Профессиональная направленность и ее роль в социализации личности студента в культурно-образовательном пространстве высшей школы
2 Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, Магнитогорский педагогический колледж
3 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет»
Проблема и цель. В статье представлен теоретизированный обзор специфических особенностей (граней) социализации личности студента, адаптированный к условиям многовекторных социальных вызовов современности, а также проведена оценка влияния нерегламентированной (творческой) и жестко алгоритмизированной профессиональной направленности на процесс социализации личности студента в культурно-образовательном пространстве высшей школы. Интерес к проблеме исследуемых феноменов продиктован современными дискуссиями вокруг культурно-образовательного пространства высшей школы, специфики его саморазвертывания в быстро и порой непредсказуемо меняющейся социальной реальности. Цель статьи заключается в изучении феномена профессиональной направленности и ее роли в социализации личности студента в культурно-образовательном пространстве высшей школы.
Методология. Методологическую основу исследования составили социально-философский и системный подходы. Авторы использовали методологические принципы диалектики, историзма, детерминизма, единства сознания и деятельности, развития и личностного подхода (А. Н. Леонтьев, К. К. Платонов, С. Л. Рубинштейн и др.); принцип социокультурной обусловленности процессов и явлений (Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн и др.); принцип системного подхода к изучению целостной личности и индивидуальности (A. B. Карпов, Б. Ф. Ломов, B. Д. Шадриков, Е. Ф. Ященко и др.); \
принцип метасистемности как общий принцип организации (A. B. Карпов, Е. В. Карпова, Е. Ф. Ященко); принцип системогенетического подхода к исследованию проблем профессионального становления и реализации субъекта труда (Э. Ф. Зеер, А. К. Маркова, Л. М. Митина, Ю. П. Поваренков, В. Д. Шадриков). Среди методов, которыми пользовались авторы, следует обозначить: сравнительно-исторический, дедуктивный, хронологический, обобщение и анализ. Для оценки профессиональной направленности личности использовалась психодиагностическая методика О. П. Елисеева «Направленность личности».
Результаты. Основные результаты заключаются в выявлении роли профессиональной направленности в социализации личности студента в культурно-образовательном пространстве высшей школы, а именно: 1) установлено, что профессиональная направленность отождествляется с проявлением общей направленности в профессиональной деятельности, характеризуя избирательное отношение к профессии, определяясь всеми побуждениями в мотивационной сфере личности человека; 2) выявлено, что традиционно профессиональная направленность включает в себя различающиеся между собой подсистемы технической и гуманитарной подготовки, которые были выделены на основании критерия, отражающего взаимосвязь личностных характеристик и профессиональной сферы; 3) обоснована позиция, согласно которой направленность личности играет одну из ключевых ролей в профессионализации индивида, определяет его мотивацию, а также способствует успешной социализации в условиях обучения в вузе.
Авторами выделены актуальные проблемы феномена профессиональной направленности личности как сложно структурированной системы когнитивного знания, выступающей основой для овладения студентом понимания гуманистической роли профессионального образования в развитии не просто индивидуальной зоны компетентностного поля действий, но, прежде всего, гражданской ответственности за качество собственной деятельности в означенной сфере социального бытия.
Заключение. В заключении делаются выводы о том, что авторами в результате теоретического анализа выявлены специфические особенности генезиса понятий (профессионализация личности, направленность личности, социализация, профессиональная направленность) в сравнительно-сопоставительном контексте социально-философской парадигмы социокультурных характеристик образования. Обоснована позиция, согласно которой профессионализация с учетом направленности личности студентов в культурно-образовательном пространстве высшей школы является критерием их социализации.
высшая школа; образование; профессионализация личности; направленность личности; социализация; профессиональная направленность; самоактуализация.
