерофеева В. Г., Нартова-Бочавер С. К. Что такое «grit» и почему она может быть личностным ресурсом? // Современная зарубежная психология. – 2020. – Т. 9, № 4. – С. 22–31. DOI: https://doi.org/10.17759/jmfp.2020090402 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44744300
  10. Зеер Э. Ф., Сыманюк Э. Э. Персонификация личности как предиктор преодоления кризиса утраты профессиональной деятельности в возрасте поздней зрелости // Сибирский психологический журнал. – 2022. – № 84. – С. 111–125. DOI: https://doi.org/10.17223/17267080/84/6  URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49278793
  11. Иванова Т. Ю., Леонтьев Д. А., Осин Е. Н., Рассказова Е. И., Кошелева Н. В. Современные проблемы изучения личностных ресурсов в профессиональной деятельности // Организационная психология. – 2018. – Т. 8, № 1. – С. 85−121. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35088255
  12. Корниенко А. В. Представления о жизненной успешности студенческой молодежи // Педагогическая психология | Мир педагогики и психологии. – 2018. – № 9. – C. 104–111. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36289843
  13. Котлярова И. О., Сериков Г. Н. Ресурсный подход к образованию для устойчивого развития // Вестник ЮУрГУ. Серия: Образование. Педагогические науки. – 2022. – № 2. – С. 6–20. DOI: https://doi.org/10.14529/ped220201  URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48591897
  14. Леонтьев Д. А. Три мишени: личностный потенциал – зачем, что и как? // Образовательная политика. – 2019. – № 3. – С. 10–16. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43142677
  15. Поставнев В. М., Поставнева И. В., Двойнин А. М., Романова М. А. Общие и частные когнитивные способности как предикторы академической успешности ребенка на ранних этапах образования // Вестник Московского государственного педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. – 2020. – № 4. – С. 64–73. DOI: https://doi.org/10.25688/2076- 9121.2020.54.4.05  URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44422060
  16. Реан А. А. Психологический анализ проблемы удовлетворенности избранной профессией // Вопросы психологии. – 1988. – № 1. – С. 83–88. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=24353061
  17. Регуш Л. А. Самоотношение подростков и переживание проблем школьной жизни // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. – 2009. – № 100. – С. 57–65. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?edn=kvwvkp
  18. Сыченко Ю. А., Третьякова В. С. Персонализация образовательного процесса как предиктор профессиональной самореализации // Профессиональное образование и рынок труда. – 2023. – Т. 11, № 3. – С. 82–97. DOI: https://doi.org/10.52944/PORT.2023.54.3.005 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=54622491
  19. Третьякова В. С., Кайгородова А. Е., Шаров А. А., Зеер Э. Ф. Исследование социально-профессиональной успешности личности на основе персонификации субъекта деятельности // Science for Education Today. – 2023. – Т. 13, № 3. – С. 101–124. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2303.05 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=54093653
  20. Bostrom L., Bostedt G., Eriksson V., Stenberg I. Student conceptions of motivation to study revealed through phenomenography: Differences and similarities among primary school students // Social Sciences & Humanities Open. – 2023. – Vol. 8 (1). – P. 100505. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ssaho.2023.100505
  21. Cho K. W., Serrano D. M. Noncognitive Predictors of Academic Achievement Among Nontraditional and Traditional Ethnically Diverse College Students // The Journal of Continuing Higher Education. – 2020. – Vol. 68 (3). – Р. 190–206. DOI: https://doi.org/10.1080/07377363.2020.1776557
  22. Deci E. L., Ryan R. M. Facilitating optimal motivation and psychological well-being across life’s domains // Canadian Psychology. – 2008. – Vol. 49 (1). – P. 14–23. DOI: https://doi.org/10.1037/0708-5591.49.1.14
  23. Duckworth A. L., Quirk A., Gallop R., Hoyle R. H., Kelly D. R., Matthews M. D. Cognitive and noncognitive predictors of success // PNAS Proceedings of the National Academy of Sciences of the United States of America. – 2019. – Vol. 116 (47). – Р. 23499–23504. DOI: https://doi.org/10.1073/pnas.1910510116
  24. Hoppe F. Untersuchungen zur Handlungs-und Affektpsychologie. IX. Erfolg und Misserfolg // Psychologische Forschung. – 1931. – Vol. 14 (1). – P. 1–62. DOI: https://doi.org/10.1007/BF00403870
  25. Klusmann U., Aldrup K., Roloff J., Lüdtke O., Hamre B. K. Does instructional quality mediate the link between teachers’ emotional exhaustion and student outcomes? A large-scale study using teacher and student reports // Journal of Educational Psychology.– 2022.– Vol. 114 (6). – P. 1442–1460. DOI: https://doi.org/10.1037/edu0000703
  26. Leung L. What Are Basic Human Needs? A Challenge to the Self-Determination Theory in the SST Context // Psychology. – 2019. – Vol. 10 (7). – P. 958–976. DOI: https://doi.org/10.4236/psych.2019.107063
  27. Ray G. B., Floyd K. Nonverbal Expressions of Liking and Disliking in Initial Interaction: Encoding and Decoding Perspectives // Southern Communication Journal. – 2006. – Vol. 71 (1). – Р. 45–65. DOI: https://doi.org/10.1080/10417940500503506
  28. Reynolds K., Bazemore C., Hanebuth C., Hendren S., Horn M. The relationship of non-cognitive factors to academic and clinical performance in graduate rehabilitation science students in the United States: a systematic review // Journal of Educational Evaluation for Health Professions. – 2021. – Vol. 18. – Р. 31. DOI: https://doi.org/10.3352/jeehp.2021.18.31
  29. Saariaho E., Toom A., Soini T., Pietarinen J., Pyhältö K. Student teachers' and pupils' co-regulated learning behaviours in authentic classroom situations in teaching practicums // Teaching and Teacher Education. – 2019. – Vol. 85. – Р. 92–104. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tate.2019.06.003
  30. Torrance E. P. Can we teach children to think creatively? // Journal of Creative Behavior. –1972. – Vol. 6 (2). – P. 114–143. DOI: https://doi.org/10.1002/j.2162-6057.1972.tb00923.x
  31. Yerkes R. M., Dodson J. D. The Relation of Strength of Stimulus to Rapidity of Habit Formation // Journal of Comparative Neurology & Psychology. – 1908. – Vol. 18 (5). – Р. 459–482. DOI: https://doi.org/10.1002/cne.920180503
  32. Zen S., Ropo E., Kupila P. International teacher education programme as a narrative space for teacher identity reconstruction // Teaching and Teacher Education. – 2022. – Vol.109. – Р. 103527. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tate.2021.103527
Дата публикации 30.04.2024