Science for Education Today, 2024, Т. 14, № 5, С. 7–26
УДК: 
37.017+37.018

Особенности трудового воспитания обучающихся в современных социальной и образовательной средах

Милькевич О. А. 1 (Москва, Россия)
1 Академия управления Министерства внутренних дел Российской Федерации; Институт изучения детства, семьи и воспитания
Аннотация: 

Проблема и цель. В статье представлены результаты изучения проблемы трудового воспитания обучающихся в контексте происходящих изменений в социальной и образовательной средах. Цель статьи – выявление особенностей трудового воспитания обучающихся в современных социальной и образовательной средах с позиции преемственности задач его реализации на различных уровнях образования и согласованности с задачами общего образования.
Методология. Теоретические методы исследования включают в себя анализ источников, анализ программ воспитания для различных уровней образования. Эмпирические методы исследования: изучение педагогического опыта, опрос. В опросе приняли участие: 8850 педагогов дошкольного образования из 53 регионов Российской Федерации; 317 166 родителей (законных представителей) детей дошкольного возраста из 87 регионов страны; 4913 заместителей директоров общеобразовательных школ, представляющих 61 регион; 190 080 родителей обучающихся школьного возраста из 88 регионов.
Результаты. В результате проведенного исследования выявлены: недостаточная оформленность теоретических положений; разрозненность сложившихся отдельных практик трудового воспитания обучающихся, их недостаточные преемственность на различных уровнях образования и согласованность с задачами общего образования; низкая активность родителей в реализации задач трудового воспитания по мере возрастного развития ребенка, размытость представлений родителей о значимости и содержании трудового воспитания обучающихся на различных уровнях образования. Сформулированы условия реализации трудового воспитания в современных социальной и образовательной средах.
Заключение. Выявленные особенности трудового воспитания обучающихся на современном этапе отражают недостаточную разработанность теоретических и методических оснований организации трудового воспитания обучающихся и актуализируют необходимость дальнейшего изучения проблемы, а также разработки модели трудового воспитания с учетом преемственности на различных уровнях образования и согласованности с приоритетными задачами общего, среднего профессионального образования и примерными (федеральными) программами воспитания.

Ключевые слова: 

преемственность программ воспитания; трудовое воспитание; ценность труда; содержание трудового воспитания; целевые ориентиры результатов трудового воспитания; формы трудового воспитания; успешные практики трудового воспитания

Библиографическая ссылка:
Милькевич О. А. Особенности трудового воспитания обучающихся в современных социальной и образовательной средах // Science for Education Today. – 2024. – № 5. – С. 7–26. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2405.01
Список литературы: 
  1. Асадуллина А. М., Cалахова Н. О. Формирование активной жизненной позиции обучающихся средствами волонтерского движения // Глобальная экономика и образование. – 2022. – Т. 2, № 1. – С. 108–115. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49334474
  2. Белых И. Н. Генезис общественно-полезного труда в советской школе Приенисейской Сибири в 1920-е годы: от самообслуживания к социалистическому строительству // Педагогика. Вопросы теории и практики. – 2022. – Т. 7, № 9. – С. 916–921. DOI: https://doi.org/10.30853/ped20220136 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49601566
  3. Декина Е. В. Формирование ценностного отношения подростков к труду // Вестник Саратовского областного института развития образования. – 2023. – № 3. – С. 6–10. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=54938449 
  4. Ляпах С. Н., Филимонюк Л. А. Модель и программа реализации профильно-ориентированного трудового воспитания учащихся сельских школ в условиях ученической производственной бригады // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. – 2016. – № 2. – С. 146–155. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?edn=wczisj&ysclid=lz11ylcgzn233147110
  5. Милькевич О. А. Изменение содержания образования в контексте социально-культурных коллизий и парадоксов // Вестник педагогических наук. – 2023. – № 8. – С. 6–10. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=58903244
  6. Милькевич О. А., Рябцев А. В. Формирование традиционных духовно-нравственных ценностей личности: проблемный анализ // Гуманитарные науки (г. Ялта). – 2023. – № 2. – С. 31–37. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=54236550
  7. Орлов К. А., Шкуропий К. В. Генезис и современное состояние проблемы трудового воспитания школьников // Педагогика современности. – 2023. – № 2. – С. 47–52. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=54731339
  8. Сармутдинова Г. Б. Процессная модель трудового воспитания младших школьников во внеурочной деятельности // Мир науки, культуры, образования. – 2024. – № 1. – С. 195–197. DOI: https://doi.org/10.24412/1991-5497-2024-1104-195-197 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=63020872
  9. Скрипова Н. Е., Коржова Н. Б. Характеристика психолого-педагогических механизмов становления у школьников уважительного отношения к производительному труду с использованием потенциала школьного лесничества в условиях мегаполиса // Казанский педагогический журнал. – 2019. – № 2. – С. 82–87. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38191204