1. Makarova O. Yu., Gorbunova D. V. The study of educational needs in the context of the educational process in higher school // Казанский лингвистический журнал. – 2021. – № 3. – С. 466–479. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47112606 DOI: https://doi.org/10.26907/2658-3321.2021.4.3.466-479
2. Papaioannou G., Volakaki M. G., Kokolakis S., Vouyioukas D. Learning Spaces in Higher Education: A State-of-the-Art Review // Trends in Higher Education. – 2023. – Vol. 2 (3). – P. 526–545. DOI: http://dx.doi.org/10.3390/higheredu2030032
3. Zydziunaite V., Daugėla M. Being a Higher Education Teacher: Living in the Professional Space and Creating the Professional Body // Pedagogika. – 2020. – Vol. 139 (3). – P. 35–51. DOI: http://dx.doi.org/10.15823/p.2020.139.2
4. Zinevych A. The existential and the spiritual in the existential anthropology of G. Marcel and E. Murkowski // Anthropological Measurements of Philosophical Research. – 2018. – Vol. 14. – P. 142–157. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36805555 DOI: http://dx.doi.org/10.15802/ampr.v0i14.150755 URL: / EDN
5. Shkor L. Realization of social and spiritual needs of a person in the context of non-institutional practices of polyartistic education // SHS Web of Conferences (SAHD 2021). – 2021. – Vol. 101. – P. 03013. DOI: http://dx.doi.org/10.1051/shsconf/202110103013
6. Pal A. Motivations of Individuals Participating in Social Media: A Cultural Perspective // Journal of Modern Accounting and Auditing. – 2018. – Vol. 14 (6). DOI: http://dx.doi.org/10.17265/1548-6583/2018.06.003
7. Huijsmans R., Ansell N., Froerer P. Introduction: Development, Young People, and the Social Production of Aspirations // The European Journal of Development Research. – 2021. – Vol. 33 (1). – P. 1–15. DOI: http://dx.doi.org/10.1057/s41287-020-00337-1
8. Xinyin C., Chung J., Lechcier-Kimel R., French D. Culture and Social Development // The Wiley-Blackwell Handbook of Childhood Social Development, Second Edition. – 2011. – P. 141–160. DOI: http://dx.doi.org/10.1002/9781444390933.ch8
9. Vlasov M., Polbitsyn S. N., Olumekor M., Haddad H. Exploring the Role of Socio-Cultural Factors on the Development of Human Capital in Multi-Ethnic Regions // Sustainability. – 2023. – Vol. 15 (21). – P. 15438. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=63849037 DOI: http://dx.doi.org/10.3390/su152115438
10. Тхагапсоев Х. Г. Университет в современной России: технология как стратегический горизонт? // Высшее образование в России. – 2011. – № 4. – C. 58–61. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=16357004
11. Christopherson S., Gertler M., Gray M. Universities in Crisis. Cambridge Journal of Regions, Economy and Society. – 2014. – Vol. 7 (2). – P. 209–215. DOI: http://dx.doi.org/10.1093/cjres/rsu006
12. Ahmed S. A., Shehata M. H. K., Wells R. L., Amin H. A. A., Atwa H. S. M. A Step-by-Step Guide to Managing the Educational Crisis: Lessons Learned from COVID-19 Pandemic // Journal of Microscopy and Ultrastructure. – 2020. – Vol. 8 (4). – P. 193. DOI: http://dx.doi.org/10.4103/jmau.jmau_79_20
13. Байковская Н. А. Развитие идеи Л. Кольберга о межкультурной универсальности становления моральных суждений в современных исследованиях // Психологическая наука и образование. – 2013. – № 2. – С. 190–202. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=19414902
14. Шамионов Р. М., Григорьева М. В., Григорьев А. В. Волевые качества как предикторы значимости социальной активности студентов // Социальная психология и общество. – 2019. – Т. 10, № 1. – С. 18–34. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37273936 DOI: http://dx.doi.org/10.17759/sps.2019100102