10.Штогрина Е. Н. Общественно полезный труд: ретроспективный анализ и обоснование этапов развития данного социально-педагогического феномена // Вестник МГПУ. Серия Педагогика и психология. – 2016. – № 3. – С. 85–94. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26696560&ysclid=lz128g06n0810606805

11.Ashilova M. S., Begalinov A. S., Pushkarev Yu. V., Begalinova K. K., Pushkareva E. A. Values in foundation of modern globalizing society: Change study // Science for Education Today. – 2023. – Vol. 13 (2). – P. 99–121. DOI: https://doi.org/10.15293/2658-6762.2302.05 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=53699841

12.Asylbekova M. P., Otarova T. N., Yelkin D. C. The importance of transversal skills in higher education curricula and in the labor market // Bulletin of the L.N. Gumilyov Eurasian National University. Pedagogy. Psychology. Sociology Series. – 2023. – No. 1. – P. 178–193. DOI: https://doi.org/10.32523/2616-6895-2023-142-1-178-193 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=61559083

13.Bielova A., Zhuravska N., Koval S., Agayev A. The Main Vectors of Labor and Education Transformation of Modern Workforce // Proceedings of the 3rd International Conference on Building Innovations: ICBI: International Conference Building Innovations. – Cham: Springer, 2021. – P. 579–589. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-030-85043-2_55

14.Brighouse H., Swift A. Family values reconsidered: a response // Critical Review of International Social and Political Philosophy. – 2017. – Vol. 21 (3). – P. 385–405. DOI: https://doi.org/10.1080/13698230.2017.1398492

15.Gheaus A. Childhood: Value and duties // Philosophy Compass. – 2021. – Vol. 16 (12). – P. 12793. DOI: https://doi.org/10.1111/phc3.12793

16.Ilyina I. V., Tsakhaeva A. A., Smelov P. A., Zaytseva O. Y., Panfilova V. M., Eshinimaeva-Shagdarova E. T. Labor field and educational services: Interaction of two markets within professional education // Opcion. – 2018. – Vol. 34 (16). – P. 858–878. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38659059&ysclid=lz12zik09f406627304

17.Kuznetsova O. N., Tkachenko A. E., Maksimov V. Y., Narozhnaya G. A., Toiskin V. S. Approaches to quality of education that conform to the needs of labor market in information society // Perspectives on the Use of New Information and Communication Technology (ICT) in the Modern Economy, Pyatigorsk, Russia, Vol. 726. – Cham: Springer Nature Switzerland AG, 2018. – P. 1134–1143. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-319-90835-9_128 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35720181&ysclid=m06wnbz26t861039490

18.Mikander P., Zilliacus H., Holm G. Intercultural education in transition: Nordic perspectives // Education Inquiry. – 2018. – Vol. 9 (1). – P. 40–56. DOI: https://doi.org/10.1080/20004508.2018.1433432

19.Milkevich O. A., Gileva A. V., Vatina E. V. Training of teaching staff in the context of the transformation of the value of family and childhood // Perspectives of Science and Education. – 2023. – No. 2. – P. 125–140. DOI: https://doi.org/10.32744/pse.2023.2.7 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=52657620

20.Ramaswamy M., Marciniuk D. D., Csonka V., Colò L., Saso L. Reimagining internationalization in higher education through the United Nations sustainable development goals for the betterment of society // Journal of Studies in International Education. – 2021. – Vol. 25 (4). – P. 388–406. DOI: https://doi.org/10.1177/10283153211031046 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46925540

21.Ronzhina N. V., Romantsev G. M., Piskunov V. A., Vrbka J. Economic laws of division and changing the labor in the system of contemporary vocational education determination // International Electronic Journal of Mathematics Education. – 2016. – Vol. 11 (7). – P. 2788–2799. URL: https://www.elibrary.ru/hofcsq?ysclid=m06xuamp5r929695941

22.Spinrad M. L., Relles S. R., Watson D. L. Not in the Greater Good: Academic Capitalism and Faculty Labor in Higher Education // Education Sciences. – 2022. – Vol. 12 (12). – P. 912. DOI: https://doi.org/10.3390/educsci12120912

Дата публикации 31.10.2024