15. Yılmaz C. Human resources planning process with the impact of the new public management // Public Administration Issues. – 2022. – Vol. 62. – P. 78–95. DOI: http://dx.doi.org/10.17323/1999-5431-2022-0-6-78-95
16. Темнова Н. К. Современные аспекты развития концепции управления человеческими ресурсами в вузе // Экономика и управление: проблемы, решения. – 2023. – Т. 3, № 9. – С. 166–172. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=54735285 DOI: http://dx.doi.org/10.36871/ek.up.p.r.2023.09.03.018
17. Киртава Г. Т., Кандаурова А. В. Подходы к определению понятия «профессиональная направленность личности» // Вестник Нижневартовского государственного университета. – 2023. – Т. 62, № 2. – C. 85–99. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=54094440 DOI: http://dx.doi.org/10.36906/2311-4444/23-2/08
18. Miloradova N., Savina E. Problem of Professional Personality Orientation Formation of a Future Builder and Architect // Procedia Engineering. – 2015. – Vol. 117. – P. 252–257. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23954727 DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.proeng.2015.08.159
19. Grothe-Hammer M., Berkowitz H. Unpacking Social Order: Toward a Novel Framework That Goes Beyond Organizations, Institutions, and Networks // Critical Sociology. – 2024. – Vol. 50 (7-8). – P. 1399–1420. DOI: http://dx.doi.org/10.1177/08969205241232411
20. Zeer E. F., Tretyakova V. S., Zinnatova M. V. Innovative Model of Socio-Professional Development of a Student’s Personality // The Education and science journal. – 2020. – Vol. 22 (3). – P. 83–115. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42863830 DOI: http://dx.doi.org/10.17853/1994-5639-2020-3-83-115
21. Stroyanovska O., Dolynska L., Shevchenko N., Andriiashyna N., Melnyk I., Tsybuliak N. The Influence of the Professional Orientation of Students of Different Gender on Their Ideas of Happiness // BRAIN. Broad Research in Artificial Intelligence and Neuroscience. – 2020. – Vol. 11 (4). – P. 51–71. DOI: http://dx.doi.org/10.18662/brain/11.4/141
22. Chang P.-C., Guo Y., Cai Q., Guo H. Proactive Career Orientation and Subjective Career Success: A Perspective of Career Construction Theory // Behavioral Sciences. – 2023. – Vol. 13 (6). – P. 503. DOI: http://dx.doi.org/10.3390/bs13060503
23. Rojewski J. W., Choi I., Hill J. R., Ko Y., Walters K. L., Kwon S., McCauley L. Career orientation and perceived professional competence among clinical research coordinators // Journal of Clinical and Translational Science. – 2019. – Vol. 3 (5). – P. 234–244. DOI: http://dx.doi.org/10.1017/cts.2019.385
24. Longin M. D., Hruška D., Sedinić V. Relationship between Personality and Learning Goal Orientation Preceding the First Employment // Sustainability. – 2021. – Vol. 13 (6). – P. 3003. DOI: http://dx.doi.org/10.3390/su13063003
25. Alaghmand S., Mozaffar F., Hosseini S., Sedghpour B. Investigating Factors Affecting Students' Self-Actualization At University Spaces // Revista Romaneasca pentru Educatie Multidimensionala. – 2018. – Vol. 10 (1). – P. 1. DOI: http://dx.doi.org/10.18662/rrem/32
26. Uvarina N. V., Savchenkov A. V., Pakhtusova N. A., Gnatyshina E. A., Shumakova O. A. Aspects of the Problem of Forming Professional Tolerance Of future School Teachers Within Conditions of Virtual Educational Environment // Journal of Advanced Research in Dynamical and Control Systems. – 2020. – Vol. 12 (3). – P. 1399–1420. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43281685 DOI: http://dx.doi.org/10.5373/JARDCS/V12SP3/20201368
27. Савченков А. В. Экстремальная педагогика как фактор формирования эмоциональной устойчивости педагога // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2018. – Т. 8, № 5. – С. 22–40. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36433776 DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1805.02